Уже в три года дети начинают проявлять самостоятельность. Они то и дело говорят «Я сам!», умиляя и немного пугая озабоченных родителей. Как развить эту способность, применить в обучении и превратить в полезный навык? Рассказываем на примере японской методики KUMON.
Не бойтесь заниматься с малышами
Исследования Глена Домана в Филадельфийском Институте развития человеческого потенциала подтверждают, что 80% основной информации человек получает в раннем детстве. Дошкольники изучают это мир стремительно. Так что не бойтесь заниматься с малышами: с помощью правильной методики они быстрее начнут справляться с заданиями сами и легче адаптируются в школе.
Вот так Элина научилась вырезать в 2 года 7 месяцев
У нашего копирайтера Лианы дочь Элина освоила тетрадь «KUMON. Давай вырезать!» в 2 года 7 месяцев. «Примерно к середине тетради дочка научилась работать ножницами непрерывно по линии, — рассказывает Лиана. — А уже под конец вырезала полностью предметы. Конечно, пока получается не очень аккуратно. Но прогресс меня поразил. За два месяца мы прошли большой путь. Дочка поначалу делала один надрез и раскрывала ножницы двумя руками. Теперь она режет непрерывно и делает это по контуру».
Метод маленьких шагов
Научиться делать что-то новое не так-то просто. Когда малыши пытаются самостоятельно держать карандаш, проводить линии, писать, считать, вырезать и рисовать, поможет метод маленьких шагов. Он основан на многократном выполнении однотипных заданий, которые постепенно усложняются. Ребёнок двигается в комфортном ему темпе — без резких скачков, небольшими шажками. Начинает с самых простых упражнений, затем переходит к заданиям посложнее.
Результаты эксперимента с кумонами в детских садах: дошкольники учились вырезать по методике KUMON
Этот принцип постепенного усложнения задач лежит в основе японской методики KUMON. Рабочие тетради KUMON предназначены для самостоятельной работы: малыши учатся рисовать, вырезать, клеить, проводить линии, считать и проходить лабиринты. Конечно, родители могут помогать ребёнку, когда у него возникают проблемы: мамы и папы подсказывают, как правильно держать ножницы, или советуют, куда лучше повернуть в сложном лабиринте. Но старайтесь больше выполнять роль наблюдателя и поощряйте желание делать всё самостоятельно.
Учиться и играть
Как должны быть устроены занятия, чтобы ребёнок справился с ними самостоятельно и захотел выполнять регулярно? В первую очередь они должны быть интересными. Лучше всего дети усваивают информацию именно в форме игры. Поэтому так важно, чтобы упражнения включали игровые элементы и интерактив. К примеру, гораздо интереснее проходить лабиринт, если он похож на стегозавра. Изучать цифры, рисуя по точкам. Или учиться работать с ножницами, вырезая пазлы.
Задание из рабочей тетради «Учимся и растём! Лабиринты»
Похвала и поддержка
Не забывайте, что даже маленькое достижение ребёнка — большой шаг в направлении к успеху. Хвалите малыша. Когда он учится держать ножницы, проводит ровную линию, раскрашивает яблоко. Не ругайте его, если что-то не получается. И не переделывайте! Дети должны чувствовать вашу поддержку во время занятий и не воспринимать их как «обязаловку», где всё подчиняется набору строгих правил.
Сертификат есть в конце каждой тетради KUMON
Некоторые развивающие тетради предлагают вручать ребёнку «награду» за его достижения. Так, в конце каждой тетради KUMON есть сертификат, который можно отдать малышу после выполнения всех упражнений.
Самостоятельность — навык, который пригодится не только школе при решении уравнений, но и в реальной жизни. Ребёнок, который может сам справиться с задачей, чувствует себя увереннее, добивается лучших результатов и может сам освоить интересные ему темы. Методика KUMON помогает развить эту способность.