Внимание тесно связано с исполнительными функциями мозга — способностью управлять своим поведением, не отвлекаясь на сиюминутные удовольствия. Успеваемость в школе гораздо больше зависит от этих способностей, нежели от IQ.
Можно ли натренировать внимание по специальным тетрадям, находя ежиков с яблоками среди их соплеменников с грибами? К сожалению, нет. Такие упражнения не учат быть внимательными в целом, они учат находить ежиков. К способности ребенка заниматься одним делом это имеет мало отношения.
Как же тренировать внимание ребенка. На этот вопрос отвечает Наталия Преслер, автор книги «Пять ложек меда родительской любви».
Бумажная книга Электронная книга
1. Учите ребенка откладывать удовольствие
У детей есть потребность получить все немедленно, и если она не реализуется, то первая и естественная реакция — это крик. Если ребенок так реагирует, это хорошо. Это означает, что он слышит свои потребности, знает, чего хочет, и не боится об этом сообщить. Но если мы оставим все как есть и будем в ответ на его крик немедленно давать то, что он требует, то он так и не научится откладывать удовольствие.
Если мы станем слишком жестки и требовательны с ним, то из страха он прекратит требовать, но разучится слышать себя. Поэтому наш с вами подход — это медленное, терпеливое и заботливое обучение терпению.
Учите ребенка терпеть и ждать. Источник
Тренируйте способность ребенка ждать, постепенно увеличивая время ожидания. Рассказывайте, как ждать: «Смотри-ка, если занят игрой, ждать легче и время проходит быстрее». Можно предложить понаблюдать, как текут пять минут в песочных часах, пока вы разогреваете обед. Не бегите сразу на призыв ребенка с ним поиграть. Скажите, что подойдете, когда закончите дело, через пять-семь минут. Пока время идет, напоминайте: «Осталось две минуты».
В повседневной жизни возникает много удобных для такого обучения ситуаций. Главное — делать это спокойно и увеличивать время ожидания постепенно.
2. Берегите моменты сосредоточенности
Мы сами порой рассеиваем внимание ребенка. Стоит ему чем-то заняться, как родители подбегают с похвалой или предлагают что-то еще. Во время игры на площадке мама постоянно рядом: то рукав поправит, то панамку, то сопли вытрет. Малыш отвлекается и раздражается. Ничего страшного, если он будет в игре неопрятным.
Если вы увидели, что ребенок занялся рисованием, не нужно выглядывать из-за плеча и хвалить его солнышко. Дорисовав, он сам покажет, что получилось. Иногда один комментарий сбивает внимание, и малыш теряет интерес.
3. Не заставляйте доделывать
Если ребенок начал лепить, а потом бросил это дело и побежал играть в паровозик, совершенно бесполезно напоминать ему: «Ты же лепить начал, закончи». Когда потерян интерес, мотивации нет.
Если заставлять заниматься тем, что неинтересно в дошкольном возрасте, то в погоне за дисциплиной можно убить исследовательский интерес и свести к нулю мотивацию к учебе в будущем. Первоначально необходимо дать время научиться понимать, что ему интересно, научиться слышать себя, ощущать удовольствие. Когда дозреет кора головного мозга, он будет готов делать то, что не так интересно. А пока это его дело: он начал — он закончил, когда захотел.
Не заставляйте ребенка доделывать то, что он бросил. Источник
4. Дарите детям свое время
Поведенческие специалисты подсчитали, что дошкольники требуют внимания в той или иной степени 180 раз в час! Впечатляет — правда? Такая нагрузка входящим запросам — испытание для родителя, но для ребенка это норма. Бывают дни, когда потребности во внимании у ребенка меньше, но чаще всего детям нужно много внимания родителей, ведь они развиваются в общении со взрослым.
Именно у вас малыш учится сосредоточиваться на общении, смотреть в глаза собеседнику, быть внимательным к другим людям.
5. Делайте акцент на стараниях и самом процессе, а не на достижениях и результате
Чтобы быть более внимательным, надо иметь интерес к деятельности. Чтобы поощрять интерес к самому процессу, хвалите ребенка за старания, а не за интеллект. Тогда у него не разовьется страх потерять уважение в ваших глазах, стать «глупым». Он не будет бояться, что его перестанут любить, если он не справится.
В перспективе ребенок начнет больше ценить свои усилия: «Я вижу, как ты старался ровно закрасить все небо. Какой интересный эффект получился!» В целом используйте в общении больше описательной похвалы, рассматривая результаты его труда, обсуждая их, а не оценивая. Тот же подход подойдет даже подросткам.
Делайте акцент на стараниях. а не на результате. Источник
Это не значит, что вам необходимо отказаться от слов «Молодец!», «Как здорово получилось», «Как красиво!». Простые поощрения, как и оценки, порой тоже нужны детям, но желательно, чтобы общение не страдало от нехватки вышеописанного подхода к похвале и вниманию к ребенку.
6. Не давайте детям невыполнимых задач, к которым их мозг еще не готов
Чтобы испытывать интерес к деятельности, у ребенка должно получаться — хотя бы иногда. В погоне за достижениями, иногда теша собственное эго, реализуя свои мечты, даже не замечая этого, родители завышают для своих детей планку. Это очень заметно в плотном расписании дошкольника, когда у него 15 кружков и время распланировано, как у президента.
Не перегружайте ребенка, ему нужно время для игр. Источник
Такие действия имеют свои последствия, а именно: снижение мотивации и самооценки, перегруженность, потерю интереса к обучению, неспособность радоваться. Ребенок справляется, потому что неосознанно старается порадовать маму, он считывает ее ожидания, даже если она ничего не говорит. И он становится таким, как мама хочет. Очень повезет, если его желания случайно совпадут с ее проекциями. Но так бывает очень редко.
Для его гармоничного развития нужен воздух. Сосредоточенность у дошкольников развивается только в игре. Поэтому важно, чтобы ребенок много играл. Основной частью его дня должны быть игры, а не занятия.
7. Стройте планы вместе с ребенком и старайтесь их соблюдать, чтобы он сам выполнял вечерние ритуалы
Сначала помогайте, потом предоставляйте ему возможность действовать. Планируйте вместе, что будете делать на прогулке. Ребенку не нужны специальные курсы по тайм-менеджменту, ему не нужно заканчивать свой рисунок, если он больше не хочет, или продолжать ходить на гимнастику, если интерес утрачен, чтобы научиться доводить начатое до конца и планировать свою жизнь.
Обучение этим навыкам происходит в «естественной природе», при общении с вами, когда вы вместе запланировали, сделали, подвели вечером итоги дня, поболтав перед сном. Это не требует специальных усилий, это интересно, легко и укрепляет ваши отношения.
8. Помните: для детей нормальна смена деятельности и интересов
Если ребенок не хочет заниматься футболом, которому посвятил несколько месяцев, и теперь отдает предпочтение танцам, это не значит, что у него не выработается воля. Конечно, для начала важно понять, в чем причина, нет ли конфликта в группе или с педагогом, например. Но бывает и так, что ушел интерес. И это нормально и не повлияет на уровень его внимательности или волевые качества в будущем, а, напротив, обучит прислушиваться к себе, лучше понимать свои желания и эмоции.
9. Меньше — значит лучше
На качество внимания у детей очень влияет среда. Порой и взрослым сложно сосредоточиться, если вокруг много шума. Шум может быть не только звуковым, но и визуальным. Большое количество вещей дома, горы и долины игрушек — все это не дает мозгу ребенка, который еще не научился иметь дело с большим количеством стимулов одновременно, сосредоточиться.
Для ребенка очень важна среда, в которой он растет. Источник
Если вы заметили, что ваш, скажем, годовалый малыш рассеян, ему сложно сконцентрироваться на одном занятии, взгляд его все время бегает, переходя от одной игрушки к другой, уменьшите их количество. Также помогает уборка в квартире — порядок способствует лучшему сосредоточению.
10. Внимательное отношение
Ну и наконец, в целом внимательное отношение к нуждам всех членов семьи, когда потребностям каждого (не только ребенка!) уделяется место и время, учит ваших детей замедляться, осмыслять, осознавать и рефлексировать.
По материалам книги «Пять ложек меда родительской любви».
Обложка статьи: unsplash.com