Как воспитать ребенка, который любит учиться, уверен в себе и не боится трудностей? Задачка не из простых. Правда, в Японии так не считают: именно там 60 лет назад придумали методику, которая помогает детям освоить самые сложные навыки и стать успешными. В чем ее преимущество и для чего нужны специальные рабочие тетради KUMON, рассказывает бренд-менеджер KUMON Ксения Курбетьева
— Что такое KUMON и в чем их особенности?
— KUMON — это японская методика индивидуального развития. Её основная особенность: постепенное нарастание сложности. Ребенок выполняет задания самостоятельно, начиная с самых простых. Затем сложность от задания к заданию увеличивается, и постепенно при регулярных занятиях малыш осваивает нужный навык.
Эдьютейнмент — обучение через игру — особенно стоит выделить. Ведь ребенок будет регулярно и увлеченно делать только то, что ему нравится. Также по KUMON готовят к поступлению в ВУЗы во всем мире. Есть даже занятия для пожилых людей. Если методика универсальная, то и адаптировать её достаточно легко.
— Кто автор этой методики?
— Как и многие важные вещи, она родилась из родительской любви. Тору Кумон увидел двойку по математике у своего сына Такеши и решил помочь ему разобраться с предметом. Он давал ему задания, где сложность увеличивалась совсем по чуть-чуть, и вскоре Такеши догнал и обогнал сверстников.
— На какой возраст рассчитаны тетради KUMON? Какие затрагиваются темы?
— С тетрадями можно заниматься в возрасте от двух лет. Они охватывают самые разные навыки: вырезание, подготовку руки к письму, математику, поделки. Сейчас насчитывается уже более 80 видов пособий, поэтому, чтобы все разложить по полочкам, можно пользоваться картой KUMON.
Одновременно можно проходить 2-3 тетради, но не больше. Если какой-то навык пока не дается, можно отложить тетрадь, перейти к другой теме, а потом снова вернуться.
— Какие задания включают в себя тетради?
— Задания зависят от темы тетради. При этом все они строятся по принципу постепенного усложнения.
Тетради KUMON достаточно толстые, ведь заданий должно хватить для того, чтобы сформировать навык. А это обычно 3-4 недели занятий.
— Существуют ли какие-то подтверждения эффективности этой системы?
— Мы проводили апробацию методики — это был большой эксперимент в детском саду. Дети занимались по тетради «Учимся вырезать», в которой 40 заданий для развития мелкой моторики и пространственного мышления. Многие испытывали сложности в начале эксперимента: один мальчик не мог держать ножницы, бумага рвалась, из-за этого ребенок расстраивался. Но уже на 7 занятии наметился прогресс.
А после полутора месяцев все дети, которые занимались по тетрадям, научились правильно вырезать фигуры, пользоваться ножницами, улучшили мелкую моторику.
— Заниматься нужно ежедневно или можно выбрать свой темп?
— Выполнять задания нужно 5 раз в неделю не дольше 20-30 минут. Также важно, чтобы у малыша были 1-2 свободных дня. Чтобы соблюсти этот режим, внесите занятия в распорядок будней, а в выходные отдайте предпочтение совместному отдыху и творчеству.
Если ребенок ходит в садик или школу, каждый раз внимательно смотрите на уровень усталости малыша, прежде чем давать ему задания. Не нужно заставлять ребёнка заниматься через силу, ведь из-за рассеянного внимания будет получаться хуже, малыш начнет расстраиваться и может вообще отказаться от занятий. Пусть занятия будут не 5 раз в неделю, а 2-3, но приносят удовольствие и помогают укрепить веру в себя!
Именно от того, насколько регулярно вы будете заниматься по методике, зависит и скорость освоения навыков, и выработка усидчивости
— Нужно ли покупать все тетради или можно начать с одной-двух?
— Выбирать тетради следует по возрасту ребенка. Сначала достаточно 2-3 тетрадей. А потом можно расширять и закреплять наборы навыков.
— Что если ребёнок не захочет выполнять какие-то задания? Как заинтересовать выполнять задания из тетрадей?
— Чаще всего такого не возникает. Ребенок сам просит новую страничку.
— Что делать, если ребёнок ошибается?
— Малыш учится и тренируется, а значит, ошибки неизбежны. Не стоит сразу одергивать ребенка. Подождите, пока он доделает эту страничку, укажите, на что ему нужно обратить внимание при работе со следующим листом. После этого обязательно проговорите, что у ребенка получилось лучше, чем в прошлый раз.
— Когда тетрадь пройдена, что делать дальше?
— Во-первых, отметьте пройденную тетрадь на карте KUMON, чтобы видеть, насколько вы уже продвинулись. Во-вторых, мы рекомендуем сразу выбрать новую тетрадь. Если вы только начали развивать какой-то навык, лучше перейти к тетради следующего уровня сложности с аналогичными заданиями. Например, те, кто освоил тетрадь «Давай вырезать!», могут приступить к тетради «Давай вырезать! Веселые истории», чтобы закрепить и развить навык работы с ножницами.
Если вы прошли все тетради для своего возраста, развивающие данный навык, не торопитесь двигаться вперед по «дорожке возраста». Лучше освоить остальные навыки и сформировать «полный набор» умений.