В педагогике Монтессори важна грамотная организация окружающего ребенка пространства. Дело в том, что правильное окружение помогает ребенку без каких-либо ограничений демонстрировать свои навыки. Делимся советами по организации из книги «Монтессори по-японски: легендарная система воспитания самостоятельных мальчиков».
Монтессори по-японски: легендарная система воспитания самостоятельных мальчиков
Если пространство организовано правильно, ребенок будет естественным образом развиваться сам
Если у вас в доме есть детский нож, даже годовалый ребенок сможет самостоятельно нарезать им себе овощи. Если вы повяжете ребенку фартук его размера, он будет еще более усердно и увлеченно помогать вам на кухне.
Например, в детском саду Монтессори используются платки, на которых есть специальная отметка. Когда ребенок видит ее, он понимает, что должен начать складывать платок с угла, который отмечен стежком. Благодаря этому даже маленькие дети могут красиво складывать платки без помощи взрослых.
Возможно, дома у вас не получится размещать повсюду специальные отметки, но вы можете применить воображение и изменить пространство другими способами. Это обрадует ребенка и поможет ему точно и с легкостью хотя бы сложить платок. Подобные мелочи — один из способов привести в порядок свое окружающее пространство.
Энциклопедии разных размеров помогают детям развиваться
Автор книги рекомендует покупать своим детям энциклопедии и иллюстрированные атласы разных размеров. Крупные энциклопедии включают в себя большое количество фотографий и подробные описания к ним, и с такими книгами ваш ребенок не только будет разглядывать страницы, но и постепенно начнет учиться читать. Описания состоят из коротких предложений, поэтому, даже если вы заняты, вы сможете прочесть их ребенку и не потратите на это много времени.
Маленькие энциклопедии компактны, поэтому их можно без проблем взять с собой, уходя из дома. Если вы идете с ребенком в зоопарк или океанариум, возьмите иллюстрированный атлас животных или рыб. Отправляясь в продуктовый магазин или на рынок — энциклопедию об овощах.
Если ваш сын окажется в зоопарке с иллюстрированным атласом в руках, он начнет сравнивать изображения из атласа с животными, которых видит вокруг себя. Он увидит, как животные двигаются, почувствует, какой от них исходит запах. После этого он станет по-другому воспринимать изображения в атласе. Теперь, читая книгу, ребенок будет вспоминать, как выглядел настоящий зверь, и узнает много нового.
Не давайте ребенку слишком много игрушек
Иногда родителям непонятно, чем может заинтересоваться их ребенок. Например, он не проявляет интереса к конкретным вещам. Если вы оказались в такой ситуации, вам может помочь сокращение общего количества игрушек у ребенка. Когда бабушки, дедушки и другие взрослые задаривают его разными игрушками, ребенку не всегда удается понять, какие его интересуют.
В педагогике Монтессори решают эту проблему следующим образом: сначала ребенку предлагают выбрать из двух игрушек, а потом постепенно добавляют новые. Педагоги поступают таким образом именно потому, что детям сложно сделать выбор из большого количества вариантов.
Каждому ребенку — свой цвет
Разделение предметов по цвету — это удобная система, которая будет понятна ребенку. Если разделить вещи по цветам, то детям станет значительно легче убираться. Можно также прикрепить цветные стикеры на места, куда ребенок должен возвращать свои игрушки. Пусть цвет наклейки совпадает с цветом игрушки, это поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве. Если у вас достаточно свободного времени, облегчите уборку для ребенка и прикрепите к полке фотографию игрушки, которую он должен туда убирать. Вместо фотографии можно использовать рисунок или иллюстрацию. Самое главное, чтобы на полках были хоть какие-то обозначения и во время уборки ребенку было на что ориентироваться.
В детских садах Монтессори полотенца и тряпки также распределяются по разным полкам в зависимости от того, для чего они используются. К каждому ящичку прикреплен определенный значок.
По материалам книги «Монтессори по-японски: легендарная система воспитания самостоятельных мальчиков».
Обложка отсюда.