Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Три зоны эмоций. Как понять ребенка с помощью нейроцепции?
12 января 1 085 просмотров

Мария Русакова
Мария Русакова

Глубоко в дебрях нервной системы и далеко за пределами осознания в каждом человеке заложен механизм оценки степени опасности и безопасности окружающей среды. Это скрытое чувство много тысяч лет приходило на помощь нашим предкам . Например, оно помогало инстинктивно бежать от дикого животного или приближающегося пожара, спасая свою жизнь. Имя ей — нейроцепция. Разбираемся в теме вместе с книгой «Чего хочет мой ребенок».

Что это такое?

Стивен Порджес назвал способность оценивать степень опасности или безопасности окружающей среды нейроцепцией. Сложные слова, верно? Если вы никогда не слышали о нейроцепции и интероцепции, ничего страшного. Давайте изучим этот вопрос, потому что это поможет по-новому взглянуть на реакции вашего ребенка (и ваши собственные реакции) на жизненные события.

Наша нервная система постоянно наблюдает за внешней и внутренней обстановкой (то есть за тем, что происходит вокруг нас и внутри нашего тела), а также за нашими отношениями с другими людьми, чтобы убедиться, что мы в безопасности. Когда нам что-либо угрожает, она инстинктивно побуждает тело к действию.

Нейроцепция — это процесс, в ходе которого наш мозг автоматически регистрирует ощущения и распознает их как опасные или безобидные. Источник

Хотя сенсорные сигналы, запускающие нейроцепцию, находятся вне нашего осознания, мы часто замечаем результат действия нейроцепции в виде собственных телесных ощущений (например, учащенного сердцебиения). За все подобные ощущения отвечает еще один процесс — интероцепция, то есть восприятие сигналов из глубины тела, сообщающих о том, что мы чувствуем внутри.

Как работает нейроцепция?

Как работает нейроцепция? Нейробиолог Лиза Фельдман Барретт объясняет: наш мозг — это, по сути, прогностическая машина молниеносного действия. За пределами сознания разные отделы нашего мозга общаются друг с другом. Они постоянно сопоставляют поток входящих данных с накопленным в прошлом опытом, чтобы сообщить телу, что ему делать дальше. «Ваш мозг постоянно вычисляет и прогнозирует. Самая важная его задача — предугадывать энергетические потребности вашего тела, чтобы вы могли оставаться живыми и здоровыми», — пишет Барретт.

Именно это происходит, когда вы слышите звук резко приближающегося автомобиля и отпрыгиваете в сторону еще до того, как успеваете это осознать. Вы не планировали прыжок: ваш мозг сделал это, чтобы вас защитить. Действие и сопутствующее ему напряжение сил существенно израсходовали ваш телесный бюджет, но, вполне вероятно, они спасли вам жизнь.

Ключ к пониманию

Мы можем узнать многое, просто наблюдая за поведением ребенка. Как мы видели, наша нервная система непрерывно обрабатывает огромные объемы информации. Мозг и тело ребенка постоянно считывают данные, касающиеся внутренней и внешней обстановки и взаимодействия с другими людьми, и запускают в ответ на это соответствующее поведение. Проще говоря, мы постоянно слышим, видим, двигаемся, пробуем на вкус, осязаем и воспринимаем ощущения, идущие изнутри тела.

У любого чувства (аффекта) есть две основные характеристики: валентность (которая показывает, приятное это чувство или нет) и интенсивность (высокая или низкая степень возбуждения). Мы получаем ценную информацию, наблюдая, взволнован или спокоен наш ребенок и какие ощущения — приятные или неприятные — он при этом испытывает. Чувства ребенка, который плачет и сбрасывает со стола свой обед, имеют высокую интенсивность и отрицательную валентность — проще говоря, он сильно расстроен. В другой раз, когда этот же ребенок весело и бойко танцует в гостиной, его чувства имеют столь же высокую интенсивность и положительную валентность.

Поведение — хороший индикатор телесного бюджета ребенка. Источник

Одна из самых важных вещей, которые мы можем сделать для наших детей в раннем возрасте, — это помочь им сбалансировать бюджет тела через наше любящее взаимодействием с ними.

Три зоны эмоций

Цветные зоны позволяют определить объем стрессовой нагрузки, которую испытывают наши дети, и помочь им найти оптимальное для них состояние вызова. Если ребенок переживает чрезмерный стресс (слишком часто или слишком долго находится в красной и синей зоне), помогите ему: пополните баланс его нервной системы через любящее взаимодействие.

Если телесный бюджет ребенка почти на нуле, это сигнал для взрослого: не надо наказывать или отчитывать ребенка, ему нужна поддержка. И это не самое подходящее время, чтобы преодолевать трудности и учиться чему-то новому: и то и другое обойдется для организма слишком дорого. В идеале дети должны находиться большую часть времени в зеленой зоне, а не в режиме обороны, борьбы или бегства (красная) или отрешившись от происходящего (синяя).

Зеленая зона: спокойствие, свет, радость

Какими словами можно описать человека, находящегося в этой зоне: уверенный в себе, спокойный, довольный, счастливый, радостный, готовый к сотрудничеству, веселый, внимательный, чуткий, сосредоточенный, восприимчивый, открытый, миролюбивый, вовлеченный.

Что наблюдается на уровне тела:

  • направленное внимание;
  • расслабленная поза (зубы не стиснуты, руки не сжаты);
  • регулярное ритмичное дыхание и сердцебиение;
  • разнообразие интонаций (выразительная, не монотонная речь);
  • уместные и уравновешенные телесные реакции (движения не слишком быстрые и не слишком медленные);
  • улыбка, нейтральное или расслабленное выражение лица;
  • оживленный взгляд, блестящие глаза;
  • смех или другое выражение радости.

Задание

Вспомните самые уютные, приятные и радостные моменты, которые вы пережили вместе с ребенком. Что вы при этом чувствовали. Какие занятия или какая обстановка вызывают у вас и вашего ребенка свет в глазах и тихое ощущение близости?

Красная зона: движение и оборона

Какими словами можно описать человека, находящегося в этой зоне: злой, агрессивный, враждебный, разрушающий, неуступчивый, дерзкий, плохо себя ведет, впадает в истерику, гиперактивный, ожесточенно спорит, сопротивляется давлению.

Что наблюдается на уровне тела:

  • повышенная сосредоточенность на одном предмете или, наоборот, блуждающее, рассеянное внимание;
  • ребенок убегает или совершает много резких движений;
  • быстрые, беспорядочные, импульсивные жесты;
  • ребенок дерется, толкается, пинается, плюется, прыгает или швыряет предметы;
  • поверхностное, быстрое или нерегулярное дыхание;
  • учащенный пульс;
  • высокий, громкий, враждебный, грубый или пронзительный голос; неконтролируемый смех;
  • глаза зажмурены или, наоборот, широко открыты;
  • напряженные мышцы лица и челюсти;
  • быстро меняющееся выражение лица или натянутая улыбка.

Задание

Вспомните случай, когда вы или ваш ребенок (или вы оба) оказались в красной зоне. Попытайтесь вспомнить, что тогда делал ваш ребенок и какое у него было выражение лица. Теперь постарайтесь вспомнить, как вы сами ощущали себя в своем теле, когда пытались справиться с ситуацией. Не стоит углубляться в воспоминания надолго, достаточно просто вспомнить свои физические ощущения. Постарайтесь не осуждать ни себя, ни ребенка. Наблюдать за реакциями тела важно, чтобы помочь ребенку вернуться в зеленую зону, и, просто вспомнив этот момент, вы сделаете первый шаг к пониманию того, как поступить, когда эти ощущения и чувства снова вернутся

Синяя зона: оцепенение и уход в себя

Какими словами описать человека, находящегося в этой зоне: грустный, медленный, отрешенный, оторванный от происходящего, безжизненный, застывший, отсутствующий, незаинтересованный, растерянный, потерявший надежду.

Что происходит на уровне тела:

  • замедленные редкие движения, сгорбленные плечи, бесцельное хождение из стороны в сторону;
  • вялость, ощущение «выключенности»;
  • пониженный или полностью отсутствующий интерес к изучению окружающего мира и игре;
  • замедленное сердцебиение и дыхание;
  • медленные движения, оцепенение;
  • невыразительные интонации, монотонный, тихий, подавленный голос;
  • остекленевший взгляд, глаза устремлены вниз, избегание зрительного контакта;
  • невыразительное лицо, отсутствие улыбки.

Задание

Вспомните случай, когда вы или ваш ребенок ощущали грусть и упадок сил. Какие телесные ощущения вы испытывали, какие мысли были у вас в голове? Возможно, вам будет эмоционально трудно снова вызывать эти мучительные воспоминания. Однако если вы это сделаете, даже ненадолго, это поможет вам понять, на какие признаки в дальнейшем следует обращать внимание. Подобные чувства — часть общечеловеческого опыта, но, к счастью, большинство людей не задерживаются в этом пространстве надолго.

По материалам книги «Чего хочет мой ребенок».

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи