С какого возраста нужно практиковать эмоциональное воспитание? Ждать, когда ребенку исполнится пять-шесть-десять лет? Джон Готман — психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект ребенка» — советует применять методы эмоционального воспитания начиная с младенчества. Разбираемся, как это сделать.
1–3 месяца
Возрастные психологи утверждают, что именно в этом возрасте дети впервые по-настоящему смотрят на своих родителей и удерживают на них взгляд. Наблюдая и подражая, ребенок приобретает огромное количество знаний: как понимать и выражать эмоции. Узнают, что их негативные эмоции влияют на окружающих (когда родители откликаются на плач малыша). Иногда малыши ведут с вами активную «беседу», а затем неожиданно отворачиваются и игнорируют любые попытки их развлечь. Это поведение обусловлено тем, что ребенок устал и так он успокаивает себя.
В этом возрасте дети смотрят на своих родителей и удерживают на них взгляд. — Источник
— Используйте «материнский язык» — повышение голоса, медленные многократные повторы, которые сопровождает преувеличенная мимика. Его также могут применять и папы. Возможно, такой разговор покажется вам смешным и слишком наигранным, но он работает: младенцы активно реагируют на речь, обращают пристальное внимание на взрослых.
— Играйте. Начните с подражания. Если малыш показывает язык, то сделайте то же самое. Ребенок воркует или гугукает — повторяйте звук с тем же ритмом и тембром голоса. Подражательные игры важны, потому что так вы сообщаете ребенку, что реагируете на его чувства. Он также учится предвидеть ваши дальнейшие действия и словно говорит себе: «Ага, сейчас начнется игра в щекотку». Так формируются основы эмоциональной связи.
— Помогайте успокоиться. Тут нет одной стратегии: методом проб и ошибок определите, что подходит вашему малышу. Распространенные методы: уменьшить яркость свет, укачать и ласково поговорить с ним, включить спокойную музыку, спеть колыбельную. Походить, укачивая ребенка на руках. Некоторых детей успокаивает «белый шум» работающей стиральной машины или ненастроенного радио.
6–8 месяцев
Период исследовательской деятельности: к восьми месяцам дети обычно начинают ползать и изучать окружающий мир. Ребенок начинает различать людей. Ему не нравятся незнакомцы: они вызывают чувство тревоги.
Находит новые способы выражать себя и делиться чувствами и эмоциями — радости, страха, любопытства. Важный скачок — способность переключать внимание, сохраняя в уме образ предмета или человека, на который он больше не смотрит.
К восьми месяцам дети обычно начинают ползать и изучать окружающий мир. — Источник
— Играйте вместе с малышом, используя предметы и игрушки. Откликайтесь на его эмоциональные реакции: смех, удивление, страх.
— Будьте «критерием безопасности». Ребенок понимает, что может доверять вашим сигналам: выражению лица, тону голоса, языку тела. Ваши эмоции могут помочь справиться малышу со страхами. Например, если рядом с новой няней вы будете вести себя расслабленно, обнимать ее, то ребенок поймет, что новому человеку можно доверять.
— Изучайте с ребенком название чувств. Спрашивайте его: «Тебе сейчас грустно (страшно, весело, холодно), не так ли?». Если вы угадаете, малыш даст знак. Возможно, вам не всегда удастся понять своего ребенка.
9–12 месяцев
Малыш осознает, что люди и объекты обладают постоянством. Например: если мама ушла из комнаты, то она, скорее всего, скоро вернется. Это формирует привязанность малыша к родителям и близким. Теперь когда их нет рядом, он может скучать по ним. Начинает осознавать свои и чужие чувства. Когда ломается игрушка, папа говорит: «Ой, машинка сломалась. Теперь тебе грустно, да?».
Малыш осознает, что если мама ушла из комнаты, то она, скорее всего, скоро вернется — Источник
— Помогайте справиться с тревожностью. Если вы уходите, заверьте его, что вернетесь. Да, годовалый малыш очень мал и не умеет говорить. Но он многое понимает, наблюдает за эмоциями, и это может успокоить его.
— Разрешайте малышу самостоятельно изучать ваш дом. Если он уползает в другую (безопасную) комнату, не бегите сразу смотреть за ним. Дайте ему побыть в одиночестве.
— Придумывайте игры, в которых требуется выражать свои эмоции. Можно рисовать на пальцах руки разные выражения лиц. На большом — злость, на указательном — грусть, на среднем — страх, на безымянном — удивление, на мизинце — радость. Расскажите малышу, как прошел ваш день с помощью пальцев с рожицами.
1–3 года
Период, когда развивается чувство собственного «я» и начинает проявляться самостоятельность. Ребенок осваивает ролевые и символические игры, имитирует поведение, которое видел раньше. То, как он целует на ночь своего плюшевого медведя, ругает или хвалит кукол, доказывает, что дети наблюдают и учатся управлять своими эмоциями. А еще наступает кризис трех лет: дети становятся увереннее и начинают вам противоречить.
Дети тянутся друг к другу, но у них нет социальных навыков, чтобы играть вместе. — Источник
— Предоставляйте выбор. В этом возрасте детям важно утвердить себя как независимое маленькое существо. Вместо фразы: «На улице холодно, ты должен надеть пальто», скажите: «Что ты хочешь сегодня надеть: кофту или свитер?».
— Помогайте озвучить свою эмоцию словами. Например: «Ты злишься, когда кто-то берет твою игрушку?». Учите сочувствию, избегайте агрессии. Если малыш пытается обидеть другого, говорите ему: «Мы не делаем больно своим друзьям из-за того, что сердимся».
— Помогайте играть. В этом возрасте дети тянутся друг к другу, но у них нет необходимых социальных навыков, чтобы играть вместе. Попытки могут заканчиваться неудачей, учитывая «правила собственности ребенка»:
- если я это вижу, то оно мое;
- если это твое, а я хочу его, то оно мое;
- если это мое, то оно мое навсегда.
Это вовсе не жадность — так развивается ощущение собственного «я». Идея делиться пока не имеет для них смысла. Поэтому хвалите и поощряйте ребенка, когда он делает попытку обмена игрушками. Но если вы ждете гостей, то лучше заранее обговорите с ребенком, какие игрушки он не хочет давать. Перед приездом торжественно их спрячьте и оставьте другие.
Каждый период жизни вашего малыша принесет что-то новое: навык, эмоцию, слово. А вам, как родителю, нужно пройти свой путь: понять, какие моменты особенно важны в каждом возрасте ребенка. Именно тогда вы сможете лучше разбираться в его чувствах и сделаете эмоциональное воспитание по-настоящему эффективным.
По материалам книги «Эмоциональный интеллект ребенка».
Обложка поста: freepik