Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
8 мифов о приемном родительстве
27 мая 2023 2 428 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Стать приемным родителями хотят многие, но вокруг этой темы очень много мифов, сомнений, страхов. Психолог Ольга Сидорова рассказывает о том, с какими предубеждениями о приемном родительстве она сталкивалась за время работы в благотворительном фонде «Арифметика добра», который помогает подросткам из детских домов найти свое место в жизни.

Миф 1. Приёмные дети = плохая наследственность

Одно из распространенных заблуждений: ребёнок зависимых людей обязательно станет алкоголиком. Да, существуют определенные врожденные особенности: например, ФАС (фетоалкогольный синдром), но не выявлен ген алкоголизма. Генетика не объясняет какие-либо социально неодобряемые модели поведения приемного ребенка.

Правда в том, что у ребенка есть свой травматичный опыт, и его поведенческие особенности — это вопрос не генетики, а социальной реабилитации и адаптации ребенка.

Миф 2. «Пока сердце не ёкнет, брать приемного ребенка не стоит»

Сердце может ёкнуть не всегда. Или может сердце ёкнуть, а потом случится сложный кризис в семье. У приемных родителей должно быть четкое понимание, с каким ребенком они смогут выстроить семейные отношения, какие ресурсы у них есть для воспитания и какие ограничения.

Как понять, какого ребенка принять в семью? Для этого нужно пройти школу приемных родителей. Это первое, что надо сделать любому человеку, который начинает задумываться о том, чтобы принять ребенка из детского дома в семью.

Источник

Миф 3. Новая приемная семья = новая жизнь у ребенка

Когда ребенок приходит в приемную семью, он приходит со своей историей. Мы не можем забывать о том, что у ребенка была другая жизнь — вероятно, непростая, возможно, трагичная, возможно, непонятная приемным родителям. Делать вид, что этой жизни не было не стоит. Это не пойдет на пользу ни приемному ребенку, ни приемной семье.

Миф 4. Любовь вылечит всё

Любовь, безусловно, должна быть. Если приемный родитель испытывает много негативных чувств по отношению к приемному ребенку, и нет даже намека на симпатию, теплоту и любовь, то сложно будет всем членам этой семьи. Но в то же время нельзя всю суть приемного родительства свести только к одной любви.

На этапе адаптации каждого ребенка может по-разному проигрываться травматичный опыт, который он привносит в приемную семью. Кто-то может не слушаться приемных родителей, кто-то замыкаться в себе, кто-то уходит в агрессию. Если у приемного родителя нет навыков и знаний, то он не будет понимать, что происходит с ребенком. Сколько бы мы ни говорили про любовь, ее не хватит, чтобы грамотно и вовремя помочь своему ребенку.

Источник

Миф 5. Опыт воспитания кровных детей — залог успешного приемного родительства

Опыт воспитания кровных детей и опыт воспитания приемных — это два разных опыта. Когда ребенок рождается в семье, с первых секунд жизни у него формируется привязанность к родителям — а в ответ у них возникают чувства. Родители учатся понимать своего ребенка: как он дышит, когда у него болит животик, как он себя ведет, когда ему жарко или когда ему холодно. В свою очередь, ребенок учится общаться с родителями: когда нужно кричать, а когда можно улыбнуться.

Однако весь багаж, который родители имеют за своими плечами благодаря опыту кровного родительства, может абсолютно не сработать с приемным ребенком.

Когда в семью приходит приемный ребенок (даже совсем маленький), он приходит со своим пониманием, как устроен этот мир, по каким правилам надо жить. У него могут быть свои личные убеждения про границы, про отношения между людьми, про то, что такое хорошо, что такое плохо. И здесь должны включиться в работу приемные родители: как выстраивать коммуникацию с ребенком, как его успокаивать, как его убеждать, как на личном примере показывать новые стратегии поведения. То есть приемное родительство серьезно отличается от кровного родительства по модели формирования привязанности друг к другу.

Миф 6. Подростки не хотят в семью

Любой ребенок хочет жить в семье, а если не хочет — то нуждается в значимом взрослом. Если у подростка есть опыт возврата (когда от него отказались приемные родители и вернули в детский дом), это всегда большая трагедия, после которой у него может сформироваться недоверие к взрослым.

Такой ребенок может говорить, что он не хочет в семью, но в большинстве случаев — это маска, за которой скрывается нежелание получить повторную травму.

Миф 7. Приемные семьи берут детей только для того, чтобы получить деньги от государства

На приемных детей есть выплаты, которые идут на закрытие базовых потребностей. Но этих денег не хватает, если ребенку нужны платные медицинские услуги, частная школа или занятия с репетиторами, чтобы подготовиться к поступлению в учебное заведение — все это ложится на плечи приемных родителей.

Источник

Миф 8. Приемные дети всегда будут испытывать проблемы с самооценкой, их постоянно будут сравнивать с кровными детьми, и они никогда не будут счастливы

То, что у всех приемных детей есть определенные сложности с самоценностью («что я о себе думаю») и самооценкой («как я выгляжу в глазах других») — это правда. Но постепенно ребенок будет реабилитироваться в приемной семье. Если приемные родители будут поддерживать его, то со временем у ребенка изменится отношение к себе.

Не все можно поправить, но очень многое. Главное, чтобы приемные родители видели в ребенке не объект воспитания, а субъект — настоящую личность. Важно помочь ребенку найти свою зону успешности: это может быть спорт или музыка, химия или математика, помощь другим или организация мероприятий… Это ответственность взрослых людей: помочь ребенку найти свое место в этой жизни.

Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи