в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Искусство учиться
5 советов, как подготовиться к ЕГЭ
20 апреля 2 566 просмотров
Искусство учиться
5 советов, как подготовиться к ЕГЭ
20 апреля 2 566 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

ЕГЭ — это не только проверка знаний, но и жесткий тест на психологию. Сможет ли ребенок организовать подготовку так, чтобы не перегореть? Не помешает ли ему волнение в день ЕГЭ? Наши советы помогут подойти к экзаменам со знаниями и спокойствием.

Придумайте награду за успех

Все понимать и запоминать, возможно, если правильно сочетать занятия и отдых. Катерина Ленгольд в книге «Просто космос» называет награду за успех морковкой. Катерина закончила школу на пятерки в 14 лет, она получила несколько высших образований и училась в одном из лучших университетов в Америке. Она, как никто другой, знает, что нужно для успешной подготовки к экзаменам. К ее советам как минимум стоит прислушаться.


Просто космос

«Существует не очень приличная, но весьма точная фраза, объясняющая то, как можно мотивировать себя и окружающих: „Есть два способа мотивации: морковка спереди и морковка сзади“.

Обе морковки хороши по-своему. Морковка сзади — это когда мы двигаемся вперед, опасаясь негативных последствий. Дедлайн — один из вариантов такой мотивации. Избегая чувства вины от невыполненных обещаний, данных себе и окружающим, мы прекращаем плевать в потолок и беремся за дело.

Морковка спереди, напротив, — позитивная мотивация. Мы обещаем себе награду за успех, и желание заполучить ее мотивирует на великие свершения.

Комбинация двух морковок работает на ура. Синергетический эффект получается десятикратный.


Предложите ребенку варианты „морковок“. Источник

Награда, как и цели, должна быть конкретной. Потратьте пять-десять минут, чтобы детально описать вашу вкусную „морковку“.

Последние пару лет я стараюсь не тратить „морковки“ на накопление барахла. Вместо вещей я дарю себе впечатления. Типичный пример моей „морковки“ — это поездка на выходные с друзьями за город на природу. Но здесь выбор за вами: наградой может быть и заветная пара туфелек, и очередной очень нужный гаджет. Главное — чтобы „морковка“ была желанной».

Разбейте подготовку на «помидоры»

Все задачи Катерина разбивает на 25-минутные интервалы («помидоры») с обязательным пятиминутным перерывом. После четырех блоков следует получасовой отдых. Эта техника называется «помодоро» (pomodoro — это помидор по-итальянски). Несмотря на кажущуюся простоту, она очень эффективна.

Во-первых, тикающий таймер с обратным отсчетом создает весьма ощутимое давление дедлайна, которое отлично мотивирует. Во-вторых, любые отвлечения во время 25-минутного блока можно легко отложить до ближайшего перерыва. В-третьих, психологически гораздо проще работать с задачами удобоваримого размера. Если вам нужно съесть слона, сначала нарежьте его на кусочки. Кстати, этот процесс поможет четко сформулировать задачу и подойти к ней более системно.

Например, школьнику нужно повторить большую тему. Подступать к ней боязно из-за масштабности. Составьте вместе с подростком подробный план, где вы опишите самые мелкие шаги. Например, 1) в учебнике прочитать главу № 3, 2) сделать упражнение из рабочей тетради, 3) изучить биографию ученого, 4) ответить на вопросы учителя, и так далее. Когда задача разбита на мелкие кусочки, гораздо легче приступить к ее выполнению.

Новый материал — утром, повтор — вечером

Мы воспринимаем информацию в разное время по-разному. Как правило, утром мы готовы усваивать новый материал. Если это перенести на вечер, то, скорее всего, «в одно ухо влетит, в другое вылетит». Вечером лучше всего повторять пройденный материал.

Это не предположения, а доказанные факты. Об этом пишет, в частности, специалист по хронотипам Майкл Бреус в книге «Всегда вовремя». Наш организм подвержен законам биологических часов. Проще говоря, ночью, когда природа спит, и нам хочется спать. Днем, наоборот, мы становимся энергичнее. Существуют ритмы, от которых зависит, принесут ли наши действия пользу.


«Всегда вовремя»

Например, ритм сбора информации зависит от качества отдыха. Можно прослушать песню хоть десять раз, но, когда вы измотаны, мозг не в состоянии воспринимать слова. Именно поэтому бесполезно учить что-то в ночь перед экзаменом. Лучше поспать — так хотя бы есть шанс вспомнить то, что учил ранее.

Во сне не только сохраняется информация, но и подготавливается пространство для новой информации. Это как перекладывать мелочь в копилку, чтобы освободить в кошельке место для очередных поступлений. Не забывайте, что мало просто вложить сведения в голову, их надо оттуда еще вытащить, поэтому важно, чтобы ребенок полноценно отдыхал.

О чтении учебников

Один из самых распространенных стереотипов — читать учебники нужно «от корки до корки». Мы тоже так думали, пока не освоили методы скорочтения. Павел Палагин в книге «Скорочтение на практике» предлагает другой подход. Для начала нужно понять цель чтения. Нужно остановиться и задать себе три обязательных вопроса.


Скорочтение на практике

  1. Зачем я хочу это прочесть?
  2. Как я буду использовать полученную информацию?
  3. Сколько у меня есть времени на чтение?

Ответы на эти вопросы позволят школьникам проактивно подходить к чтению. Сформулировав свои ответы, подросток начнет работать с текстами осознанно. Без такой процедуры человек, зацепившись взглядом за несколько интересных заголовков, может впустую потратить полчаса и даже больше! Причем на следующий день в памяти о них ничего не сохранится.


Читать с целью и без цели — совершенно разные вещи

Ответ на первый вопрос проясняет, зачем что-то нужно прочесть; второй вопрос помогает понять возможную практическую пользу прочитанного; ответ на третий вопрос дает дополнительный стимул за счет осознания времени, которое школьник может отвести на чтение. Когда выполнение задачи ограничено сроками, мозг гораздо сосредоточеннее работает над ее решением. Если ответом на третий вопрос будет «сколько угодно», то Павел рекомендует осознанно установить срок, к которому необходимо завершить чтение выбранного текста.

Научиться читать задания

Обидно недобрать баллов на ЕГЭ из-за невнимательного чтения заданий. Выпускники так торопятся, что не уделяют внимания формулировкам и допускают нелепые ошибки.

В книге «Как научить ребенка учиться» есть дельные советы, как этого избежать. Донесите до школьников, что делать в первые минуты экзамена и во время чтения билетов.


Как научить ребенка учиться

Открыв экзаменационный материал, сделай глубокий вдох и соберись с мыслями. Сохраняй позитивный настрой, помни: экзамен — возможность показать, что ты узнал и чему научился. А экзаменатор — твой друг и желает тебе успеха.

Что делать:

  • Прочти экзаменационный материал и внимательно следуй инструкции.
  • Изучи все вопросы и реши, на какие будешь отвечать.
  • Распредели время, прикинь, сколько тебе потребуется на освещение каждого вопроса.
  • Выполняя задания с развернутым ответом, покажи ход своих мыслей и порядок действий.
  • Берись за те вопросы, на которые ты сможешь ответить лучше всего.
  • Прежде чем записать ответ, еще раз перечитай задание до конца.

Что не делать:

  • Не начинай выполнять задания, пока не изучишь инструкцию к экзаменационному материалу.
  • Не трать много времени на темы, которые знаешь плохо или вообще не знаешь.
  • Не застревай надолго на одном вопросе.
  • Не отвечай на вопросы, которые не заданы.
  • Не торопись с ответом. Вдумайся в суть вопроса.
  • Не паникуй. Старайся сохранять спокойствие.

Сложность экзамена в том, что за короткий промежуток времени нужно показать все, на что способен. Именно поэтому здесь играют роль не только знания, но и психологические моменты. Помогите школьнику подготовиться к экзаменам с умом!

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи