Когда дети идут в школу, у них появляется много новых дел: уроки, доклады, домашняя работа. Это испытание не только для малышей, но и для родителей. Потому как наступает время, когда нужно научить чадо планировать и выполнять обязательные задачи. И вот как это можно сделать.
Навык «Планирование и расстановка приоритетов»
Одни родители уверены, что ребенок обязан быть успешным и целеустремленным. Другие верят, что «дети должны быть детьми», поэтому не учат их планировать собственное время. Но чем старше дети, тем важнее этот навык. Особенно в школе, когда настает пора докладов и больших проектов. Цель планирования в том, чтобы ребенок стал независимым. А для этого нужно с раннего детства объяснять, что такое приоритеты, и по мере взросления учить самостоятельно расставлять их.
Что делать
1. Составляйте планы для детей, даже когда они маленькие. Скажите: «Давай составим план» — а затем распишите несколько этапов. Заодно сделайте контрольный список, в котором ребенок сможет отмечать выполненные шаги.
Составляйте план и делите его на этапы. — Источник
2. Активнее привлекайте ребенка к планированию и расставляйте приоритеты. Спрашивайте: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? А потом?». Записывайте каждый шаг, который назовет ребенок. Если на носу важное дело, объясните это ему.
Спросите ребенка: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? — Источник
3. Поначалу планируйте то, что ребенку хочется сделать. Дети с бóльшим удовольствием разработают план постройки шалаша, чем, например, уборки в шкафу. Хотя в обоих случаях применяются одинаковые принципы.
Ключ к успеху
- Следите, чтобы план выполнялся систематически, особенно в начальный период «выработки привычки». Если план рушится, то, скорее всего, в первые несколько недель работа велась бессистемно.
- Используйте таймер или напоминания, чтобы ребенок вовремя приступал к заданиям. Если через какое-то время система не срабатывает — повторите.
- Если без постоянных напоминаний и ворчания ничего не происходит, придется действовать сурово. Ненадолго запретить компьютерные игры или какие-то другие любимые занятия.
Навык «Начало выполнения задания»
Это навык не относится к любимым делам. Он нужен для решения задач, которые мы считаем неприятными или утомительными и заставляем себя их выполнять. Конечно, дети дошкольного возраста не могут сами выполнять такие задания. Поэтому процесс нужно контролировать.
От чистки зубов до школьных уроков
Начинайте с простого: например, с утренних процедур или подготовки ко сну. Расскажите, что какие-то задачи — чистить зубы, умываться — нужно делать ежедневно в одно и то же время, в определенном порядке. Сначала вы будете напоминать, но потом ребенок привыкнет и начнет выполнять эти ритуалы сам.
Ритуалы важны: они закладывают основы планирования времени. — Источник
Работа с этим навыком показывает детям, что иногда нужно отложить дела, которыми им хочется заняться, и сделать то, что необходимо, даже если это не так интересно. Это готовит их к школе и участию во внешкольных мероприятиях.
Что делать
1. Поощряйте ребенка, когда он быстро приступает к своим задачам в течение дня. Напоминайте дочери, что пора браться за работу, и похвалите ее, если она начинает сразу же. Используйте систему поощрений: например начисляйте баллы, которые потом можно будет обменять на желаемое вознаграждение, если девочка приступит к работе в течение трех минут после просьбы. Побудьте с дочкой, пока не убедитесь, что она приступила к заданию. Первое время придется периодически контролировать ее.
2. Сделайте визуальные подсказки, которые напомнят детям, что пора выполнять задания.
Например, оставьте на кухонном столе записку с напоминанием. Дети увидят ее, когда придут домой из школы.
Не забывайте о визуальных подсказках: записках или стикерах. — Источник
3. Делите крупные задачи на небольшие, более простые. Если задача кажется слишком длинной или сложной, попросите ребенка выполнить только часть ее. Так вероятность того, что он сразу же приступит к работе, будет выше.
4. Пусть ребенок сам решает, когда и как выполнять задание. Это даст ему ощущение бóльшего контроля над ситуацией и процессом и может улучшить его способность приступать к заданию без лишних жалоб или многократных напоминаний.
5. Еще один способ дать ребенку больше контроля — позволить ему самому определить, какое напоминание потребуется. Это может быть будильник, таймер на кухне или указание определенного времени, например «сразу после обеда».
Ключ к успеху
Помните: если у вас тоже слабо развиты навыки планирования, успех вашего плана окажется под вопросом. Если вы не уверены в своих силах или ничего не выходит, не стесняйтесь обратиться за помощью к учителю. Он поможет определить задачи и временные рамки для каждой задачи.
Навык «Планирование времени»
Наверняка, у вас есть знакомые, которые успевают делать все на свете. Они легко могут оценить, сколько времени займет та или иная работа, составляют график по часам и не перегружают свой день. Взрослые, которые не обладают этим навыком, с трудом придерживаются составленного плана и постоянно опаздывают.
Зачем планировать время детям
Маленькие дети не способны планировать время. Поэтому сначала мы делаем это за них: напоминаем, когда пора собираться в школу или в детский сад, готовиться ко сну, настаиваем, чтобы дети закончили домашние задания до просмотра телевизора.
Что делать
1. Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи, не перегибая палку. Когда дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и тоже время каждый день, едят по графику, они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного действия к другому. Так им легче определять время между запланированными событиями (например, прием пищи или отход ко сну).
2. Обсуждайте с детьми, сколько времени им понадобилось для выполнения дел. Например, для работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания по математике. Это основа развития навыка оценки времени — очень важного компонента планирования.
3. Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. Планирование времени можно сделать увлекательным. Например, обсудите с ребенком, как расписать день развлечений с друзьями. Попросите его оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой. Ребенок поймет, что если заранее предусмотреть время для развлечений, то можно сделать намного больше интересных вещей.
4. Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку. Повесьте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи.
В календаре «Год в лесу» можно найти идеи для веселого досуга.
5. Купите недорогой таймер, который можно завести, чтобы ваш ребенок видел, сколько осталось времени до работы. Таймер может быть установлен в обычных или наручных часах, а также на компьютере.
Планирование нужно не только для школы. — Источник
Уметь планировать и выполнять задания — это не только про школу. Эти навыки формируют характер человека. Так он учится контролировать себя, принимать решения и нести ответственность. И, вопреки всем стереотипам и убеждениям, стать организованным может каждый: нужно только терпение и время.
По материалам книги «Ваш ребенок может все»
Обложка поста: freepik