Я уже рассказывала о том, что последние несколько лет мой сын не учится в школе. В списке вопросов, которые мне задают чаще всего, почетное второе место занимает такой: «А когда вы вернетесь в школу?». Пальму первенства удерживает почти риторический «А как же социализация?», но на него я уже ответила в одном из предыдущих постов.
Жизнь изменчива и непостоянна, и мы можем только строить предположения о том, что ждет нас завтра. Мне не хотелось бы, чтобы сын возвращался в школу, но в конечном итоге решение будет за ним. Захочет учиться в школе, значит продолжит образование там. Нет — останется «на вольных хлебах». Периодически (примерно раз в месяц) я задаю сыну вопрос, не надумал ли он вернуться к одноклассникам. И пока в ответ я вижу недоумевающий взгляд и продолжительное «нееет!».
Учиться можно и без школьной скамьи. Фото из архива автора
В любом случае я считаю семейное образование наилучшей формой обучения детей младшего школьного возраста. Возможно, есть смысл задуматься о том, чтобы в средних и старших классах перейти на очно-заочное обучение, когда часть предметов ребенок изучает самостоятельно, а часть — вместе с одноклассниками в школе. Такой выбор может быть оправдан, к примеру, в тех ситуациях, когда отдельные предметы даются сложнее или есть желание осваивать их организованно (речь идет, например, об иностранном языке или предметах естественно-научного профиля, в которых предусмотрено проведение лабораторных и практических занятий, что сложно осуществить дома).
Так или иначе, большинство семей, практикующих семейное образование, настроены решительно и даже не ностальгируют о звонках, классно-урочной системе и тридцати одноклассниках.
Человек, живущий без школы и по школе не скучающий. Фото из архива автора.
Хотя, знаете, так бывает не всегда. И у меня есть знакомые, которые рано или поздно отправили ребенка в школу, по-разному объясняя свой выбор.
Мой знакомый Алексей забрал дочь из детского сада. В семье были настроены только на семейное образование из-за сложного характера ребенка. Одно время девочка училась в получастной школе вальдорфской педагогики. Интересна эта школа была тем, что родители создали подобие общины, где решали все возникающие вопросы и даже сами преподавали. По словам Алексея, его дочь чувствовала себя в такой школе гораздо лучше: обстановка была более домашней, естественной.
Однако спустя год девочку все-таки перевели в муниципальную школу, и опять же из-за проблем, связанным с ее характером: «Как ни странно, семейное образование не подошло именно „штучным“, индивидуальным подходом. Как только дочь чувствует себя центром внимания, так начинает этим злоупотреблять, манипулировать преподавателем. Гораздо лучше, когда она в большом коллективе и нет шансов „звездить“. В этом плане муниципальная школа ее дисциплинирует».
Есть и еще один интересный опыт. Другой мой знакомый Дмитрий не повел дочь в первый класс. Решение перейти на семейное образование было принято по вполне понятным причинам: школа, по мнению Дмитрия, не дает необходимых знаний, а ценности, которые так важны для их семьи, в школе не прививаются. Три года девочка отлично справлялась с программой самостоятельно, а в четвертом классе впервые села за парту. Перемены были продиктованы тем, что кружки и секции не смогли в полной мере удовлетворить детскую потребность в общении со сверстниками. Как говорит Дмитрий, их «поздний» приход в школу прошел очень гладко. Ребенок легко влился в коллектив и искренне радуется каждой полученной пятерке, благо крепкая основа, полученная за первые три «домашних» класса, обеспечивает успешность обучения.
Иными словами, вопрос о возвращении в школу не имеет единого правильного решения. Каждый выбирает сам, когда вернуться и стоит ли вообще это делать — в зависимости от обстоятельств, а также желания семьи и в первую очередь самого ребенка.
Фото с обложки поста отсюда.