Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как развивать эмоциональный интеллект у школьников
16 февраля 2019 23 732 просмотра

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Каким умным ни был бы ребенок, есть качества, без которых ему будет тяжело добиться успеха в жизни. Да что там успеха — они необходимы для обычного человеческого счастья. Эти качества входят в понятие «эмоциональный интеллект». Успех и счастье не найти в таблице Менделеева и математических формулах, и EQ, как сокращенно называют эмоциональный интеллект, психологи уделяют все больше внимания. Человек с развитым уровнем «чувственности» может наладить контакт с любым, даже трудным в общении коллегой, он ценит близких, понимает свои и чужие чувства, умеет дружить и любить.

Что происходит с эмоциями школьников

Психолог Джон Готтман в книге «Эмоциональный интеллект ребенка» рассказывает, что определяет чувства школьников в возрасте от 8 до 12 лет.

В школе дети начинают входить в большие социальные группы и подпадать под их влияние. Если в детском саду они не замечали, кто из сверстников входит, а кто не входит в группу, то теперь ситуация меняется. В этом возрасте у детей активно развиваются познавательные способности и они узнают о власти интеллекта над эмоциями. Ваш ребенок начинает испытывать все большее влияние со стороны сверстников, и вы можете заметить, что одной из основных мотиваций его жизни становится стремление любой ценой избежать неловкости. Детей этого возраста начинают волновать стиль их одежды, тип рюкзака и как их сверстники относятся к тому,что они делают. Ребенок пойдет на все, чтобы не привлекать к себе внимания, особенно если друзья будут дразнить его или критиковать его действия. Конформизм в этом возрасте является вполне здоровым, хотя нередко и вызывает раздражение родителей, которые хотят, чтобы их дети были лидерами, а не исполнителями. Он означает, что ваш ребенок все лучше распознает социальные сигналы и приобретает навык, который будет ему служить на протяжении всей его жизни. В период от восьми до двенадцати это особенно важно, потому что дети этой возрастной группы могут дразнить и унижать беспощадно. На самом деле дразнилки являются кузницей, которая формирует многие возрастные стандарты поведения. Девочек дразнят не меньше, чем мальчиков, хотя у мальчиков передразнивания нередко приводят к физическим столкновениям.

Дети довольно быстро понимают, что если их дразнят, то лучше всего вообще эмоционально не реагировать. Протест, крик, жалобы учителю или гнев, когда крадут шапку или обзывают, могут повлечь дальнейшие унижения или изгнание из группы. Поэтому, чтобы сохранить достоинство, лучше подставить другую щеку. Понимая ситуацию, дети производят «эктомию эмоций», убирая чувства из сферы взаимоотношений со сверстниками. Большинство детей мастерски овладевают этим приемом, но наибольших успехов добиваются те, кто в младшем возрасте научился управлять своими эмоциями.

Дети довольно быстро понимают, что если их дразнят, то лучше всего вообще эмоционально не реагировать.
Влияние коллектива не избежать. Источник

«Хладнокровное» отношение к взаимоотношениям со сверстниками может ввести в заблуждение родителей, которые были хорошими эмоциональными воспитателями. Наша работа с родительскими группами показала, что мамы и папы часто ошибочно считают, что все, что требуется сделать их детям в случае конфликта со сверстниками, — это поделиться своими чувствами с другим ребенком и прийти к соглашению. Такая стратегия хорошо работает в дошкольных учреждениях, но в школе, когда проявление эмоций считается социальной помехой, она может закончиться катастрофой. Дети, с которыми занимались эмоциональным воспитанием, становятся достаточно проницательными, чтобы это понять. Они умеют распознавать сигналы своих сверстников и действовать соответствующе.

Ближе к десяти годам многие дети становятся значительно более способными к логическим рассуждениям. Дети зачастую реагируют так, будто у них не головы, а компьютеры. Скажите девятилетнему ребенку «подними носки» — и он может их поднять, а затем положит на место, объяснив это тем, что ему «не говорили их убрать».

Дерзость и издевательство над миром взрослых характерны для детей, которые видят жизнь в черно-белом цвете или все делят на правильное и неправильное. Взрослых ребенок считает лицемерами, так что любимой «эмоцией» ребенка закономерно становятся издевательство и неуважение к взрослым.

Из всех этих суждений и оценок рождается его собственная система ценностей.

В этом возрасте вашего ребенка волнуют мораль и справедливость, поэтому он может придумать себе «чистые миры», где все люди равны, нет места нацизму или войне и где не может быть тирании. Ребенок может начать презирать мир взрослых с его зверствами, такими как работорговля или инквизиция. Он сомневается, он бросает вызов, он начинает думать самостоятельно.

Ирония в том, что вместе с этим ребенок придерживается ничем не обоснованных и тиранических стандартов группы своих сверстников. Например, ваша дочь может отстаивать право человека на свободу выражения мнения и одновременно ограничивать свой гардероб одним стилем кофт. Она может быть глубоко обеспокоена жестоким обращением с животными в косметической промышленности и одновременно принимать участие в заговоре, чтобы не дать однокласснику участвовать в баскетбольном матче.

Как родителям реагировать на такую непоследовательность? Готтман советует не обращать внимания и считать это время периодом исследований. Знайте, что строгое соблюдение зачастую деспотичных правил, диктуемых сверстниками, — это часть нормального и здорового развития. Поведение вашего ребенка означает, что он способен распознавать стандарты и ценности, принятые в группе сверстников, и это позволяет ему стать ее частью.

Ирония в том, что вместе с этим ребенок придерживается ничем не обоснованных и тиранических стандартов группы своих сверстников.
Дети в школьные годы учатся взаимодействовать друг с другом. Источник

Если узнаете, что ваш ребенок участвует в травле другого ребенка, которую считаете несправедливой, скажите ему о том, что вы чувствуете. Используйте этот прецедент, чтобы донести до него свои ценности — доброту и честность. Если ваш ребенок не проявил жестокости, не следует быть особенно резким или сурово его наказывать. Для детей этого возраста, которые хотят входить в избранный круг и при этом испытывают сильное давление со стороны сверстников,такое поведение нормально.

Если ваш ребенок жалуется, что его исключили из группы или сверстники относятся к нему несправедливо, вы можете воспользоваться методами эмоционального воспитания, чтобы помочь ему справиться с чувствами печали и гнева. Преодолев негативные эмоции, попробуйте вместе поискать решение проблемы. Например,можно исследовать способы, при помощи которых человек создает и поддерживает дружеские отношения. Не пытайтесь доказать ребенку, что его стремление одеваться и вести себя как, другие дети, глупо.

Признайте его желание быть принятым сверстниками и помогите ему этого добиться.

Если ваш ребенок высмеивает правила, принятые в мире взрослых, не принимайте эту критику близко к сердцу. Дерзость, сарказм и презрение к ценностям взрослых — нормальное поведение в этом возрасте. Если ваш ребенок действительно грубо с вами разговаривает, скажите ему об этом, но особым способом. («Когда ты смеешься над моей прической, я чувствую, что ты меня не уважаешь».) Так вы сможете привить ему такие ценности, как доброта и взаимное уважение в семье. Несмотря на фрондерство, дети в этом возрасте, как и все другие, хотят чувствовать себя эмоционально связанными со своими родителями и нуждаются в их любящем руководстве.

Как развивать EQ

Развивать эмоциональный интеллект можно в любом возрасте. «Задача родителей — научить детей замечать, понимать, осознавать свои чувства и называть их. Наши эмоции — это сигнал организма на какую-то ситуацию, поэтому важно „ловить“ эти сигналы и не игнорировать», — говорит детский психолог Екатерина Ильичева.

Екатерина предлагает развивать EQ у младших школьников с помощью игр. Вот варианты совместных веселых занятий.

  • Изображайте, показывайте разные эмоции перед зеркалом. Продемонстрируйте злость, радость, обиду. Пусть ребенок покажет то, как он чувствует эти эмоции.
  • Произносите фразы с разным настроением и попросите ребенка угадать эмоциональный окрас. Как было это произнесено? Грустно, серьезно, а может быть, весело и радостно?
  • Полезно рисовать эмоции.
  • Слушайте разную музыку и рассуждайте с ребенком, какое настроение передает мелодия.

Слушайте разную музыку и рассуждайте с ребенком, какое настроение передает мелодия.
Слушая любимую музыку подростка, вы будете с ребенком на одной волне. Источник

  • Проигрывайте реальные ситуации на игрушках. Например, ребенок выпрашивал что-то в магазине. Дома поиграйте в магазин с любимыми игрушками. Пусть кукла Маша начнет вести себя так, как ваш ребенок. Спросите, что, по его мнению, чувствует мама куклы. Что чувствует сама Маша. Ребенок во время такой игры посмотрит на себя со стороны.
  • Читая вместе книги, вы можете поговорить с ребенком об эмоциях героев.
  • Попросите ребенка составить рассказ по картинкам. Пусть он поставит себя на место героев. Таким образом ребенок будет учиться эмпатии, сопереживанию, а также разовьет фантазию и воображение.

«Расскажу об одной из самых распространенных родительских ошибок, — говорит Екатерина. — Мы часто запрещаем детям чувствовать, пытаясь их утешить. Но вместо того, чтобы успокоить ребенка, получаем эффект „затопления“ эмоций. Мы обесцениваем чувства фразами: „Не плачь, ничего страшного не произошло“, „Это не стоит твоего внимания“, „Успокойся, не расстраивайся из-за ерунды“. Таким образом, мы не даем ребенку осознать свои чувства, понять, что он испытывает на самом деле. Давайте детям обратную связь с самого маленького возраста. Например, если ребенок упал, скажите: „Я вижу, что ты плачешь и тебе больно. Давай я тебя утешу“. Если ребенок злится и крушит все вокруг, не надо кричать. Обозначьте его чувства и дайте возможность выплеснуть их конструктивно, например, порвать газету или поколотить подушку».

Екатерина подчеркивает, что развитый эмоциональный интеллект должен быть прежде всего у родителей. Если вы чувствуете, что не обладаете эмпатией, способностью сопереживать, начните с себя. Тогда вы сможете развить у ребенка умение проживать свои эмоции, конструктивно их выражать.

«Родителям стоит заняться саморазвитием, — считает Екатерина. — Попытаться понять себя с помощью книг, фильмов, психолога. Можно вести дневник эмоций, где записывать, какие чувства вызывают определенные ситуации. Это, конечно, труд. После того как разберешься в себе, можно переходить на других людей и пытаться понять их».

Игра для взрослых и детей

С новой игрой «Мириады» можно развивать эмоциональный интеллект родителям и детям вместе! Суть игры — угадывать эмоции и подбирать ассоциации. Выигрывает самый «чуткий» участник. В коробке — игровое поле, 80 карточек с символами, 40 карточек с вопросами и фишки.

С новой игрой «Мириады» можно развивать эмоциональный интеллект родителям и детям вместе!
В коробке — мириады эмоций!

Вот что рассказывает об игре соавтор Юлия Петропавловская.

«Наша игра побуждает делиться друг с другом эмоционально насыщенными воспоминаниями, ассоциациями, впечатлениями. Благодаря „Мириадам“ можно узнать, например, как тебя видят другие и верно ли ты сам интерпретируешь эмоции близких людей. Так, я с удивлением обнаружила, что для своих бывших однокурсниц являюсь образцом перфекционизма, тогда как на работе у коллег вызываю абсолютно противоположное впечатление босса с горячей головой. Играя, ты учишься делиться страхами и тревогами, получаешь поддержку и понимаешь, что вовсе не одинок, узнаешь свои сильные стороны и даришь уверенность другим».

Наша игра побуждает делиться друг с другом эмоционально насыщенными воспоминаниями, ассоциациями, впечатлениями
Пример карточки с вопросами

Вопросы на карточках подталкивают к размышлениям. Игроку предстоит понять, что или кто его вдохновляет. Часто ли он обижается, и какая обида была недавней. Какие три желания игрок загадал бы Золотой рыбке. «Мириады» — это не просто игра с целью победить. Это еще и познание себя, а также тех, кто находится с тобой за одним игровым столом. Благодаря карточкам можно с разных сторон проанализировать свои отношения с другими игроками. Например, вспомнить, как вы познакомились, назвать качества своих соседей по игре, обнять какого-то из них. «Мириады» невероятно сближают всех вовлеченных в игру, поэтому идеально поиграть с семьей.

«Игра задумывалась как семейная — в нее должно быть одинаково интересно играть и взрослым между собой, и членам семьи с детьми от восьми лет, — продолжает Юлия. — Задания побуждают игроков считывать и называть эмоции. Ребенок постепенно знакомится с понятиями, узнает разницу между „грустью“ и „разочарованием“, „нежностью“ и „симпатией“. Мы специально не помещали в игру никаких списков чувств и эмоций, из которых можно было бы выбирать. Игроки сами размышляют о том, с какими эмоциями у них ассоциируются изображения на карточках, и обогащают друг друга».

Вопросы на карточках подталкивают к размышлениям.
Пример карточки с эмоциями

Карточки с чувствами сделаны в необычном стиле. Иллюстратору Софье Игиновой близка тема эмоционального интеллекта.

«Я всей душой болею за повышение психологической грамотности и популяризацию психологии, много читаю об этом, собираю материалы, слежу за тем, что происходит в сфере психологии и сама хожу к психологу, — говорит она. — И мне нравится разбираться в психологии искусства — это такой интерес на стыке моей профессии и хобби. Пока я рисовала каждую отдельную карточку с эмоцией, заметила, что занимаюсь своеобразным актерским мастерством за монитором — кривляюсь, пытаюсь вжиться в образ, представить, прочувствовать. Это затягивало :)».

«Мириады» отличаются от многих других игр тем, что она подходит для разных компаний — детской, взрослой или смешанной. Интересно и полезно будет всем!

Игры «Мириады» еще нет в продаже, и чтобы узнать, когда она выйдет в свет, подписывайтесь на уведомление: как только игра придет из типографии, мы сразу сообщим вам об этом. Первые покупатели смогут приобрести ее со скидкой!

Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи