Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Учимся выстраивать границы и говорить «нет». Отрывок из новинки серии «Просто о важном»
6 июня

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Как выстроить собственные границы? Когда следует сказать «нет»? Как не позволить окружающим навязывать свое мнение? Стоит ли искать компромисс, если другой человек ведет себя неправильно? Истории про Миру, Гошу и маленькую Бейби помогают увидеть верные решения и учат отстаивать свои взгляды. А советы и комментарии психологов дают возможность по-новому взглянуть на актуальные проблемы.

Принесли отрывок из новинки «Просто о важном. Мира и Гоша защищают себя».

Бумажная книга Электронная книга

Секрет Анники

Гоша вышел из магазина, задумчиво жуя шоколадный батончик. Он только что купил подарок маме на день рождения и чувствовал себя взрослым и самостоятельным. Он сам накопил деньги и сам выбрал презент — красивое розовое сердечко. Мама сможет выгравировать на нем имена детей и положить его в свой кошелек.

На улице была прекрасная погода, и Гоша решил не спеша прогуляться до дома. Проходя мимо небольшой площадки, он вдруг заметил Аннику — та застыла на месте, опустив плечи и уперев взгляд в землю. Перед ней стоял мужчина. Он выглядел рассерженным и словно источал электричество. Даже его взъерошенные чуть седые волосы торчали в стороны, как будто наэлектризованные от гнева. Анника явно была испугана. Гоша замедлил шаг, пытаясь не привлекать внимания, но и желая понять, не нужно ли что-то предпринять.

— Ты должна стараться! Это ведь так просто! Я сто раз тебе повторял: мне неважно, что там у других. Ты обязана быть лучшей, — строго и жестко выговаривал мужчина.

Он сжал ладонями плечи Анники и встряхнул, однако она так и не подняла глаз. Тогда он крепко ухватил ее за запястье и повел прочь.

Рядом с этим мужчиной Анника казалась ужасно маленькой и беззащитной. Гоша чувствовал, что в его груди вскипает гнев от того, как грубо он обращался с девочкой. Но он не понимал, что делать. Неожиданно Анника обернулась и встретилась взглядом с Гошей. Он слегка кивнул, как бы спрашивая ее, нужна ли помощь. Анника отрицательно покачала головой и отвернулась.

Гоша помчался домой. Он знал, что в школьном чате есть телефоны всех родителей. И очень хотел найти там папу Анники и убедиться, что это был именно он, а не какой-то чужой человек, утащивший девочку в неизвестном направлении. Вместе с мамой они пересмотрели фотографии всех участников чата и наконец обнаружили того самого мужчину.

Мама никак не могла понять, что произошло, отчего Гоша так взволнован. Он сперва ничего не объяснил, а вечером за ужином все-таки изложил в подробностях всю историю. Родители посочувствовали Гоше из-за того, что ему пришлось наблюдать неприятную сцену. Но, конечно, сильнее всего было жалко Аннику, с которой папа ведет себя так грубо. Что с этим можно сделать, не понимал никто — ни Гоша, ни мама, ни папа. Однако это многое объясняло в поведении Анники. Очевидно, дома ей было непросто. Она обращалась с другими детьми так, как с ней обращались в семье. Гоша хотел как-то поддержать ее. Даже Мира растрогалась и решила когда- нибудь позвать Аннику в гости.

Гоша и на следующий день не забыл эту историю. В школе он видел, как Анника заходила в свой класс. Она вела себя так, словно накануне ничего не случилось: опять задирала одноклассников, но и шутила, и играла с ними. Все было как обычно. Однако Гоша подумал, что все-таки должен как-то прояснить ситуацию.

Первые перемены мальчик провел, размышляя о произошедшем. Когда же прозвенел очередной звонок с урока, он решительно направился к классу Миры и Анники. Девочки играли группкой в школьном коридоре.

— Можно с тобой поговорить? — спросил он у Анники.

Та на секунду замерла, как будто раздумывая, ответить ли ей снова грубостью или все-таки согласиться. И видимо, идея с разговором ее испугала.

— Зачем? Опять будешь убеждать меня, что мальчики могут носить розовое? — съязвила она.

Гошу ее уколы больше не трогали, он знал об Аннике правду и понимал причину ее злости.

— Нет, я хочу обсудить то, что вчера увидел на улице, — спокойно ответил он. Анника поняла, что Гоша вполне серьезен, поэтому просто кивнула и пошла за ним к лестнице.

— Анника, я вчера все видел, — начал он аккуратно, когда они остались одни. Голос его звучал мягко, но уверенно. — Мне очень не понравилось, как он с тобой говорил. Это не нормально, ты это понимаешь?

Анника посмотрела на Гошу с недоумением и в то же время как будто с благодарностью.

— Я… Я не знаю, — ответила она. — А твой папа разве так не делает?

— Нет, никогда. — Гоша решительно мотнул головой. — Конечно, он иногда ругается и даже может прикрикнуть, но не обижает меня, не трясет, не…

Он опустил взгляд на руку Анники и увидел синяк на запястье — там, где вчера схватил ее папа.

— Никто не имеет права так обращаться с тобой. Ты можешь поговорить с учителями или… или просто со мной, — предложил Гоша.

— Это ничего не изменит, — вздохнула Анника. — Да и он не всегда такой злой. Вчера сердился, а сегодня уже нормальный.

— Даже если не всегда — знай, что ты не одна. Я рядом, если тебе понадобится поддержка.

Его уверенные слова успокоили Аннику. Она кивнула и, поблагодарив, направилась в класс. Гоша посмотрел ей вслед, чувствуя, что сегодня сделал что-то действительно важное.

Обсудите с ребенком

1. Почему Гоше стало грустно и тревожно, когда он увидел, что мужчина грубо разговаривает с Анникой? Объясните ребенку, что иногда мы испытываем боль за других, даже если ситуация не касается нас напрямую. Это называется сочувствием.

2. Как ты думаешь, почему Анника согласилась поговорить с Гошей, хотя сначала не хотела? Расскажите, что иногда люди искренне желают помочь другим. И тогда человек, столкнувшийся с проблемой, понимает, что он не один и может кому-то довериться.

3. Почему Гоша решил сказать Аннике, что она не должна терпеть подобное отношение? Поговорите о том, как важно замечать несправедливость и поддерживать других, даже если это кажется сложным.

4. Как ты думаешь, почему Анника защищает своего папу, хотя он иногда обращается с ней грубо? Обсудите с ребенком, что люди любят своих близких, даже если те порой делают им больно, однако справляться с этим довольно сложно.

5. Правильно ли поступил Гоша в этом рассказе? Почему его слова помогли Аннике почувствовать себя немного лучше? Расскажите ребенку, что слова поддержки, уверенность и спокойствие способны придать человеку сил справиться с трудностями.

Комментарий психолога

Любой человек имеет право испытывать чувства, однако каждый несет ответственность за свое поведение. Нормально злиться, быть недовольным, возмущаться, когда что-то идет не так, как хотелось бы. Но обижать кого-то, делать больно, проявлять агрессию — нет. В процессе проживания гнева важно всегда помнить о правиле «нельзя причинять боль — словами и/или физически».

Там, где это правило не соблюдается (как в ситуации с Анникой и ее папой), близкие люди задевают и ранят друг друга. Отношения становятся напряженными и холодными, человек испытывает обиду, душевную боль, разочарование, печаль.

Дети многое перенимают у самых близких людей. Что они получают, то и отдают другим. Когда их унижают, они учатся унижать и затем применяют этот «навык» в жизни: они тоже могут грубо разговаривать, обижать и даже проявлять физическую агрессию. Важно объяснять им, что такие проявления эмоций не нормальны, что может (и должно) быть иначе.

С ребенком полезно обсуждать ситуации, свидетелем которых он становится. Иногда резкие и обидные слова в чей-то адрес способен произнести учитель, а порой родители друзей грубо разговаривают со своими детьми (как в рассказе). В подобных случаях дети испытывают сложные чувства: гнев, возмущение поведением обидчика; страх, тревогу за состояние того, кого обижают; печаль, отчаяние и растерянность из-за невозможности повлиять на происходящее.

Как обсуждать со своим ребенком?

Во-первых, выслушайте его, позволив выговориться и прожить в этом процессе свои трудные чувства.

Во-вторых, подтвердите: «Да, так бывает. Плохие вещи случаются».

В-третьих, назовите чувства ребенка и напомните ему, что он имеет на них право; нормально испытывать их при встрече с грубым и агрессивным поведением, даже направленным в чужой адрес.

В-четвертых, твердо и уверенно обозначьте свою позицию: «Так не должно быть. Люди не должны обижать других и делать им больно».

В-пятых, посочувствуйте: «Мне жаль, что тебе пришлось пережить такие трудные чувства и увидеть эту ситуацию. Я сопереживаю тебе и тому ребенку».

В-шестых, обсудите, что можно сказать человеку, которого обидели, как его поддержать (Гоша показывает в рассказе пример поддержки). А также — как поступать, если обижают тебя (обозначить границу: «Стоп! Со мной нельзя так обращаться», выразить свои чувства: «Мне обидно и больно, когда со мной так…»).

Семья дает ребенку очень важный опыт общения. Проявляя уважение и бережность, вдумчиво разбираясь даже в самых трудных ситуациях, родители показывают пример здоровых отношений и учат выражать неприятные чувства без агрессии и унижений.

Ольга Юрасова, психотерапевт, семейный и детский психолог, автор проекта «Открывандия»

По материалам книги «Просто о важном. Мира и Гоша защищают себя».

Похожие статьи