в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Искусство учиться
Пойти в школу и не сойти с ума: уроки эмоционального выживания
18 августа 3 654 просмотра
Искусство учиться
Пойти в школу и не сойти с ума: уроки эмоционального выживания
18 августа 3 654 просмотра

Наталия Булатова
Наталия Булатова

Собирая ребенка в школу, мы уделяем много внимания навыкам: прочитать 10 книг, научиться красиво выводить буквы, выучить таблицу умножения. И часто совсем забываем об эмоциях. А ведь от них во многом зависит, станет ли учеба захватывающим приключением или превратится в испытание для всей семьи.

Мы выбрали в книгах для родителей несколько упражнений, которые помогут вам подготовиться к школе с эмоциональной точки зрения.

1. Избавляемся от тревожности

Когда ребенок идет в школу, у него формируется свой график, свой круг общения, свой мир. Родители чувствуют тревогу и беспокойство: где он? С кем? Чем занимается целыми днями?

Такая тревога понятна, но тотальная слежка не выход: скорее всего, она приведет к скрытности и потере контакта. Вместо этого попробуйте создать ментальную карту мира вашего ребенка.

Пойти в школу и не сойти с ума: уроки эмоционального выживания
Тревога за ребенка понятна, но телефонный контроль — не лучший выход. — Источник

Для этого вы должны ответить на целый ряд вопросов. Какие люди населяют мир вашего ребенка? Как их зовут, какие у них лица и характеры? Что малыш чувствует к каждому из них? Разложите по полочкам: вот его самые близкие друзья, а это его враги. Этот учитель ему нравится, этот тренер забавляет, а этот преподаватель пугает. Вот план его школы. Я знаю, где он чувствует себя наиболее комфортно, и знаю, с какими опасностями сталкивается. Вот его расписание. Эти предметы интересуют его больше всего, а эти вызывают затруднения…

Ментальные карты обеспечивают множество точек соприкосновения, позволяющих родителям и детям конструктивно общаться.

Создавайте карту вместе с ребенком, пусть он выступает для вас гидом, добавляет недостающие детали. Можно сделать карту на бумаге, повесить на стену, дополнять фотографиями и заметками. Так вы дадите ребенку понять, что считаете его мир важным. А сами будете чувствовать себя спокойнее, лучше ориентироваться в чувствах ребенка и его ценностях.

2. Побеждаем негативные эмоции

Дети часто ставят нас в тупик своими заявлениями. Отмахнуться от них — значит, обесценить чувства ребенка и потерять с ним контакт. В книге «Эмоциональный интеллект ребенка» приводятся примеры конструктивного реагирования на негативные эмоции.

Предложенные ответы не являются единственно верными, но показывают, как обеспечить ребенку сочувствие и руководство.

Ребенок приходит из школы и говорит: «Я никогда больше не пойду в эту школу! Учитель кричал на меня при всех моих друзьях!»

Неправильный ответ: «Что ты сделал, что учитель начал на тебя кричать?»

Правильный ответ: «Наверное, тебя это ужасно смутило».

Негативных эмоций не избежать, но с ними можно справиться
Негативных эмоций не избежать, но с ними можно справиться. — Источник

Ребенок приходит с улицы и говорит: «Я ненавижу этих детей. Они не хотят со мной играть. Они плохо ко мне относятся!»

Неправильный ответ: «Если бы ты не был таким слабаком, они бы захотели с тобой играть. Не делай из мухи слона. Ты должен справляться с ударами».

Правильный ответ: «Должно быть, тебя это задело. Расскажи мне, что случилось».

Ребенок говорит: «Я бы хотел, чтобы сегодня вечером со мной занимался не ты, а дядя Сережа».

Неправильный ответ: «Какие ужасные вещи ты говоришь. Ты — неразумный ребенок».

Правильный ответ: «Ты очень скучаешь по дяде Сереже. Я тебя понимаю, я тоже скучаю».

К вам в гости пришел друг ребенка. Ваш ребенок говорит ему: «Я не хочу давать тебе эту игрушку. Я не разрешаю тебе с ней играть!»

Неправильный ответ: «Ты эгоист. Ты должен научиться делиться!»

Правильный ответ: «Иногда бывает трудно поделиться любимой игрушкой. Давай уберем эту игрушку и достанем те, которыми ты сможешь делиться».

3. Готовимся к важным событиям

Детям необходимо время, чтобы подумать о грядущих событиях и как следует приготовиться к ним. Если ребенку предстоит встреча с незнакомыми людьми, новый урок, презентация доклада, изменение в привычном распорядке, обсудите это заранее.

Если вы не подготовите ребенка, он станет тратить энергию на попытки представить себе будущее, а это не вызовет у него ничего, кроме тревоги. Более того, он, скорее всего, будет тешить себя надеждами и испытает сильнейшее разочарование, если эти надежды не оправдаются.

Предупреждайте о будущих событиях за два-три дня, чтобы ребенок успел к ним подготовиться.

Заранее расскажите, что его ожидает, — это уменьшит тревожность и избавит от страха перед неизвестностью. Вы можете взять календарь и отметить день наступления события. Вместе создайте план подготовки. Чем лучше ребенок осведомлен о том, что ему предстоит, тем легче он это перенесет.

4. Учимся общаться

Школа — это общение. Развивайте вербальный интеллект — любовь к словам и умение использовать их в устной и письменной речи.

По тому, как ребенок общается, его будут оценивать сверстники и учителя. Это крайне важно в первые школьные месяцы.

Для развития вербального интеллекта вовсе не нужно сидеть целый день за книгами и тетрадками. Ребенок может не любить читать и писать, но сочинять отличные истории. Он может рассказывать стихи, экспериментировать с почерком, просто рисовать буквы, не задумываясь о смысле. Помогают в развитии игры в слова, загадки о значении разных терминов, скороговорки и звукоподражание.

Умение ладить со сверстниками сильно облегчит ребенку учебный процесс
Умение ладить со сверстниками сильно облегчит ребенку учебный процесс. — Источник

Вот несколько упражнений из книги «Ты можешь больше, чем ты думаешь», развивающих вербальный интеллект.

  • Придумайте вместе с ребенком секретный язык, где будут использоваться слова и жесты, которые не поймет никто, кроме вас.
  • Читайте не школьную программу, а то, что интересно ребенку. Глянцевые журналы, книги по творчеству, газеты, комиксы — все считается.
  • Начните вести дневник. Попросите ребенка заносить в него минимум 250 слов каждый день на любую понравившуюся тему. Пусть описывает то, чем занимается в школе, какую книгу читает, кого сегодня встретил, что происходит вокруг — всё, что его интересует.
  • Вместе смотрите в словаре значения слов, которые интересуют ребенка.
  • Придумывайте и рассказывайте друг другу истории.

5. Играем и расслабляемся

Важно, чтобы после 1 сентября мир ребенка не ограничился школой и выполнением домашнего задания — это у кого хочешь отобьет желание учиться. По мнению Питера Грея, автора книги «Свобода учиться», в человеке от природы заложена любознательность, тяга к игре и желание общаться.

Любознательность заставляет детей искать новые знания и осознавать их, а игра мотивирует применять новые навыки. Главное — не мешать.

Оставьте ребенку пространство для свободной игры и общения с другими детьми. Сначала это может быть двор или игровая площадка. Но это только начало приключений и возможностей познавать окружающий мир. Чем старше ребенок, тем больше возможностей для свободной игры ему нужно. Подумайте, нельзя ли сагитировать школу открыть спортзал для игр после уроков или как-то еще организовать пространство, где дети смогут безопасно играть без навязчивого надзора взрослых.

Игра — это тоже учеба
Игра — это тоже учеба. — Источник

Эмоциональное общение, готовность к переменам, возможности для свободного познания мира помогут ребенку успешно адаптироваться к школе, завязать новые знакомства и завести друзей. Вам же они помогут сохранить тесный контакт с ребенком, оказать ему поддержку в нужный момент и успешно пройти через все приключения школьного периода.

По материалам книг «Эмоциональный интеллект ребенка», «Свобода учиться», «Ты можешь больше, чем ты думаешь», «Мой ребенок — интроверт».
Обложка поста — pixabay.com

Похожие статьи