«Лучший ученик», чей портрет не покидает доску почета, «звезда школы», обласканная похвалами учителей, «всем пример» — идеальные роли учебного сценария или тяжкое бремя?
Часто спутником высоких достижений является синдром отличника — психологическая особенность, заставляющая человека во всем достигать только отличных результатов.
Хрестоматийно успешные дети — не всегда беспроблемные дети. — Источник
Увлеченный учебой, выделяющийся среди сверстников по всем показателям ребёнок, из дневника которого так и сыпятся пятёрки. Полки с блестящими кубками и аккуратными стопками благодарностей и дипломов высшей степени. Идиллическая картина, если желание достигнуть высоких результатов имеет разумные пределы.
Тревожные «звоночки»
По ним можно отличить нормальное стремление ребенка к успеху от угрожающего его благополучию синдрома отличника:
- Зависимость самооценки от мнения окружающих. Хвалят — появляется чрезмерная самоуверенность, критикуют — уверенность в собственных силах падает.
- Желание добиться высоких отметок любыми способами, иногда — нечестными.
- Уязвленность чужими успехами, неумение проигрывать. Провалы соперников подпитывают, придают уверенности в собственном превосходстве. Завышенные требования к окружающим.
- Болезненная ранимость. Если очередной триумф остался незамеченным, возникают горечь и обида.
- Неспособность справиться с трудностями. Стремление к максимальному баллу вызывает обратный эффект: страх допустить ошибку заставляет опустить руки.
- Неумение расставлять приоритеты, стремление быть лучшим всегда и везде.
- Гиперответственность. Чувство вины за неудачу.
Постоянная напряженность приводит к неспособности сосредоточиться. — Источник
Синдром отличника может спровоцировать ряд проблем:
- невозможность насладиться процессом учебы, овладения знаниями, поскольку интересует лишь результат,
- заучивание вместо глубинного понимания, отсутствие креативности,
- застопоривание на нюансах. Неумение мыслить абстрактно, видеть общую картину задания, ситуации,
- попытки нейтрализовать соперников, порой противоречащими моральным ценностям способами,
- нежелание и неумение поддерживать дружеские отношения, так как главным приоритетом являются собственные достижения. Крайность — ухудшение отношений со сверстниками до состояния холодной войны, превращение в объект травли,
- опустошающая эмоциональная нестабильность. Плач навзрыд от огорчения и истерический смех от радости. И, напротив, скудность эмоций, заторможенность. Такой дефицит проявления чувств даже опаснее, чем его излишек,
- отчаяние в случае проигрыша без попытки провести анализ причин неудач.
Неудачи чреваты нервными расстройствами. — Источник
Как помочь ребенку, оказавшемуся во власти синдрома отличника
Для начала необходимо выяснить причины его появления. Возможны две ситуации.
Первая ситуация. Ребенок, стремящийся к высоким достижениям в силу природных особенностей, плюс нехватка внимания близких людей.
Недостаток обратной связи и проявления любви побуждает ребенка заслужить внимание и одобрение взрослых. В первую очередь — родителей. Отличными оценками он безотчетно добивается попадания в поле зрения важных людей.
В таком случае терапевтический эффект окажет открытое выражение взрослым своих чувств. Например, можно чаще обниматься. Человеку нужно 4 объятия в день для выживания. И 8 объятий — для здоровья и хорошего самочувствия. Обнимайтесь бессчетное количество раз. Столько, сколько потребуется. Слушайте. Это так просто и так важно!
Замеченный и услышанный ребенок неуязвим. — Источник
Говорите ребенку о его нужности и ценности самого по себе, и без регалий победителя. Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время. Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры.
Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби. Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение.
Запишите ребенка в спортивные секции и творческие клубы.
Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться.
Покажите на чьей вы стороне в отношениях со школой и учителями. «Я всегда буду за тебя. Я всегда буду за тобой».
Хвалите за скромные успехи и оказывайте поддержку при неудаче в серьезных начинаниях. Сравнивайте не с другими детьми, а с самим собой вчерашним.
Вторая ситуация. Ребенок, способный на высокие достижения, плюс чрезмерно требовательные родители.
Патологическое стремление быть номером один невольно может быть вызвано родителями, ориентированными на блестящую учебную деятельность чада. Ребенок остро чувствует их установку и трактует ее как «меня любят за то, что лучший», «родители довольны, только когда оправдываю ожидания», «нужно быть лучшей версией себя». Ценой неимоверных усилий он пытается заслужить и поддержать любовь и одобрение.
Дифирамбы от учителей, полная коллекция наград и знаков отличия, единственная разновидность оценок в дневнике — «пятерки». И оборотная сторона медали — утраченные ребенком эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, способность принимать результаты своей деятельности и извлекать из них стратегически важные уроки.
Часто из-за беспокойства родителей по поводу успехов ребенка между ними рушатся отношения, происходит разъединение. Заветные пятерки могут лишить доверительных отношений с дочерью, сдача ЕГЭ на максимальный балл — отдалить сына.
Примеры деструктивных установок родителя
- Запрещено! Получать любую оценку, кроме пятерки. Не быть отличником по всем предметам.
- Успехи в учебе, достигнутые в результате давления, идут на пользу.
- Уроки всегда на первом месте.
Нужно учиться еще лучше! — Источник
- «Пять с минусом» — плохая оценка.
- Медаль должна быть. И обязательно — золотая.
- Необходимо на две головы опережать одноклассников.
Позволительно иногда быть вторым и третьим
Бесспорно, каждый родитель действует во благо. И трудно смириться с мыслью, что ребенка ждет лишь скамейка запасных. Но куда страшнее значительное превышение груза ответственности над допустимой величиной, бесконечные испытания характера на излом. Необходимость всюду быть на голову выше — сеанс одновременной игры на нескольких досках. И ребенок может не защитить титул гроссмейстера.
Проанализируйте, не слишком ли «заорганизована» жизнь вашего ребенка. У него обязательно должно быть время, не занятое ничем. Это время для аккумуляции сил, восполнения умственных и физических резервов, и просто для радостей жизни.
Лучше сосредоточить внимание на ребенке, а не на его регалиях. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь возникновения отвращения к учебе. Не позволяйте вызовам жизни встать между вами. Экзамены, аттестации, олимпиады останутся вскоре лишь воспоминанием. Пусть в этот список никогда не войдут близость, доверие, дружба между вами и ребенком.
Жизнь с синдромом отличника
Дети вырастают, синдром отличника превращается в перфекционизм. Для перфекциониста приемлемы только идеальные результаты. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ:
- впечатляющая работоспособность и высокая мотивация,
- настойчивость, целеустремленность и сила воли,
- раскрытие в полной мере талантов и дарований,
- трудолюбие и стремление к совершенству, без которого невозможны инновации и достижения в науке.
Важно научить ребенка соблюдать баланс между стремлением к успеху и другими аспектами полноценной жизни. — Источник
В наших силах помочь детям и состояться, и быть счастливыми. Наслаждаться и каждым этапом пути, и прибытием в пункт назначения первым. Понимать: поражение сейчас — не окончательное фиаско, а опыт, альтернативный вариант развития событий. Позволить себе не бежать чужие марафоны. Побеждать там, где это действительно необходимо. Не вступая в сумасшедшую гонку за первенство во всем. Не платя за успех непомерную цену.
Обложка поста: pixabay.com