Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Дочки-матери: любовь, боль и исцеление
27 февраля

Анастасия Денисенкова
Анастасия Денисенкова

Каждая мать содержит в себе свою дочь,

а каждая дочь — свою мать.

Карл Густав Юнг

Морин Мердок — юнгианский аналитик, психотерапевт и писательница, посвятившая свою жизнь исследованию женского пути к гармонии и целостности. Ее книга «Путешествие героини» стала ответом на «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла: и если мужской сценарий — это путь завоеваний, то женский — путь возвращения к себе, преодоления внутренних разломов. Важнейший из них — раскол матери и дочери.

Этот разрыв не просто эмоционален, он символичен: в нем отражается отчуждение от женского начала, внутренний кризис, потеря связи с собственной природой. Почему этот разрыв так болезнен? Как он влияет на судьбу женщины? Можно ли исцелить его еще в детстве, и что делать, если мать уже не рядом? Попробуем подобрать ключи к этим вопросам, исследуя, как архетипы матери формируют нашу психику, и почему женский путь проходит через осознание материнского комплекса.

Бумажная книга Электронная книга

Два лика Матери: Великая и Ужасная

«Существует два противоположных варианта архетипа матери: Великая Мать, олицетворяющая безграничную заботу, поддержку и защиту, и Ужасная Мать, воплощающая застой, удушье и смерть. Эти модели — составляющие человеческой психики, которые формируются в ответ на типичную зависимость в младенчестве и детстве», — пишет Мердок.

Такая дуальность встречается и во многих мифах. Например, Деметра, богиня плодородия, оборачивается разрушительницей, когда ее дочь Персефона оказывается в подземном мире с любимым. Потеря дочери превращает любящую мать в ту, кто лишает мир урожая и жизни, окутывая его зимой. Этот миф символизирует связь матери и дочери и неизбежность сепарации, которая вызывает боль, но в итоге ведет к новому балансу.

Ужасная Мать живет не только во внешнем мире. Она становится внутренним голосом, который судит, не позволяет радоваться, требует соответствовать чужим ожиданиям.

Бывает, что одна и та же мать, которая когда-то кормила, согревала и утешала, вдруг превращается в сурового критика и цербера. Одна из клиенток Мердок рассказывала ей, что выросла в страхе перед матерью. Мать хотела, чтобы она стала ею, но та хотела быть собой. Разрыв с матерью означает не только физическое или эмоциональное отдаление, но и борьбу за право быть другой, не той, какой тебя ожидали видеть.

Чем сильнее была фигура матери в детстве, тем сложнее женщине обрести собственную целостность.

Мать как судьба

Элисон, успешная молодая женщина, любила свою мать, но ощущала, что ее успехи всегда сравниваются с достижениями матери, известного банкира и общественного деятеля. Даже переехав на другой конец страны, она продолжала чувствовать давление: ожидания, сравнения, вину за то, что Элисон выбрала путь, отличный от стабильной жизни ее мамы.

А вот Мисс Джей — она выросла с матерью, которая не поддерживала ее успехи. Когда мисс Джей получила диплом с отличием, мать даже не пришла на церемонию, сославшись на мигрень. Позже, когда дочь сообщила, что хочет получить степень магистра, мать проигнорировала ее слова.

Эти два примера Мердок приводит, чтобы показать, как по-разному может проявлять себя образ матери.

Открытка на книге «Путешествие героини»

Материнский комплекс — не просто отношения с реальной матерью, но глубоко укорененный образ, влияющий на все сферы жизни ребенка: от любви и карьеры до самоощущения. Он может проявляться в страхе быть отвергнутой, склонности к зависимым отношениям или, наоборот, в болезненной необходимости доказывать свою самостоятельность. Материнский комплекс формирует отношение женщины к своему телу, интуиции, творческим порывам. Он может быть парализующим, осуждающим, запрещающим, требовательным.

«Если психика женщины восприняла мать негативно или деструктивно, она отбрасывает позитивное женское начало, и вернуть его будет нелегко».

Но выход есть. Осознание внутренней матери — первый шаг. Женщина, столкнувшаяся с разрушительным материнским комплексом, может пересоздать свой образ Матери: наполнить его заботой, принятием, позволить себе быть неидеальной, но живой. «Я понимаю, что раскол матери и дочери влияет на мое отношение к внутреннему женскому началу. Я знаю, что не стану целостной, пока не залечу эту рану», — говорит автор.

Архетип «папиной дочки» и отчуждение от матери

«Таких, как я, называют папиными дочками. Мы отождествляем себя в первую очередь с отцом, часто отвергая мать, и ищем внимания и одобрения мужчин», — пишет Мердок. Сепарация от матери для таких женщин особенно сложна. Этот архетип формируется, когда девочка стремится завоевать одобрение отца, перенимая мужские качества: логику, силу, независимость. Она отвергает мягкость, эмоциональность, интуицию — все, что ассоциируется с материнским образом и традиционным женским началом.

Однако, вытесняя материнское влияние, женщина теряет важную часть себя. Она может добиться успеха в мужском мире, но рано или поздно сталкивается с внутренней пустотой. Формируется страх перед собственной женственностью, возникают проблемы в отношениях и ощущение эмоционального отчуждения от других женщин.

Понимание этого механизма дает надежду на исцеление. Героиня Мердок должна не просто отделиться от матери, но и вернуть себе ту часть женской природы, которую она когда-то отвергла.

Все путешествие женщины — не линия, а цикл. Оно начинается в младенчестве и длится всю жизнь. Героиня снова и снова встречается с тенями прошлого, наследием своей матери и всех женщин, что были до нее. Но она не обязана повторять их судьбу, не обязана жить в плену материнского комплекса.

«Женщины — ткачихи; мы переплетаемся с мужчинами, детьми и друг с другом, чтобы защитить паутину жизни».

Открытка на книге «Путешествие героини»

В этом единении душ и образов отношения с матерью, будь она рядом или далеко, прорастают в глубинах психики, как неведомые корни, определяющие рост нашего древа. Когда две части единого целого — мать и дочь — разлучены (физически или эмоционально), исцеление возможно лишь через пробуждение забытого смысла. Мы, женщины, должны научиться вновь восхищаться той силой, что дарует жизнь, воссоздать гармонию внутри себя и привнести в мир обновленное женское начало. Ведь как может быть тень без света? А любовь без материнского тепла?

Обложка статьи: freepik.com

МИФ WB Ozon Читай-город

Рубрика
Психология
Похожие статьи