Есть данные статистики, которая гласит: более 40% подростков никогда не отключаются от сети — ни за ужином, ни за домашним заданием, ни даже когда ложатся спать. Гаджетозависимость влияет на творческие способности, продуктивность, внимательность, здоровье. Как мотивировать детей проводить меньше времени в соцсетях? Стоит ли разрешать видеоигры? На эти и многие другие вопросы отвечает Мануш Зомороди в книге «Разреши себе скучать».
Тинейджеры всегда засиживаются допоздна, тогда как им следует спать в среднем на два часа дольше, чем они спят на самом деле. Разумеется, тому есть ряд причин. (Все чаще говорят о том, что занятия в старших классах следует начинать позже, поскольку биологические часы подростков настроены на позднее засыпание.)
Восемнадцатилетняя Темитайо Фагбенле, одна из наиболее талантливых репортеров на радио WNYC, от первого лица рассказывает о том, как технологии нарушают сон подростков: «Я просыпаюсь среди ночи, часа в три, сразу заглядываю в Instagram или Facebook и вижу: „Кликни, если не спишь“. Или: „Лайкни мой статус, если проснулась. Кто хочет поболтать?“»
Разреши себе скучать
Видеоигры
По поводу видеоигр родители часто высказывают опасение. Следует ли разрешать детям играть в видеоигры? Если да, то в какие и как долго?
Разделяющая обеспокоенность родителей гейм-дизайнер и защитник игр Джейн Макгонигал (автор книги SuperBetter) полагает: важнее не то, в какие игры играют дети, а как они это делают. Чтобы направить их энергию в здоровое русло и вырастить геймеров, которые видят в игре не способ бегства от реальной жизни, а возможность приобрести уверенность в себе, стать более сосредоточенными, общительными и креативными, родителям следует помнить единственную заповедь: «Никогда не ругайте детей за увлечение играми».
Хотите, чтобы дети меньше пользовались гаджетами? Проводите с ними больше времени. Офлайн. Источник
Не бросайтесь упреками вроде: «Хватит тратить время попусту, займись чем-нибудь дельным!» Умаляя значимость любимой игры, вы не заставите ребенка отказаться от нее, а лишь укрепите в его сознании мысль о том, что его интересы ничего не значат, а игры не имеют никакой связи с реальным миром. Вместо этого проявите вовлеченность, задавая детям вопросы об игре. Как ты в нее играешь? Что самое трудное? А что самое прикольное? Поинтересуйтесь их прогрессом в игре. Короче, начинайте с азов. Возможно, неблагодарные чада закатят глаза в ответ на ваши вопросы «чайника», но Макгонигал уверяет: «Один только этот разговор может побудить ребенка привнести полученные в игре навыки в школу, спорт, личные отношения». Радиослушатель написал мне в Twitter, что его знакомые, проникшись моей беседой с Макгонигал, извинились перед своим сыном, ныне уже студентом, за то, что осуждали его увлечение видеоиграми. Это был «исцеляющий» момент, написал слушатель, тем более важный, что их сын решил посвятить себя компьютерным наукам.
На вопрос о том, какие игры можно рекомендовать детям, Макгонигал отвечает: «Подойдет любая стимулирующая игра, которая требует внимательного изучения и понимания ее правил, возможностей и ресурсов». Можно ли отнести к ним стрелялки вроде Call of Duty? Макгонигал признается, что сама не играет в игры, где приходится «убивать живых существ», и не призывает к этому других. «Но в отношении геймеров, увлеченных такими играми, доказано: когда вы играете со своими знакомыми из реальной жизни — командой или онлайн с друзьями, игра приносит много когнитивных, социальных и эмоциональных преимуществ».
Однако ключевой момент как раз в том, чтобы играть с реальными людьми, которых вы знаете и с кем по жизни поддерживаете связь, даже если они находятся на другом конце страны. Как объяснила Макгонигал, «мы не наблюдаем таких преимуществ в мире шутеров от первого лица, когда геймер сражается против незнакомцев в анонимной онлайн-игре». Дело в том, что жестокие игры с анонимным противником зачастую дают негативный эффект. «Так развязываются войны в интернете и расцветает порочный троллинг, — объясняет Макгонигал. — Поскольку вы не знаете своего противника, то и не отвечаете за социальные последствия его „уничтожения“, одерживая неспортивную победу». Кроме того, незнание друг друга нередко приводит к возрастающей агрессивности игроков по отношению к тем, кого воспринимают как слабаков.
Макгонигал придумала для этого феномена пугающее название: «отравление тестостероном». Но у нее есть простой и мгновенный рецепт лечения болезни. «Любителям этих игр нужно проводить хотя бы половину игрового времени в сражениях со знакомыми людьми».
Предложите ребенку поиграть с другом. Источник
В любых играх Макгонигал рекомендует помогать детям выстраивать связь между их действиями в виртуальном мире и реальной жизнью посредством — ох! — тестирования. Да-да, пожалуйста, добавьте его к своему «родительскому репертуару». Макгонигал советует расспрашивать детей, в чем они почувствовали прогресс с тех пор, как начали играть. Однако, задавая такие вопросы, важно акцентировать внимание на абстрактных навыках. Так что, если ваша дочь ответит: «Я теперь быстрее убиваю птичку», а сын скажет: «Я уже научился пользоваться сверхсилой», следует копать глубже. Отвлеките ребенка от конкретных заданий и обсудите жизненные навыки, стоящие за ними, — например: «Подняться на следующий уровень мне помогло использование разных стратегий».
«Если дети имеют возможность говорить об этих абстрактных вещах, то в процессе игры формируется позитивная идентичность, с которой они могут экспериментировать, — объясняет Макгонигал. — Эти навыки, ресурсы и способности остаются в сознании ребенка за пределами игрового мира, и вы как родители ответственны за их культивирование».
Соцсети
Нейробиолог и психолог, Иммордино-Янг отслеживала использование соцсетей группой подростков 14–15 лет из центрального района Лос-Анджелеса и городских трущоб. Команду ученых интересовал и аспект многозадачности, в частности какие соцсети и другие способы общения подростки задействовали при выполнении домашних заданий. Спустя два года исследователи протестировали испытуемых. Детям предложили придумать решения некоторых мировых проблем, выразить свое отношение к реальным историям из жизни и попробовать предсказать, что с ними произойдет через год и через десять лет.
Хотя выводы пока предварительные, Иммордино-Янг отметила «очень интригующую взаимосвязь: дети, более активные в соцсетях и многозадачности, проявляют меньше эмпатии к другим людям. Кроме того, спустя два года они оказались менее изобретательными и не проявили воображения в предсказании собственного будущего и решении мировых проблем, в частности проблемы насилия в районе их проживания».
Дети, которые много общаются онлайн, проявляют меньше эмпатии. Источник
Что ж, пожалуй, именно это и хочет услышать каждый родитель, пытающийся хоть на секунду оторвать ребенка от соцсетей.
Стив Джобс — человек, который создал iPhone и iPad, — ограждал от них собственных детей. И это наводит на мысль: видимо, он знал об этих продуктах что-то такое, чем предпочитал не делиться. Как наркоторговец, который не прикасается к своему товару.
Уменьшить время, которое дети проводят в соцсетях, помогут правила. Например, во время обеда и ужина никаких гаджетов. Вечера проводим без соцсетей. Во время уроков нельзя включать телефон. Эти правила должны действовать не только для детей, но и для родителей тоже! Сначала, возможно, дети взбунтуются, но увидев, что правила едины для всех, они смирятся.
По материалам книги «Разреши себе скучать»
Обложка поста: pixabay.com