Страх — эмоция, с которой мы сталкиваемся ежедневно. И порой мы боимся так сильно, что тратим на это очень много сил. Виктория Шиманская и Александра Чканикова в своей книге «Мама, я боюсь!» помогают ребятам справиться со страхами. Предлагаем вам несколько полезных упражнений из книги
Изучаем свой страх
Здорово, если ребёнок, несмотря на то что ему бывает очень страшно, может в спокойные моменты подумать о себе, поиграть, проанализировать свой чувственный опыт. Можно предложить ему вот такие простые упражнения.
Визуализация. Представьте свой страх в виде человека или диковинного зверя. Какого он цвета, роста? Сколько у него ног? Какие у него волосы? На кого он похож? А есть в нём что-то красивое? Можете ли вы в моменты храбрости заговорить с этим страхом? А подшутить над ним?
Источником вдохновения может стать аниме-сериал «Наруто», где внутри некоторых героев живут ужасные животные. Детям удаётся их приручить, договориться и впоследствии общаться: мальчик может посмеяться со своим внутренним зверем, послушать его совет, а в следующий момент цыкнуть на него и сделать всё по-своему.
Метафоры. Придумайте для своего страха несколько красивых образных сравнений. Хорошо, если это сравнение подчёркивает достоинства страха, признаёт его необходимость и ценность как чувства. Например:
— страх как противопожарная сирена;
— страх как уведомления в мобильном — время от времени напоминают, что ты не можешь всё предусмотреть;
— страх как волшебное вещество, которое «подсвечивает» то, что нам на самом деле важно и дорого.
Письмо своему страху. Попробуйте вместе с ребёнком сочинить искреннее «письмо турецкому султану». Поругайте свой страх за все неприятные ощущения, посетуйте, что он слишком навязчив, резок, непредсказуем… А потом похвалите: за то, что не дал залезть с другими ребятами на крышу, за то, что не позволил плавать в море без нарукавников и т. д.
Тренируем терпимость к чужим страхам
Составьте список из двадцати-тридцати самых разных страхов (можно взять в том числе «нестрашные»). Хорошо, если в списке будут ваши страхи, страхи ребёнка и страхи, которые не близки никому из вас.
Правила игры: по очереди тяните карточки и рассказывайте о выпавшем страхе. Только есть важное условие: у одного игрока страх должен быть совсем слабым (а может быть, его и совсем не будет), а у другого — очень-очень сильным, почти что фобия.
Например:
Мне выпала крыса. Ну что, крыса — небольшой зверёк, с ней легко справиться. Она серенькая и пушистая, даже милая. У неё зубы смешные. Она умная. В общем, если ты встретился с крыской где-нибудь в контактном зоопарке, её можно и не испугаться. Крыса — милашка!
А я оппонирую! Крысы просто ужасные! Они быстрые, хитрые, у них злые, горящие в темноте глаза. Крысы переносят страшные болезни. А ещё они могут запросто обглодать слона! Если увидишь стаю крыс, бегущих с корабля, то точно будешь их всю жизнь бояться. Или как в книге про Эмиля из Лённеберги, когда крыса пробежала по лицу спящей девушки, — вот это шок! Ужасно страшно.
Упражнение «Пять чувств»
В момент страха человек чувствует себя слабым. Чтобы справиться со сложной эмоцией, нужно напомнить себе, что ты всё же достаточно силён и можешь чем-то управлять в своей жизни. Пусть ребёнок последовательно задаст себе пять вопросов:
1. Что я чувствую прямо сейчас?
2. Чего я хочу?
3. Что я знаю?
4. Что я могу?
5. Что я сделаю прямо сейчас?
Например:
Я пришёл домой из школы, а дома никого. И записки нет, и я совсем не ожидал, что буду вечером один. Мне страшно в пустой тёмной квартире.
— Что я чувствую? Мне страшно, да, но ещё мне жарко, потому что я забыл снять свитер, когда пришёл домой. И я немного голоден.
— Чего я хочу? Чтобы все пришли домой. Ну или чтобы я узнал, что с ними всё в порядке и они скоро вернутся.
— Что я знаю? Что квартира была заперта, мы живём на двенадцатом этаже, поэтому, скорее всего, никаких грабителей дома нет. Диких львов, вероятно, тоже. Но темнота мне неприятна.
— Что я могу? Очень много чего. Я могу о себе позаботиться: проверить, заперта ли дверь, переодеться в удобную одежду, включить музыку или телевизор, зажечь свет, приоткрыть форточку, чтобы было не так жарко. Могу сам сделать себе бутерброд, если проголодаюсь.
— Что я сделаю прямо сейчас? Зажгу свет во всей квартире: так мне будет спокойнее. Потом сниму свитер, выпью воды и позвоню маме. У меня есть её номер.
Что делать, когда ребёнку страшно
1. Телесный контакт. Ребёнку, объятому страхом, просто необходимо ощутить себя в своём теле. Но действовать нужно мягко и осторожно.
Так делать не надо:
— окрикивать
— трясти за плечи
— вести в ванную, ставить под душ, умывать холодной водой, брызгать воду на лицо
— пытаться привести в чувство щипками или шлепками, даже самыми лёгкими
А так можно:
— взять за руку
— легонько погладить по плечам, голове
— обнять, если он не сопротивляется
— глубоко и ровно дышать: ребёнок инстинктивно начнёт дышать в такт с вами
— попробовать мягко сменить позу (например, посадить)
— предложить воды.
2. Эмоциональный контакт. В момент страха ребёнок, особенно маленький, может не понимать, что с ним происходит, поэтому имеет смысл назвать его состояние, показать, оно вам знакомо, вы с таким сталкивались и, в общем-то, знаете, что можно сделать:
— назовите эмоцию, которую испытывает ребёнок (Тебе страшно. Ты боишься. Что-то тебя напугало.)
— признайте эту эмоцию (Да, неприятно. Ты плохо себя чувствуешь из-за своего страха. Тебе хочется плакать, это нормально.)
— покажите, что ребёнок не одинок (Я рядом, я с тобой.).
3. А вот контакт на уровне разума будет возможен только спустя какое-то время. Когда ребёнок занят проживанием страха, он не способен анализировать, обдумывать, размышлять. Всё, что он может прямо сейчас, — чувствовать, и ему будет намного легче пройти через эти сложные переживания, если вы окажетесь рядом и установите с ним телесный и эмоциональный контакт.
Когда вы увидите, что страх отступил (дыхание стало ровнее, изменился цвет кожи и т. д.), не спешите сразу заводить разговор о его причинах. Лучше закрепить успех и продолжить работу с телом и эмоциями:
— помогите ребёнку принять удобное положение: уютно улечься или, наоборот, пройтись
— немного измените внешнюю среду: откройте или закройте окно, убавьте свет, раздвиньте шторы
— если ребёнок готов с вами поделиться, выслушайте его. Если нет, попробуйте расспросить, что случилось, но не настаивайте.
По материалам книги «Мама, я боюсь!».
Обложка статьи: unsplash.com