Каникулы — это не только отличное время для отдыха, но и возможность насыщенно провести время всей семьей. Предлагаем провести это время еще и с пользой. В этой статье мы собрали интересные факты о развитии интеллекта для родителей и несколько головоломок для детей.
Относительно познавательных способностей человека бытует много стереотипов и заблуждений, которые большинством людей воспринимаются как факты, хотя научные исследования, посвящённые природе интеллекта, опровергают их достоверность. Вот несколько таких вопросов.
Мы действительно используем только 10% своего умственного потенциала?
Думай
Это очень старый миф, который сопровождал наши познания о мозге более ста лет. Учёные пришли к выводу, что он не имеет никакой научной основы. На самом деле почти невозможно определить, насколько мы задействуем свой мозг. Существует современная методика, которая позволяет запечатлеть активность мозга в процессе его функционирования на снимках.
Мозговые центры, отвечающие за отдельные мыслительные операции, постоянно активны и соединены бесчисленным количеством связей.
Открыть в полном размере. Судоку для малышей. Выполняя такое задание, ребёнок учится размещать элементы по строго определённому правилу.
Является ли раннее развитие мозга у детей ключевым для их умственного созревания?
Пропаганда обязательного раннего обучения вызывает опасения некоторых родителей, что интеллектуальные возможности их ребёнка пострадают, если они не станут заниматься его ранним развитием в дополнение к обычной программе в детских садах.
Однако эти процессы не так просты. Развитие нервной системы человека в первые годы жизни действительно представляет собой поразительно быстрый процесс. Затем он замедляется. Правда и то, что молодой мозг нуждается в раздражителях и впитывает информацию из своего непосредственного окружения всеми органами чувств. Следует быть осторожными, чтобы не переусердствовать.
Нужно правильно развивать ребёнка на самом раннем этапе, демонстрировать внимание, проявлять заботу, эмоциональное тепло, приучать к повседневному распорядку, активно включать в процесс познания ближайшего окружения, покупать интересные для него игрушки и другие предметы, своевременно подключать к мероприятиям и играм в детском саду. Родители должны уделять ему время, но при этом не опекать чрезмерно.
Задание для детей: Помоги совятам Софи и Плато найти правильную дорогу через лабиринт. В его клетках размещены разные символы. У каждого символа своё числовое значение. Пройти от СТАРТА до ФИНИША ты можешь только по тем клеткам, сумма символов в которых равна 15. Передвигаться можно лишь по горизонтали и по вертикали. Чтобы не запутаться, записывай в каждой клетке полученную сумму.
При прохождении лабиринтов, числа в которых обозначены рисунками (то есть зашифрованы), кроме внимания важны упорство, усидчивость и способность долго сохранять концентрацию. Кроме того, задания с шифрами активно задействуют оперативную память. Считается, что она имеет ограниченный объём, но с помощью упражнений его можно увеличить. Именно оперативная память позволяет на протяжении всего процесса решения задачи держать в уме связь между рисунками и соответствующими им числами.
Математический лабиринт. Открыть в полном размере
Влияет ли порядок рождения детей на уровень интеллекта?
Результаты исследований не подтверждают, что первенцы имеют какие-либо интеллектуальные преимущества перед своими братьями и сёстрами. В литературе существует множество спекуляций на тему ускорения или замедления интеллектуального и иного развития детей в зависимости от порядка их рождения.
Одни защищают тезис, что первенец живёт в более стимулирующей среде, ведь родители посвящают ему всё интеллектуальное, эмоциональное и социальное внимание, на что для младших детей не хватает времени и энергии. Точно так же правы и те, кто утверждает, что более активное развитие умственного потенциала следует ожидать у младших детей, которые растут в интеллектуально и социально более стимулирующих условиях, частью которых являются старший брат или сестра, дополнительно влияющие на развитие младшего ребёнка.
Задание для ребенка: Софи и Плато дорисовывают геометрические фигуры, создавая из них разные интересные картинки. Помоги им и придумай как можно больше рисунков. Если у тебя окажется больше идей, чем пустых фигур на страницах книги, продолжи рисовать на отдельном листе бумаги.
Подобные задания раскрывают творческий потенциал и учат быть открытыми для новых неординарных идей. Любое осмысленное решение здесь является правильным, основное различие — в степени оригинальности. Главная цель — освободить воображение, научиться фантазировать и выдавать нестандартные идеи. Самыми ценными будут те решения, которые сочетают оригинальность замысла и рациональность исполнения.
Что такое одаренность?
Одарённые дети — это дети не с особыми, а с дополнительными потребностями, иными словами, с потребностями в дополнительных стимулах. Высокоодарённые дети не всегда отличаются способностями во всех областях, не обязательно эмоционально зрелы, обладают высоким уровнем самоконтроля, самостоятельны, ответственны и пытаются подстраиваться под учителя. Убеждение, что одарённый ребёнок будет выделяться во всех отношениях, в корне неверно.
Одарённость зачастую рассматривают как часть интеллекта, как исключительные умственные способности, общие или специальные. Однако она включает в себя также личностные (социальные, мотивационные, эмоциональные) компоненты и творческие способности во множестве других областей.
Если одарённость всесторонняя, можно говорить об уникальности и даже гениальности.
Разные проявления одаренности
Действительно ли уровень интеллекта у взрослых неизменен?
Какую роль играет старение в изменении интеллектуальной эффективности? Можно ли путём выполнения разнообразных заданий повысить уровень интеллекта?
Когда в подростковом возрасте, между 17 и 18 годами, тело понемногу останавливается в развитии, заканчивается и развитие нервной системы, её способность быстро и эффективно передавать нервные импульсы понемногу угасает, хотя, с другой стороны, нейроны и связи между ними обновляются на протяжении всей жизни. Некоторые умственные способности, например способность к арифметическим операциям и беглости речи, с годами снижаются несколько медленнее, чем способности дедукции, пространственное мышление и понимание значений слов.
Если в зрелом возрасте развивать специфические интеллектуальные способности, которые во многом зависят от тренировки и опыта, то в хорошем состоянии сохраняются и базовые интеллектуальные способности.
Доказано, что у представителей профессий, связанных с напряжённой интеллектуальной работой, в преклонном возрасте меньше риск развития болезней Альцгеймера, Паркинсона и других расстройств, которые сегодня доминируют среди заболеваний нервной системы.
Когда мы решаем головоломки, то тренируем и «мышцы мозга», а значит, можно допустить, что мы понемногу умнеем: благодаря умственной работе в мозге укрепляются связи между нейронами и мозговыми центрами, а также создаются новые связи.
Задание для ребенка: Помоги совятам сосчитать разноцветные зонтики. Сначала найди одинаковые зонтики и обведи их указанным цветом.