в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
Условия доставки
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
Заказы от  доставляем бесплатно.
Искусство учиться
Как учить малыша читать? Часть 1: развиваем речь
11 октября 2017 2 686 просмотров
Искусство учиться
Как учить малыша читать? Часть 1: развиваем речь
11 октября 2017 2 686 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Рано или поздно, но этот вопрос подкрадывается ко всем: в каком же возрасте учить ребенка чтению? В год, два, три или шесть? И как вообще учить? Мы выбрали несколько советов для тех, кто готов к новому важному этапу в жизни ребенка — учиться читать.

О том, в каком возрасте осваивать азы чтения, мы поговорили с Полиной Булатовой — тренером по развитию памяти, интеллекта и быстрого чтения. А ещё — собрали полезную информацию из книг МИФа.

— Начинать учить ребенка читать или знакомить с буквами можно в разном возрасте. Главный критерий в этом деле — желание самого ребенка. Превратите обучение в увлекательную игру — лепите, стройте, рисуйте!

Но не стоит забывать о том, что чтение — процесс всё-таки серьезный. И ошибки на первоначальном этапе могут иметь последствия. Не форсируйте события, если речевой аппарат ребенка окончательно не сформирован.

Неправильное произношение звуков может перерасти в неграмотное чтение и письмо.

Развитие речи

Перед тем как начать учиться читать, нужно направить силы на развитие речи ребенка. Вот 5 советов, которые помогут в этом.

1. Говорите с малышом. В первые три года жизни мозг ребенка формирует нейронные связи — закладываются основы мышления. Поэтому то, что мы говорим и как часто это делаем, крайне важно для его развития.

В книге «Тридцать миллионов слов» авторы призывают постоянно беседовать с малышом: проговаривать свои действия, комментировать события, вести диалог. Обращения по делу — «ешь», «иди», «смотри», «сядь» не подходят. Гораздо важнее вести спонтанные разговоры, шутить, петь песенки, рассказывать стишки. Даже скучный процесс чистки зубов можно разбавить веселыми комментариями.

— Пора чистить зубы. Что будем делать сначала?

— Берем свои зубные щетки! Твоя фиолетовая, а папина — зеленая.

— Теперь давай выдавим пасту.

— Чуть-чуть надавим. Отлично.

— Сейчас будем чистить, чистить, чистить. Вверх и вниз, влево и вправо. Давай теперь по языку. Щекотно?

Эти маленькие беседы оказывают на ребенка куда большее влияние, чем простые указания: «Почисти зубы и спать». Детские психологи из Канзасского университета Харт и Рисли изучали развитие речи у детей и обнаружили, что все малыши получают указания к действиям («стой», «ешь»), но не каждому достаются милые разговоры («какой чудесный день»). Дети, с которыми беседуют на разные темы, получают больше «питательных веществ» для всестороннего развития мозга.

2. Читайте стихи. Заведите традицию — читать перед сном ребенку стихи. Важно читать их с выражением: громко вздыхать, удивляться, восхищаться или хохотать.

Как учить малыша читать? Часть 1: развиваем речь
Стихи из книжки «Мик ищет друга».

Почему это важно? Стихи построены на звуковых сочетаниях. Они помогают нам слышать речь и выявлять для себя звуковые стороны слов: вот тут «кошка» рифмуется с «крошка», «мошки» — с «ножки», «корица» — с «царица». Это фонетическая игра, которая готовит малыша к чтению. Например, вы учите букву «з», вспоминаете с ним стишок про козу и стрекозу. Малыш уже слышал этот звук, ему легче понять, как его произносить и он без труда его запомнит.

— Что ты, кошка, сторожишь?

— Сторожу у норки мышь!

Выйдет мышка невзначай

Приглашу ее на чай!

Начинайте с простых двустиший и четверостиший, а затем выбирайте более сложные стихотворения.

3. Записывайте речь ребенка. Чтение — это преобразование своих мыслей в текст. Покажите это малышу: записывайте придуманные им истории или впечатления. Попросите его придумать сказку или рассказать, как прошел день. Возьмите блокнот, слушайте ребенка, записывайте, уточняйте детали, перечитывайте написанное.

Записывайте речь ребенка.
Набор карточек «Однажды в сказке», по которым можно придумывать свои сказки.

Это называется «ситуацией письменной речи». Придумал её психолог и педагог Феликс Сохин. Он же выяснил, что когда дети диктуют свои мысли взрослым, их манера повествования значительно меняется: малыш задумывается, начинает медленнее говорить, выбирает сложные предложения и конструкции.

4. Диалог во время чтения. Общение — это важная часть совместного чтения. Когда вы обсуждаете прочитанное, ребенок придает сюжету большее значение, учится понимать и анализировать текст. А ещё — увеличивает словарный запас. Повторяя новые слова во время обсуждения, он закрепляет их в своем сознании.

— Медвежонок сидит за столом.

— Погляди на пар, поднимающийся от его каши. С пылу с жару! А если он ее сразу съест, что будет? Может, лучше подождать, пока она остынет?

Когда ребенок становится старше, можно задавать открытые вопросы о событиях, мыслях и чувствах, которые вызвала история.

— Что случилось, когда Машенька села на чужой стульчик?

— Ей можно было так делать? Почему нет?

— Как ты думаешь, что произойдет, когда семейство медведей вернется?

5. Книжки с картинками. Рассматривание картинок — это прямая дорога к чтению. Когда мы комментируем то, что нарисовано, и говорим: «Смотри, какая красивая птичка!» — показываем, как можно перевести рисунок в звук. Способность превращать визуальное в вербальное очень важна: так развивается воображение, мышление, умение соединять отдельные части в единое целое, малыш лучше понимает окружающий мир, взаимодействует с ним и формирует впечатления.

Начинайте с крупных иллюстраций, где изображен один предмет. Покажите ребенку картинку и спросите его: что ты видишь? Если малышу трудно, задавайте наводящие вопросы: на что похож этот предмет? Какой он формы? Напоминает твою любимую игрушку? Подсказывайте ребенку, но не перенимайте полностью инициативу.


Книжки-малышки от Татьяны Русситы.

Татьяна Руссита сделала даже специальные книжки-картинки для самых маленьких. Они подходят для малышей, которые только одолели азбуку и выучили буквы. Рассказы в книжках-малышках короткие: такие ребенок сам легко освоит. А на каждой странице — милые и забавные акварельные рисунки.

Дальше — больше. Когда книжек-малышек станет мало, открывайте виммельбухи — книги, где одни картинки, и ни строчки текста. Уж тут есть куда развернуться воображению.

Татьяна Руссита сделала даже специальные книжки-картинки для самых маленьких. Они подходят для малышей, которые только одолели азбуку и выучили буквы. Рассказы в книжках-малышках короткие: такие ребенок сам легко освоит. А на каждой странице — милые и забавные акварельные рисунки.
Виммельбух-паззл «Желейчики на стройке».

Развитие речи подготавливает малыша к освоениею нового навыка — чтению книжек. Не пропускайте этот пункт, ведь он крайне важен. А о том, какие методы обучения чтению выбрать, читайте в нашей следующей статье.

По материалам книги «Тридцать миллионов слов», книжки-картинки Татьяны Русситы, «Желейчики на стройке», «Мик ищет друга», «Однажды в сказке»

Обложка поста freepik

Похожие статьи