Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как помочь подростку избавиться от чувства неполноценности
6 февраля 2022 2 839 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Негативные убеждения и пессимистичные мысли не позволяют подросткам относиться к себе по-доброму. Но как эти мысли возникают? Чаще всего из-за одни и тех же триггеров — ситуаций, событий или людей.

Первый шаг на пути к принятию себя — выявить и, по возможности, устранить эти триггеры. Вот несколько практик из книги «С тобой все так!», которые помогут это сделать. Покажите их своим подросткам.



С тобой все так!

Психологические ловушки и триггеры

Под психологическими триггерами чаще всего понимают ситуации, в которых ты чувствуешь себя неполноценным, несостоятельным и никчемным. Очень важно выявить их, чтобы со временем научиться минимизировать их пагубное влияние.

Вот примеры таких ситуаций:

«Мне страшно подолгу разговаривать с кем-то, потому что я боюсь показаться глупым. В детстве, когда мы жили в другом городе, я начал заикаться. Я помню, как надо мной насмехались. Это было неприятно. Иногда я не вставал с кровати весь день, чтобы не идти в школу».

«Целый день я думаю о том, что мне нужно сделать, чтобы всем нравиться. Я планирую публикации в социальных сетях в мельчайших подробностях. В большинстве случаев делаю селфи не меньше 20 раз, пока не получится одно достаточно хорошее, которое можно опубликовать. Кажется, я живу в постоянном страхе не понравиться своим сверстникам».

«Мои родители очень умные и успешные. Я уверена, что я их разочаровала. Престижная школа, в которой я учусь, мне не по силам. Я страдаю. Каждый день. Общаясь с ровесниками и друзьями, я делаю вид, что все отлично. Я их обманываю, говоря, что получаю пятерки, как и все они».

Практика

Подумай, есть ли в твоей жизни подобные психологические ситуации-триггеры? Или убеждения, которые, как ты считаешь, стоит скрывать от других? Запиши их.

Затем распредели ситуации по сферам из следующего списка:

  • Семья
  • Друзья
  • Романтические отношения
  • Школа
  • Работа
  • Общественная жизнь
  • Спорт или другие активности
  • Физическая форма или внешность
  • Социальные сети

Например:

Семья: Мои родители не будут меня любить так же сильно, если я не буду получать хорошие отметки в школе.

Друзья: Я не впишусь в компанию, если не буду учиться так же хорошо, как мои друзья.

Спорт или другие активности: Я предпочла бы тратить больше времени на занятия балетом, но я хочу получать более высокие отметки, поэтому должна проводить все свое свободное время, занимаясь учебой.

Суть этого упражнения в том, чтобы исследовать как можно тщательнее, в каких ситуациях и как проявляются твои негативные убеждения о себе. Чем больше информации ты соберешь, тем проще будет выбирать то поведение, которое в итоге приведет к принятию себя.

Люди-триггеры

Некоторые люди тоже могут быть триггерами и вызывать ощущение ненормальности, ненужности и неполноценности.

Обычно они:

  • Непредсказуемые: иногда они готовы быть рядом, а иногда нет.
  • Непостоянные: все время пребывают в движении и предпочитают не связывать себя рутиной и обязательствами.
  • Недоступные: такого человека нет рядом, когда ты в нем нуждаешься. Он не отвечает на сообщения, оставляя тебя в подвешенном состоянии.
  • Отстраненные: ты не можешь выстроить действительно доверительные отношения с такими людьми.
  • Сдержанные: отказывают в эмоциональной связи, в которой ты нуждаешься.
  • Осуждающие: непременно найдут у тебя недостатки и выставят их напоказ.
  • Отвергающие: если они решат, что тебе чего-то недостает, то отвергнут тебя.
  • Нетерпимые: будут тебя критиковать, относиться неуважительно и заставлять чувствовать свою никчемность.
  • Хвастливые и тщеславные: будут сравнивать тебя с собой и с другими не в твою пользу.

В идеале с такими людьми стоит перестать общаться. Но иногда это невозможно. Более того, практически каждый человек время от времени ведет себя так, как описано выше.

Практика

Запиши в своем дневнике, какие типы людей, как правило, становятся твоими триггерами. Можешь ли ты соотнести их с конкретными сферами жизни, о которых мы говорили в предыдущем задании?

Например:

Кто: учителя и одноклассники. Сфера жизни: школа.

Кто: родители. Сфера жизни: семья.

Как ты себя чувствуешь, осознав, в каких сферах жизни чаще всего сталкиваешься с триггерами, и какие люди запускают эти триггеры?

Поведенческие и ситуационные триггеры

Теперь попробуем выяснить, какие именно ситуации запускают твои триггеры и укрепляют негативные убеждения о себе.

Ниже приведены два списка: моделей поведения (то есть действий, которые ты совершаешь) и переживаний (того, что ты чувствуешь). Отметь среди них те, что относятся к тебе.

Модели поведения

  • Ты попадаешь в ситуации, в которых тебя обесценивают.
  • Ты обесцениваешь себя (часто в качестве предупредительной меры, пока это не успели сделать другие).
  • Ты допускаешь ситуации, в которых подвергаешься вербаль- ному, эмоциональному или физическому насилию.
  • Ты чрезмерно чувствительно воспринимаешь критику.
  • Ты остро реагируешь на любую критику, сразу же прекращая разговор или высказывая критику в ответ.
  • Ты постоянно сравниваешь себя с другими.
  • Ты критикуешь окружающих.
  • Ты выбираешь в друзья высокомерных и/или критикующих людей. Ты избегаешь свиданий.
  • Ты избегаешь ситуаций, в которых можешь испытать чувство неполноценности или предстать в невыгодном свете по сравнению с другими людьми.
  • Ты позволяешь отношениям развиваться лишь до определенного момента, а потом делаешь шаг назад или заканчиваешь их.
  • Ты относишься к тем людям, которые предпочитают поддерживать отношения лишь на поверхностном уровне.
  • Ты предпочитаешь общаться с людьми, для которых успех не является приоритетом.
  • Ты избегаешь людей, которые тебя критикуют и осуждают, и ситуаций, которые связаны с критикой и осуждением.
  • Ты не стараешься, выполняя школьные задания или занимаясь любым другим делом.
  • Ты преуменьшаешь свои достижения и достоинства, а ошибки и слабости преувеличиваешь.
  • Ты используешь какой-то один аспект своей личности (внеш- ность, индивидуальность, чувство юмора), чтобы отвлечь других от того, что тебе кажется в себе ненормальным.
  • Ты злишься на себя, когда что-то идет не так.
  • Ты злишься на обстоятельства, когда что-то идет не так (например, на качество еды в ресторане, пробки, обслуживающий персонал).
  • Ты постоянно стараешься соответствовать неким высоким стандартам.
  • У тебя высокий уровень самоконтроля.

Переживания

  • Ты живешь в страхе или даже в ужасе из-за того, что тебя будут воспринимать только через призму недостатков.
  • Ты чувствуешь себя неуверенно или некомфортно рядом с людьми, у которых, по твоему мнению, совсем нет недостатков или их меньше, чем у тебя.
  • Ты чувствуешь себя неуверенно или некомфортно рядом с людьми, если боишься, что они узнают, кто ты на самом деле.
  • Ты завидуешь другим или считаешь их своими соперниками. Твои отношения с окружающими кажутся эмоционально небезопасными.
  • Ты чувствуешь себя обманщиком и живешь в страхе быть разоблаченным.
  • Ты боишься брать на себя функции лидера или принимать такие роли, которые могут привлечь к тебе внимание.
  • Ты испытываешь тревожность в любой компании.
  • Ты постоянно думаешь, что все, что ты делаешь, можно сделать лучше.
  • Ты боишься, что тебя воспримут как посредственного человека.
  • Ты боишься быть не лучше всех или не лучше, чем большинство.
  • Когда ты не оправдываешь своих ожиданий и не добиваешься своих высоких целей, тебе кажется, что ты вообще никогда ничего не добиваешься.
  • Ты не можешь наслаждаться своей жизнью, потому что предпочитаешь сосредоточиться на том, чего не удалось достичь.
  • Каких бы успехов тебе ни удавалось добиться, тебе всегда недостаточно.
  • Тебе стыдно, когда ты сравниваешь себя с другими. Ты ощущаешь пустоту, несмотря на все свои успехи.
  • Тебе кажется, что ты получишь любовь и внимание, только если будешь соответствовать неким высоким стандартам.
  • Ты живешь с постоянным чувством стыда.
  • Тебе кажется, что ты не заслуживаешь ту жизнь, которой живешь.
  • Ты испытываешь злость или враждебность по отношению к людям, которые, по твоему мнению, мешают тебе достичь целей или добиваются большего, чем ты.

Запиши в дневник каждое утверждение, относящееся к тебе. Поясни, как именно оно связано с теми аспектами, которые ты предпочитаешь скрывать, и как справляешься с ощущением, что с тобой что-то не так. После этого запиши в дневник каждое утверждение о переживаниях, которое, по твоему мнению, верно для тебя.

Возможно, это задание вызвало у тебя некоторый (или даже сильный) дискомфорт, потому что пришлось выявить у себя модели поведения и переживания, которые не назовешь приятными. Однако осознание своего поведения и переживаний — первый шаг к тому, чтобы сделать другой выбор. Это повысит самооценку и приблизит к жизни, о которой ты мечтаешь.

По материалам книги «С тобой все так!»
Фото на обложке отсюда

Рубрика
Психология
Похожие статьи