в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Добавьте товаров ещё на  . Доставляем заказы только от  .
Заказы от   доставляем бесплатно.
Искусство учиться
Как учить малыша читать? Часть 2
24 октября 2017 4 833 просмотра
Искусство учиться
Как учить малыша читать? Часть 2
24 октября 2017 4 833 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Продолжаем серию материалов об обучении чтению. В предыдущей статье мы рассказывали, как развивать речь ребенка. Сегодня же поговорим о том, какие методы существуют, чтобы научить малыша читать.

1. Карточки с живыми буквами

Азбука — важная книга в развитии ребенка. Её принцип не менялся много лет: буква, картинка и рядом слово.

Педагог и психолог Юлия Тараканова создала развивающий набор «Азбука. Живые буквы». Эта азбука построена по принципам эйдетики — методики развития образной и ассоциативной памяти через специальные упражнения.


«Азбука. Живые буквы»

На карточке нарисована картинка, которая точно подобрана к букве: похожа на неё по форме и вызывает четкую ассоциацию. Например, буква «К» — это коза.

Посмотрите на карточку, потом уберите её, а затем представьте букву: в памяти предстанет образ этой милой козочки.


«Азбука. Живые буквы»

Как работать с азбукой

  • Лучше меньше, да лучше: не изучайте больше семи букв за один раз.
  • Произносите звук, который обозначает буква, а не название буквы (К — «к», Б — «б»).
  • Пусть малыш обводит буквы пальчиком.
  • Изучайте с ребенком слово под картинкой. Обращайте его внимание на первую букву.

«Распространенная ошибка, которую совершают многие родители, — учат название буквы вместо того, чтобы закрепить в памяти звук, который она обозначает, — рассказывает тренер по развитию памяти, интеллекта и быстрого чтения Полина Булатова. — Например, букву „М“ дети называют „эм“ или „мэ“. Потом вместо слова „ма-ма“ они читают „мэа-мэа“. Объяснить, что здесь не так, бывает непросто и обучение затягивается на более долгий срок».

2. Карточки с шершавыми буквами

Шершавые буквы на гладких карточках — метод Монтессори. Они помогают учить алфавит с помощью визуального восприятия и тактильных ощущений.

Как сделать такую азбуку?

Вам нужен картон размером 20 на 15 см. Закрасьте фон любым приятным цветом: для гласных — одним, для согласных — другим. Вырезайте буквы из мелкой наждачной бумаги. А затем наклейте букву на карточку наждачной бумагой вверх.

Как заниматься?

1 этап

Возьмите карточку с буквой (например,»Б«). Проведите пальцем по букве и скажите: «Это „Б“. Теперь сам: „Б“». Пусть ребенок обводит пальцем букву и произносит звук.

Когда малыш обводит букву, у него формируются три впечатления: зрительное — он видит форму буквы, тактильное — «пишет» её пальцем, слуховое — произносит соответствующий ей звук.

2 этап

Когда буква изучена, придумывайте слова, которые начинаются с этого звука: «Б, бык, бочка…». Если ребенок ошибается, вернитесь и повторите все заново.

3 этап

Положите перед малышом несколько букв, которые он знает, например «Л», «У», «К». Пусть он назовет каждую: «Л-У-К».

Похвалите малыша: кажется, он только что прочитал свое первое слово!

Начинайте с простых и коротких слов, которые пишутся так, как мы их слышим.

3. Учим целые слова

Здесь единица чтения — слово. Ребенку показывают карточки со словами, которые он запоминает. Потом малыш видит эти слова в быту — в книгах, на вывесках и упаковках — и узнает. Так он быстрее пополняет словарный запас и развивает речь.

Такие карточки есть в наборе «Смотри!». Карточки двусторонние. На каждой нарисована картинка и написано простое слово: дом, слон, снег, яблоко. Выкладывайте несколько карточек, называйте предмет, который изображен на одной из них, и просите малыша указать на нужную карточку и произнести слово.


Набор карточек «Смотри!»

Для кого-то этот способ идеально подходит. Минус в том, что некоторые дети не узнают слова в быту, если они написаны не тем шрифтом или цветом. А ещё в русском языке есть падежи, числа, склонения, и не все малыши, запомнив целое слово, могут потом его правильно изменять.

4. Читаем по складам

Склад — это сочетание согласных и гласных букв («МА», «ПА», «ПРО», «КО»), которое часто встречается в речи. То есть дети сразу учат склады, а не буквы. С помощью кубиков (например, «Кубиков Зайцева») они легко составляют слова и делают большие успехи. Это очень старый способ, который популяризировал ещё сам Лев Николаевич Толстой: он говорил, что минимальная единица чтения — это склад.


Источник

Не забывайте играть

Помните, что обучение должно быть в радость. Играйте: составляйте и придумывайте слова, делайте буквы из подручных материалов —- ниток, банок, бумаги. В книге «Учимся играя» — множество игр, которые развивают навык чтения (а ещё там есть задания по письму, математике, географии, природоведению и музыке).

Например, в игре «Составь слово» участники складывают буквы, изучая подсказки на банках. Один игрок произносит слово. Другой подбирает нужные банки и ставит их одна на другую столбиком, складывая слово. Можно собирать имена членов семьи или придумывать несуществующие слова.


Иллюстрация из книги «Учимся играя»

Обучение чтению — это всегда индивидуально. Кому-то подойдут карточки с буквами, кто-то быстро научится читать целые слова, а некоторым детям понравится складывать слова с помощью кубиков.

Не переживайте, если вашему малышу понадобиться чуть больше времени, чем остальным. Как и многое в нашей жизни, прорывы в чтении случаются неожиданно, просто и «вдруг». Стоит лишь немножко подождать и усердно потрудиться.

По материалам книг и наборов «Энциклопедия Монтессори», «Азбука. Живые буквы», «Смотри!», «Учимся играя»

Обложка поста freepik

Похожие статьи