Монтессори у всех на слуху. Многие слышали о специализированных детских садах и о том, что методика помогает развить в ребенке самостоятельность, независимость и интеллектуальное любопытство. Однако чтобы следовать монтессори-принципам, не обязательно водить ребенка в монтессори-сад.
Мини-серия из двух книг поможет создать особую среду для развития малыша прямо у вас дома. Первая книга посвящена общим принципам и рекомендациям, которые подойдут как для девочек, так и для мальчиков, а вторая — поможет в воспитании мальчиков.
Поверить в ребенка
Системе Монтессори много лет. И по ней воспитывались многие успешные люди: британские принцы Уильям и Гарри, основатель Amazon Джефф Безос, сооснователи Google Сергей Брин и Ларри Пейдж и многие другие.
Японские монтессори-педагоги написали эту книгу, чтобы больше родителей имели возможность вырастить счастливых и самостоятельных детей. Мики Каннари больше 20-ти лет работает в образовательных учреждениях Монтессори. А ее соавтор Ёсио Момоэда — директор детского сада Монтессори, представитель педагогической школы Montessori La Pace и автор нескольких книг по воспитанию.
В основе педагогики Монтессори лежит вера в силы вашего ребенка, понимание того, что он может расти и развиваться сам, а также готовность родителя посвятить себя его поддержке.
Книги написаны емко и хорошо структурированы, чтобы мамы и папы могли быстро находить информацию по нужному вопросу. Они помогут вам разобраться в знаменитой методике и узнать:
- какие этапы проходит ребенок в своем развитии и их особенности
- как справиться с возрастом ребенка «не хочу, не буду»
- как создать правильное окружающее пространство
- каких ошибок в воспитании стоит избегать
Книга для воспитания самостоятельных детей
Первая книга серии рассказывает, как шаг за шагом выстроить домашнее воспитание ребенка по методу Монтессори. Авторы дают множество советов, которые вдохновят родителей посмотреть на своего ребенка другими глазами. Вы поймете, почему он ведет себя так, а не иначе, почему он капризничает и проказничает, что стоит за, казалось бы, нелогичными и необъяснимыми поступками.
Мы часто задумываемся, почему наши дети поступают так или иначе. В книге мы рассмотрим детские причуды через линзу педагогики Монтессори, объясним причины детского поведения и расскажем, как с ним можно справляться, — пишут авторы.
Почему дети ведут себя именно так
В педагогике Монтессори ведущую роль играет ребенок, а взрослый его поддерживает. Взрослые не обучают детей напрямую. Ребенок подсознательно понимает, какой навык он должен развивать в том или ином возрасте, и естественным образом сам стремится к его развитию. Именно это саморазвитие и проявляется в повторных действиях ребенка или же в действиях, которые абсолютно не понятны взрослому человеку и вызывают у него лишь вопросы.
Педагогика Монтессори помогает прояснить причины того, что дети:
— не слушают того, что им говорят
— всегда противятся и твердят «не хочу», «не буду»
— проявляют к некоторым вещам сильнейший интерес
— склонны повторять одни и те же действия
— поступают совершенно непонятным для взрослых образом
Родители не представляют, что служит причиной такого поведения. Но у каждого детского каприза есть свое объяснение.
Сензитивные периоды
Замечали ли вы, что ваш ребенок всегда выбирает одну и ту же одежду? Или, быть может, что он отказывается возвращаться домой любой дорогой, кроме той, которая ему уже привычна?
Это не детские причуды, а проявления сензитивного периода, который проходит малыш.
Дети, которых постоянно ругают и которым постоянно что-то запрещают, как и дети, которых слишком балуют, вырастают, так и не развив нужные навыки
Сензитивный период — это период в развитии ребенка, во время которого подсознание подталкивает его к изучению новых для него понятий и делает его особо восприимчивым к определенному набору вещей. Всего таких периода четыре: восприятия порядка, сенсорного развития, развития социальных навыков и развития речи.
Зная о сензитивных периодах, вы поможете ребенку самостоятельно развивать свои способности.
Родитель нарушает естественный процесс развития, если ругает ребенка, останавливает и запрещает ему делать то, в чем проявляется сензитивный период. Вместо того, чтобы сопротивляться малышу, просто наблюдайте за ним и вы узнаете, в чем причина того или иного поведения.
Прогулки. Чтобы ваш ребенок понимал, что происходит, и выход из дома не превращался в хаос каждый раз, отметьте, в каком порядке он привык собираться. И постарайтесь построить сборы, следуя его привычкам
Помощь. Ребенок мешается вам и лезет под руку не из вредности, а потому что хочет чем-нибудь помочь и стать частью мира взрослых. Дайте ему эту возможность. И скажите «спасибо».
Система воспитания самостоятельных мальчиков
Какие же они на самом деле, наши мальчики? Ответ на этот вопрос дает книга. Она рассказывает об особенностях развития мальчиков. Авторы дают советы, которые помогут нашим сыновьям реализовать все свои таланты и способности.
Вы научитесь прислушиваться к ребенку. Узнаете, как приучить его к горшку и научить убираться. Разберетесь, какие капризы помогут воспитать самостоятельность и раскрыть таланты. Поймете, какие фразы мотивируют мальчиков, а какие отбивают у них интерес.
Авторы советуют запомнить всего три базовых момента, которые важны в воспитании по системе Монтессори. Важно:
Как научить малыша убирать за собой
Иногда стоит только отвернуться, как пол уже усеян игрушками и вещами, которые приходится поднимать и раскладывать по местам. Как же поступить в такой ситуации? Вот два простых совета.
Каждому ребенку — свой цвет. Разделение предметов по цвету — это удобная система, которая будет понятна ребенку. Возьмите любимые цвета каждого из своих детей (Например, синий, зеленый и красный) и используйте их, чтобы обозначать вещи. Если у вас один ребенок — выберите его любимый цвет и пометьте им все его вещи.
Понаблюдайте, как ребенок наводит порядок. Понаблюдайте за своим сыном. Одна из особенностей детей в сензитивный период — желание сортировать вещи. Например, во время прогулки в парке ребенку хочется разложить найденные им камешки от большого к маленькому. Или он раскладывает камни по размерам. Учтите эту особенность при организации места для хранения игрушек, и ребенку будет легче убираться.
Не мешайте мальчикам
Авторы подчеркивают, что важно учитывать особенности развития эмоционально-волевой сферы у мальчиков.
Представьте, что ваш сын увлеченно собирает пазл. Он изо всех сил подбирает детали, как вдруг слышит от вас этот вопрос: «Ты уже закончил?» Этот вопрос вызывает у мальчиков особенный стресс. Одна из причин в том, что сама постановка этого вопроса влияет на его восприятие. «Как так, ты еще не закончил?» — именно так этот вопрос звучит со стороны.
У многих детей возникает следующая ответная реакция: они начинают думать, что мама ждет и надо торопиться. Они волнуются и стараются закончить поскорее. Это может привести к тому, что второпях у ребенка ничего не получится. Еще одна причина, по которой родителям не стоит ставить вопрос таким образом, заключается в том, что мальчикам сложно концентрироваться, когда их отвлекают в процессе какой-либо деятельности.
Что для взрослого медленно, для ребенка быстро. Не торопите ребенка. Время, пока вы ждете, — это время, когда развиваются мыслительные способности ребенка.
Обучение по методике Монтессори начнется, когда вы станете относиться к вашему ребенку со спокойствием и нежностью: принимайте его, верьте в него, уважайте его и учитесь у него. Тогда время, проведенное с ребенком, будет наполнено теплом и взаимопониманием.
По материалам книг «Монтессори по-японски: легендарная система воспитания самостоятельных детей» и «Монтессори по-японски: легендарная система воспитания самостоятельных мальчиков».
Обложка статьи: unsplash.com
P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.