Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Как учить малыша читать? Часть 1: развиваем речь
11 октября 2017 4 597 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Рано или поздно, но этот вопрос подкрадывается ко всем: в каком же возрасте учить ребенка чтению? В год, два, три или шесть? И как вообще учить? Мы выбрали несколько советов для тех, кто готов к новому важному этапу в жизни ребенка — учиться читать.

О том, в каком возрасте осваивать азы чтения, мы поговорили с Полиной Булатовой — тренером по развитию памяти, интеллекта и быстрого чтения. А ещё — собрали полезную информацию из книг МИФа.

— Начинать учить ребенка читать или знакомить с буквами можно в разном возрасте. Главный критерий в этом деле — желание самого ребенка. Превратите обучение в увлекательную игру — лепите, стройте, рисуйте!

Но не стоит забывать о том, что чтение — процесс всё-таки серьезный. И ошибки на первоначальном этапе могут иметь последствия. Не форсируйте события, если речевой аппарат ребенка окончательно не сформирован.

Неправильное произношение звуков может перерасти в неграмотное чтение и письмо.

Развитие речи

Перед тем как начать учиться читать, нужно направить силы на развитие речи ребенка. Вот 5 советов, которые помогут в этом.

1. Говорите с малышом. В первые три года жизни мозг ребенка формирует нейронные связи — закладываются основы мышления. Поэтому то, что мы говорим и как часто это делаем, крайне важно для его развития.

В книге «Тридцать миллионов слов» авторы призывают постоянно беседовать с малышом: проговаривать свои действия, комментировать события, вести диалог. Обращения по делу — «ешь», «иди», «смотри», «сядь» не подходят. Гораздо важнее вести спонтанные разговоры, шутить, петь песенки, рассказывать стишки. Даже скучный процесс чистки зубов можно разбавить веселыми комментариями.

— Пора чистить зубы. Что будем делать сначала?

— Берем свои зубные щетки! Твоя фиолетовая, а папина — зеленая.

— Теперь давай выдавим пасту.

— Чуть-чуть надавим. Отлично.

— Сейчас будем чистить, чистить, чистить. Вверх и вниз, влево и вправо. Давай теперь по языку. Щекотно?

Эти маленькие беседы оказывают на ребенка куда большее влияние, чем простые указания: «Почисти зубы и спать». Детские психологи из Канзасского университета Харт и Рисли изучали развитие речи у детей и обнаружили, что все малыши получают указания к действиям («стой», «ешь»), но не каждому достаются милые разговоры («какой чудесный день»). Дети, с которыми беседуют на разные темы, получают больше «питательных веществ» для всестороннего развития мозга.

2. Читайте стихи. Заведите традицию — читать перед сном ребенку стихи. Важно читать их с выражением: громко вздыхать, удивляться, восхищаться или хохотать.

Как учить малыша читать? Часть 1: развиваем речь
Стихи из книжки «Мик ищет друга».

Почему это важно? Стихи построены на звуковых сочетаниях. Они помогают нам слышать речь и выявлять для себя звуковые стороны слов: вот тут «кошка» рифмуется с «крошка», «мошки» — с «ножки», «корица» — с «царица». Это фонетическая игра, которая готовит малыша к чтению. Например, вы учите букву «з», вспоминаете с ним стишок про козу и стрекозу. Малыш уже слышал этот звук, ему легче понять, как его произносить и он без труда его запомнит.

— Что ты, кошка, сторожишь?

— Сторожу у норки мышь!

Выйдет мышка невзначай

Приглашу ее на чай!

Начинайте с простых двустиший и четверостиший, а затем выбирайте более сложные стихотворения.

3. Записывайте речь ребенка. Чтение — это преобразование своих мыслей в текст. Покажите это малышу: записывайте придуманные им истории или впечатления. Попросите его придумать сказку или рассказать, как прошел день. Возьмите блокнот, слушайте ребенка, записывайте, уточняйте детали, перечитывайте написанное.

Записывайте речь ребенка.
Набор карточек «Однажды в сказке», по которым можно придумывать свои сказки.

Это называется «ситуацией письменной речи». Придумал её психолог и педагог Феликс Сохин. Он же выяснил, что когда дети диктуют свои мысли взрослым, их манера повествования значительно меняется: малыш задумывается, начинает медленнее говорить, выбирает сложные предложения и конструкции.

4. Диалог во время чтения. Общение — это важная часть совместного чтения. Когда вы обсуждаете прочитанное, ребенок придает сюжету большее значение, учится понимать и анализировать текст. А ещё — увеличивает словарный запас. Повторяя новые слова во время обсуждения, он закрепляет их в своем сознании.

— Медвежонок сидит за столом.

— Погляди на пар, поднимающийся от его каши. С пылу с жару! А если он ее сразу съест, что будет? Может, лучше подождать, пока она остынет?

Когда ребенок становится старше, можно задавать открытые вопросы о событиях, мыслях и чувствах, которые вызвала история.

— Что случилось, когда Машенька села на чужой стульчик?

— Ей можно было так делать? Почему нет?

— Как ты думаешь, что произойдет, когда семейство медведей вернется?

5. Книжки с картинками. Рассматривание картинок — это прямая дорога к чтению. Когда мы комментируем то, что нарисовано, и говорим: «Смотри, какая красивая птичка!» — показываем, как можно перевести рисунок в звук. Способность превращать визуальное в вербальное очень важна: так развивается воображение, мышление, умение соединять отдельные части в единое целое, малыш лучше понимает окружающий мир, взаимодействует с ним и формирует впечатления.

Начинайте с крупных иллюстраций, где изображен один предмет. Покажите ребенку картинку и спросите его: что ты видишь? Если малышу трудно, задавайте наводящие вопросы: на что похож этот предмет? Какой он формы? Напоминает твою любимую игрушку? Подсказывайте ребенку, но не перенимайте полностью инициативу.


Книжки-малышки от Татьяны Русситы.

Татьяна Руссита сделала даже специальные книжки-картинки для самых маленьких. Они подходят для малышей, которые только одолели азбуку и выучили буквы. Рассказы в книжках-малышках короткие: такие ребенок сам легко освоит. А на каждой странице — милые и забавные акварельные рисунки.

Дальше — больше. Когда книжек-малышек станет мало, открывайте виммельбухи — книги, где одни картинки, и ни строчки текста. Уж тут есть куда развернуться воображению.

Татьяна Руссита сделала даже специальные книжки-картинки для самых маленьких. Они подходят для малышей, которые только одолели азбуку и выучили буквы. Рассказы в книжках-малышках короткие: такие ребенок сам легко освоит. А на каждой странице — милые и забавные акварельные рисунки.
Виммельбух-паззл «Желейчики на стройке».

Развитие речи подготавливает малыша к освоениею нового навыка — чтению книжек. Не пропускайте этот пункт, ведь он крайне важен. А о том, какие методы обучения чтению выбрать, читайте в нашей следующей статье.

По материалам книги «Тридцать миллионов слов», книжки-картинки Татьяны Русситы, «Желейчики на стройке», «Мик ищет друга», «Однажды в сказке»

Обложка поста freepik

Похожие статьи