Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Пойти в школу и не сойти с ума: уроки эмоционального выживания
18 августа 2017 11 187 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Собирая ребенка в школу, мы уделяем много внимания навыкам: прочитать 10 книг, научиться красиво выводить буквы, выучить таблицу умножения. И часто совсем забываем об эмоциях. А ведь от них во многом зависит, станет ли учеба захватывающим приключением или превратится в испытание для всей семьи.

Мы выбрали в книгах для родителей несколько упражнений, которые помогут вам подготовиться к школе с эмоциональной точки зрения.

1. Избавляемся от тревожности

Когда ребенок идет в школу, у него формируется свой график, свой круг общения, свой мир. Родители чувствуют тревогу и беспокойство: где он? С кем? Чем занимается целыми днями?

Такая тревога понятна, но тотальная слежка не выход: скорее всего, она приведет к скрытности и потере контакта. Вместо этого попробуйте создать ментальную карту мира вашего ребенка.

Пойти в школу и не сойти с ума: уроки эмоционального выживания
Тревога за ребенка понятна, но телефонный контроль — не лучший выход. — Источник

Для этого вы должны ответить на целый ряд вопросов. Какие люди населяют мир вашего ребенка? Как их зовут, какие у них лица и характеры? Что малыш чувствует к каждому из них? Разложите по полочкам: вот его самые близкие друзья, а это его враги. Этот учитель ему нравится, этот тренер забавляет, а этот преподаватель пугает. Вот план его школы. Я знаю, где он чувствует себя наиболее комфортно, и знаю, с какими опасностями сталкивается. Вот его расписание. Эти предметы интересуют его больше всего, а эти вызывают затруднения…

Ментальные карты обеспечивают множество точек соприкосновения, позволяющих родителям и детям конструктивно общаться.

Создавайте карту вместе с ребенком, пусть он выступает для вас гидом, добавляет недостающие детали. Можно сделать карту на бумаге, повесить на стену, дополнять фотографиями и заметками. Так вы дадите ребенку понять, что считаете его мир важным. А сами будете чувствовать себя спокойнее, лучше ориентироваться в чувствах ребенка и его ценностях.

2. Побеждаем негативные эмоции

Дети часто ставят нас в тупик своими заявлениями. Отмахнуться от них — значит, обесценить чувства ребенка и потерять с ним контакт. В книге «Эмоциональный интеллект ребенка» приводятся примеры конструктивного реагирования на негативные эмоции.

Предложенные ответы не являются единственно верными, но показывают, как обеспечить ребенку сочувствие и руководство.

Ребенок приходит из школы и говорит: «Я никогда больше не пойду в эту школу! Учитель кричал на меня при всех моих друзьях!»

Неправильный ответ: «Что ты сделал, что учитель начал на тебя кричать?»

Правильный ответ: «Наверное, тебя это ужасно смутило».

Негативных эмоций не избежать, но с ними можно справиться
Негативных эмоций не избежать, но с ними можно справиться. — Источник

Ребенок приходит с улицы и говорит: «Я ненавижу этих детей. Они не хотят со мной играть. Они плохо ко мне относятся!»

Неправильный ответ: «Если бы ты не был таким слабаком, они бы захотели с тобой играть. Не делай из мухи слона. Ты должен справляться с ударами».

Правильный ответ: «Должно быть, тебя это задело. Расскажи мне, что случилось».

Ребенок говорит: «Я бы хотел, чтобы сегодня вечером со мной занимался не ты, а дядя Сережа».

Неправильный ответ: «Какие ужасные вещи ты говоришь. Ты — неразумный ребенок».

Правильный ответ: «Ты очень скучаешь по дяде Сереже. Я тебя понимаю, я тоже скучаю».

К вам в гости пришел друг ребенка. Ваш ребенок говорит ему: «Я не хочу давать тебе эту игрушку. Я не разрешаю тебе с ней играть!»

Неправильный ответ: «Ты эгоист. Ты должен научиться делиться!»

Правильный ответ: «Иногда бывает трудно поделиться любимой игрушкой. Давай уберем эту игрушку и достанем те, которыми ты сможешь делиться».

3. Готовимся к важным событиям

Детям необходимо время, чтобы подумать о грядущих событиях и как следует приготовиться к ним. Если ребенку предстоит встреча с незнакомыми людьми, новый урок, презентация доклада, изменение в привычном распорядке, обсудите это заранее.

Если вы не подготовите ребенка, он станет тратить энергию на попытки представить себе будущее, а это не вызовет у него ничего, кроме тревоги. Более того, он, скорее всего, будет тешить себя надеждами и испытает сильнейшее разочарование, если эти надежды не оправдаются.

Предупреждайте о будущих событиях за два-три дня, чтобы ребенок успел к ним подготовиться.

Заранее расскажите, что его ожидает, — это уменьшит тревожность и избавит от страха перед неизвестностью. Вы можете взять календарь и отметить день наступления события. Вместе создайте план подготовки. Чем лучше ребенок осведомлен о том, что ему предстоит, тем легче он это перенесет.

4. Учимся общаться

Школа — это общение. Развивайте вербальный интеллект — любовь к словам и умение использовать их в устной и письменной речи.

По тому, как ребенок общается, его будут оценивать сверстники и учителя. Это крайне важно в первые школьные месяцы.

Для развития вербального интеллекта вовсе не нужно сидеть целый день за книгами и тетрадками. Ребенок может не любить читать и писать, но сочинять отличные истории. Он может рассказывать стихи, экспериментировать с почерком, просто рисовать буквы, не задумываясь о смысле. Помогают в развитии игры в слова, загадки о значении разных терминов, скороговорки и звукоподражание.

Умение ладить со сверстниками сильно облегчит ребенку учебный процесс
Умение ладить со сверстниками сильно облегчит ребенку учебный процесс. — Источник

Вот несколько упражнений из книги «Ты можешь больше, чем ты думаешь», развивающих вербальный интеллект.

  • Придумайте вместе с ребенком секретный язык, где будут использоваться слова и жесты, которые не поймет никто, кроме вас.
  • Читайте не школьную программу, а то, что интересно ребенку. Глянцевые журналы, книги по творчеству, газеты, комиксы — все считается.
  • Начните вести дневник. Попросите ребенка заносить в него минимум 250 слов каждый день на любую понравившуюся тему. Пусть описывает то, чем занимается в школе, какую книгу читает, кого сегодня встретил, что происходит вокруг — всё, что его интересует.
  • Вместе смотрите в словаре значения слов, которые интересуют ребенка.
  • Придумывайте и рассказывайте друг другу истории.

5. Играем и расслабляемся

Важно, чтобы после 1 сентября мир ребенка не ограничился школой и выполнением домашнего задания — это у кого хочешь отобьет желание учиться. По мнению Питера Грея, автора книги «Свобода учиться», в человеке от природы заложена любознательность, тяга к игре и желание общаться.

Любознательность заставляет детей искать новые знания и осознавать их, а игра мотивирует применять новые навыки. Главное — не мешать.

Оставьте ребенку пространство для свободной игры и общения с другими детьми. Сначала это может быть двор или игровая площадка. Но это только начало приключений и возможностей познавать окружающий мир. Чем старше ребенок, тем больше возможностей для свободной игры ему нужно. Подумайте, нельзя ли сагитировать школу открыть спортзал для игр после уроков или как-то еще организовать пространство, где дети смогут безопасно играть без навязчивого надзора взрослых.

Игра — это тоже учеба
Игра — это тоже учеба. — Источник

Эмоциональное общение, готовность к переменам, возможности для свободного познания мира помогут ребенку успешно адаптироваться к школе, завязать новые знакомства и завести друзей. Вам же они помогут сохранить тесный контакт с ребенком, оказать ему поддержку в нужный момент и успешно пройти через все приключения школьного периода.

По материалам книг «Эмоциональный интеллект ребенка», «Свобода учиться», «Ты можешь больше, чем ты думаешь», «Мой ребенок — интроверт».
Обложка поста — pixabay.com

Похожие статьи