Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Как учить малыша читать? Часть 2
24 октября 2017 7 617 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Продолжаем серию материалов об обучении чтению. В предыдущей статье мы рассказывали, как развивать речь ребенка. Сегодня же поговорим о том, какие методы существуют, чтобы научить малыша читать.

1. Карточки с живыми буквами

Азбука — важная книга в развитии ребенка. Её принцип не менялся много лет: буква, картинка и рядом слово.

Педагог и психолог Юлия Тараканова создала развивающий набор «Азбука. Живые буквы». Эта азбука построена по принципам эйдетики — методики развития образной и ассоциативной памяти через специальные упражнения.


«Азбука. Живые буквы»

На карточке нарисована картинка, которая точно подобрана к букве: похожа на неё по форме и вызывает четкую ассоциацию. Например, буква «К» — это коза.

Посмотрите на карточку, потом уберите её, а затем представьте букву: в памяти предстанет образ этой милой козочки.


«Азбука. Живые буквы»

Как работать с азбукой

  • Лучше меньше, да лучше: не изучайте больше семи букв за один раз.
  • Произносите звук, который обозначает буква, а не название буквы (К — «к», Б — «б»).
  • Пусть малыш обводит буквы пальчиком.
  • Изучайте с ребенком слово под картинкой. Обращайте его внимание на первую букву.

«Распространенная ошибка, которую совершают многие родители, — учат название буквы вместо того, чтобы закрепить в памяти звук, который она обозначает, — рассказывает тренер по развитию памяти, интеллекта и быстрого чтения Полина Булатова. — Например, букву „М“ дети называют „эм“ или „мэ“. Потом вместо слова „ма-ма“ они читают „мэа-мэа“. Объяснить, что здесь не так, бывает непросто и обучение затягивается на более долгий срок».

2. Карточки с шершавыми буквами

Шершавые буквы на гладких карточках — метод Монтессори. Они помогают учить алфавит с помощью визуального восприятия и тактильных ощущений.

Как сделать такую азбуку?

Вам нужен картон размером 20 на 15 см. Закрасьте фон любым приятным цветом: для гласных — одним, для согласных — другим. Вырезайте буквы из мелкой наждачной бумаги. А затем наклейте букву на карточку наждачной бумагой вверх.

Как заниматься?

1 этап

Возьмите карточку с буквой (например,”Б«). Проведите пальцем по букве и скажите: «Это „Б“. Теперь сам: „Б“». Пусть ребенок обводит пальцем букву и произносит звук.

Когда малыш обводит букву, у него формируются три впечатления: зрительное — он видит форму буквы, тактильное — «пишет» её пальцем, слуховое — произносит соответствующий ей звук.

2 этап

Когда буква изучена, придумывайте слова, которые начинаются с этого звука: «Б, бык, бочка…». Если ребенок ошибается, вернитесь и повторите все заново.

3 этап

Положите перед малышом несколько букв, которые он знает, например «Л», «У», «К». Пусть он назовет каждую: «Л-У-К».

Похвалите малыша: кажется, он только что прочитал свое первое слово!

Начинайте с простых и коротких слов, которые пишутся так, как мы их слышим.

3. Учим целые слова

Здесь единица чтения — слово. Ребенку показывают карточки со словами, которые он запоминает. Потом малыш видит эти слова в быту — в книгах, на вывесках и упаковках — и узнает. Так он быстрее пополняет словарный запас и развивает речь.

Такие карточки есть в наборе «Смотри!». Карточки двусторонние. На каждой нарисована картинка и написано простое слово: дом, слон, снег, яблоко. Выкладывайте несколько карточек, называйте предмет, который изображен на одной из них, и просите малыша указать на нужную карточку и произнести слово.


Набор карточек «Смотри!»

Для кого-то этот способ идеально подходит. Минус в том, что некоторые дети не узнают слова в быту, если они написаны не тем шрифтом или цветом. А ещё в русском языке есть падежи, числа, склонения, и не все малыши, запомнив целое слово, могут потом его правильно изменять.

4. Читаем по складам

Склад — это сочетание согласных и гласных букв («МА», «ПА», «ПРО», «КО»), которое часто встречается в речи. То есть дети сразу учат склады, а не буквы. С помощью кубиков (например, «Кубиков Зайцева») они легко составляют слова и делают большие успехи. Это очень старый способ, который популяризировал ещё сам Лев Николаевич Толстой: он говорил, что минимальная единица чтения — это склад.


Источник

Не забывайте играть

Помните, что обучение должно быть в радость. Играйте: составляйте и придумывайте слова, делайте буквы из подручных материалов —- ниток, банок, бумаги. В книге «Учимся играя» — множество игр, которые развивают навык чтения (а ещё там есть задания по письму, математике, географии, природоведению и музыке).

Например, в игре «Составь слово» участники складывают буквы, изучая подсказки на банках. Один игрок произносит слово. Другой подбирает нужные банки и ставит их одна на другую столбиком, складывая слово. Можно собирать имена членов семьи или придумывать несуществующие слова.


Иллюстрация из книги «Учимся играя»

Обучение чтению — это всегда индивидуально. Кому-то подойдут карточки с буквами, кто-то быстро научится читать целые слова, а некоторым детям понравится складывать слова с помощью кубиков.

Не переживайте, если вашему малышу понадобиться чуть больше времени, чем остальным. Как и многое в нашей жизни, прорывы в чтении случаются неожиданно, просто и «вдруг». Стоит лишь немножко подождать и усердно потрудиться.

По материалам книг и наборов «Энциклопедия Монтессори», «Азбука. Живые буквы», «Смотри!», «Учимся играя»

Обложка поста freepik

Похожие статьи