Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Зачем ребенку писать ручкой, если есть клавиатура?
1 декабря 2020 7 042 просмотра

Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук
Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук

С развитием технологий эта тема всё чаще становится предметом обсуждения. Нужно ли ребёнку писать ручкой или пусть печатает на клавиатуре? Как студенты должны записывать лекции: в тетради или пользоваться гаджетами? Есть сторонники и того, и другого подхода. Если кратко описать суть каждой позиции, получается вот что.

Позиция 1. Нужно писать ручкой

Главный аргумент: когда развивается и работает мелкая моторика, развиваются и совершенствуются мышление и речь.

Если ребенок совершает мелкие точные движения кистями рук и пальцами, значит у него развита мелкая моторика. То есть нервная, костная и мышечная системы действуют согласованно.

Исследования целого ряда учёных подтвердили, что развитие речи ребёнка тесно связано с развитием мелкой моторики: определённые участки нашего мозга совмещают мелкую моторику и движения речевого аппарата. А цитата Василия Александровича Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальчиков, — самая популярная в интернете.

Сторонники этой позиции утверждают, что не так важна сама по себе моторика, как моторное планирование, то есть умение выстроить последовательность действий. Например, произнесение звуков или написание слов требуют сложного моторного планирования. Речь эффективно развивается, когда ребенок выполняет новые, непривычные действия, причем комплексные.

Позиция 2. В недалёком будущем все станут писать только на клавиатуре

С помощью гаджетов писать удобнее и быстрее, чем от руки. Письмо на клавиатуре — это тоже мелкая моторика, и есть связь пальцев, написания букв и произнесения звуков. В публикациях сторонников этой позиции я встретила также утверждение, что набор текста на клавиатуре способствует развитию грамотности. Подтверждающих аргументов, правда, не нашла. Скорее всего таких исследований пока просто нет.

Позиция 3. Нужно разумно сочетать и то, и другое.

Есть и третья позиция. Понятно, что время не стоит на месте и бессмысленно запрещать гаджеты и требовать всё писать ручкой в тетради. Но совсем отказываться от ручки не стоит. И вот почему.

Вспомните рукописи известных писателей. Насколько интересно наблюдать, как идет поиск единственно нужного слова, как череда зачеркиваний в конце концов завершается найденной фразой… Работа над текстом один на один с листом бумаги — это творческий процесс. Чем больше пишем ручкой, тем больше тренируем мозг, совершенствуем письменную речь. А насколько быстрее и легче запоминать слова, когда учишь иностранный язык, если писать их от руки.

Ребёнок, который учится писать, обязательно должен работать в прописях. В правильных прописях, которые не просто показывают образцы написания букв, а комплексно развивают навык письма, умение слого-звукового анализа и слогового чтения, речь, внимание, память, воображение. В таких прописях одно из основных упражнений — штриховка в разных направлениях разными цветами, потому что она лучше всего помогает научиться выдерживать наклон, высоту, не выходить за пределы рисунка, даёт свободу выбора направления и цвета. Рисунки можно раскрашивать, но в разы полезнее именно штриховать их.

Ещё одно замечательное упражнение, которое любят первоклассники, — расписывание рисунка буквами или элементами букв. Это в определённом смысле творческая работа, потому что ребенок самостоятельно решает, какими элементами и буквами он будет «заполнять» рисунок, какой цвет возьмёт, а потом сам себя проверяет: выбирает и обводит самые красивые буквы.

И вот ещё что важно. Вы наверняка наблюдали, как сильно портится почерк у детей, хорошо пишущих на листе в узкую линейку, когда они переходят на широкую? Им приходится заново, уже без «подпорок», учиться выдерживать наклон и высоту букв. Гораздо эффективнее использовать узкую линейку, когда вводится новая буква, потренироваться, а затем выполнять упражнения с новой буквой уже на листе в широкую линейку. Тогда формируется правильный, устойчивый почерк и переучиваться не нужно.

В начальной школе, классе в 3 — 4 есть смысл понемногу учить детей печатать на клавиатуре, оформлять и редактировать текст. Как потом в основной школе разумно сочетать письмо ручкой и на клавиатуре — вот о чём стоит подумать педагогам и психологам.
Обложка поста отсюда.

Похожие статьи