Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
9 вещей, которые родители должны знать о чтении
1 марта 2019 15 104 просмотра

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Чтение — это не просто складывание букв в слова. Из этой статьи вы узнаете, как научить ребенка не просто читать, а понимать текст, почему у многих детей не получается легко освоить чтение, какое значение имеет устная речь в развитии этого навыка и многое другое.

Зависимость от общего уровня успеваемости

В детский сад дети приходят с разным набором навыков, умений. Некоторые малыши не так развиты, как их сверстники, и этот разрыв, как правило, сохраняется в дальнейшем. Причем с каждым годом он даже усиливается, по мере того как усложняется материал для изучения. Есть устойчивая корреляция между общим уровнем успеваемости и чтением: если ребенок имеет широкий кругозор, он и читает, как правило, хорошо. В ином случае у детей есть проблемы на уроках литературы.

Обучать чтению нужно комплексно

Чтение — это многослойный процесс, который включает в себя одновременно несколько навыков. Можно провести аналогию между чтением и работой таксиста. Читателям и водителям необходимо:

  • приобрести собственную машину (овладеть механическими навыками считывания, понимания слов);
  • осуществлять техническое обслуживание (приобретать материалы для чтения, убедиться в качестве печатной продукции);
  • и самое главное — уметь водить (быть мотивированным, нацеленным и помнить о маршруте, по которому мы следуем).

Чтение — это многослойный процесс, который включает в себя одновременно несколько навыков.
Кстати о машинах… Перед вами книга «Как собрать автомобиль»

Но если для сборки автомобиля достаточно взять разные детали и соединить их, то с чтением такой трюк не пройдет. Мы не можем разделить систему чтения на части. Мы не можем тренировать что-то одно. Читательские навыки должны развиваться вместе.

Помните, что конечная цель чтения — постичь смысл написанного, то есть чтобы автомобиль хорошо работал и доехал до пункта назначения.

О цели чтения

Во время обучения нужно держать в голове конечную цель и учителям, и ученикам. Учителя должны работать с маленькими детьми, придерживаясь баланса различных аспектов чтения — это в том числе, фонематическое восприятие, фонетический слух, беглость речи, словарный запас и понимание смысла. Хорошие учителя развивают эти навыки, при этом взращивая любовь к книгам, словам и историям.

У детей, которые не умеют читать, обычно есть проблемы с речью

Трудности с распознаванием слов обычно лежат в основе большинства проблем с чтением. Такие читатели с трудом понимают, что звуки в словах связаны с определенными буквами и слогами. Это называется алфавитным принципом чтения.

Проблема тех, кому не удается постичь этот алфавитный принцип, — в плохо развитом фонематическом восприятии. Другими словами, дети не понимают, что слова состоят из звуков или фонем. Когда ребенок не может автоматически распознать слова, его чтение, как и понимание написанного, не может быть свободным.

Большое значение имеет дошкольная подготовка

Обучение чтению в школе зависит от того, насколько хорошо подготовили ребенка в детском саду. Вот три навыка, которыми должен обладать каждый школьник:

  • умение распознавать и называть буквы алфавита;
  • умение пользоваться книгами и другими источниками текста (например, понимание, что находится в начале книги, что находится в конце, как переворачивать страницы);
  • понимание фонем (звуков в словах).
Чтение вслух здорово развивает эти навыки.

От того, насколько часто родители читали детям-детсадовцам, зависит, как хорошо ребенок будет готов к самостоятельному чтению.

Чтение тесно связано с умением говорить и слушать

Родители и воспитатели должны говорить с детьми, а также слушать их, чтобы помочь малышам развить навыки, необходимые для чтения. Например, ребенок говорит: «Пече». А вы переспрашиваете: «Ты хочешь печенье?» Таким образом, вы показываете лексическое значение слова, его правильное звучание, синтаксическую структуру предложения, а также демонстрируете, как правильно выразить цель во время коммуникации. Все это поможет ребенку освоить чтение в последующие годы.

Родители и воспитатели должны говорить с детьми, а также слушать их, чтобы помочь малышам развить навыки, необходимые для чтения.
Виммельбух «Курьер» поможет развить речевые навыки

Песенки и словесные игры также помогают распознавать фонемы в словах. Проблемы у детей с речью, слухом или языковым аппаратом нужно выявить как можно раньше, чтобы решить их без ущерба для учебы.

Без дополнительной помощи ребенок не решит проблемы с чтением

Дети учатся читать в первом классе по определенной схеме. Но школьники, у которых это не получается, похоже, не смогут освоить этот навык без специальной помощи.

По данным американского исследования, 88% детей, у которых были трудности с чтением в конце первого класса, имели аналогичные проблемы и в конце 4 класса. Три четверти учеников, которые плохо читали в третьем классе, не смогли повысить уровень чтения в средней школе.

Эти факты говорят о том, насколько важно развивать детей в возрасте до 5 лет.

Плохо читающие ученики подтягивали навык, если получали помощь

От 85 до 90% тех, кому помогали решить проблемы с чтением, смогли повысить свой уровень до среднего. Но заниматься надо комплексно — фонематическим восприятием, фонетическим слухом, беглостью речи, словарным запасом, пониманием смысла, орфографией. Только хорошо подготовленный специалист сможет действительно помочь плохо читающему ребенку.

Две трети детей с нарушениями чтения стали читать на среднем уровне или даже выше, получив в раннем возрасте квалифицированную помощь. Поэтому особенно важно, чтобы в классе был квалифицированный педагог, который сможет вовремя обнаружить проблемы.

Обучение чтению — командная работа

Родители, учителя, воспитатели должны понимать, насколько важную роль они играют в обучении детей. Исследования показывают, что и от семьи, и от школы, и от детского сада зависит, будет ли малыш успешно читать. Пришло время объединить усилия, чтобы каждый ребенок научился хорошо читать. Это вопрос и вашей ответственности.

Перевод статьи с сайта readingrockets.org
На обложке поста: книга «Люблю. Мама»

Похожие статьи