Многие родители мечтают, чтобы малыш поскорее начал говорить. Детские слова — это смех и счастье. От того, что малыш может выразить словами свои желания, что он растет и все больше понимает мир вокруг. Вот 5 идей, как можно вдохновить маленького ребенка на общение.
Приглашайте гостей
Многие родители отмечают, что ребенок начинает активно разговаривать, когда идет в садик. В группе всегда бывает несколько детей, которые постарше остальных, хорошо говорят и хотят общаться. Другие малыши, глядя на сверстников, начинают повторять слова, озвучивать просьбы, называть предметы именами и так далее. У детей в саду возникает необходимость говорить, чтобы отвоевать игрушку, привлечь внимание воспитателя, контактировать с другими во время игр. Если ребенок еще не ходит в сад, попробуйте просто приглашать говорящих малышей к себе в гости. Сначала игры может не получиться, но постепенно дети научатся взаимодействовать и вы услышите, как лексикон вашего ребенка значительно обогатился.
«Я тебя не понимаю»
Создавайте ситуации, чтобы ребенок понял: говорить — это необходимость. Но действуйте мягко. Например, ребенок показывает на яблоко и «говорит»: «Мммм…» Не стоит сразу бросаться и давать ему это яблоко. Спросите: «Что ты хочешь? Тарелку? Игрушку? Чашку? Я тебя не понимаю… Ах, ты хочешь яблоко? Так и скажи: „Я хочу яблоко. Мама, дай“. Держи, яблоко».
Однако не стоит доводить ребенка до истерики, если он начинает нервничать после двух вариантов, остановитесь на этом и просто произнесите: «Это яблоко».
Подключите эмоции
Дети любят повторять забавные, эмоциональные выражения. Паровозик гудит «ту-тууу», машина сигналит «би-биии», кошка говорит «мяууу». Постарайтесь произносить эти звуки театрально, нараспев и громко. Не настаивайте на том, чтобы ребенок повторял за вами. Просто играйте увлеченно, и со временем малыш тоже будет «тутукать» и «бибикать».
Главное — не нервничайте и не принуждайте к говорению. Иначе ребенок будет избегать таких игр и может замкнуться в себе.
Виммельбухи
Это книжки, в которых главное — картинки. Их не столько читают, сколько смотрят. Например, наша новинка «Курьер». С совсем маленькими детьми можно просто обсуждать иллюстрации и попросить показать тот или иной предмет. Это здорово развивают логику и навыки говорения. С детьми постарше можно выполнять задания, которые даются в книге: посчитать что-то, найти конкретные объекты. Все картинки связаны единой линией: курьер Чуня доставляет посылки всем на свете: морским обитателям, летающим друзьям, даже в космосе у него есть клиенты.
Курьер
Разворот из виммельбуха «Курьер»
Логопед, дефектолог, автор пособий и игрушек для развития речи детей Евгения Ершова посмотрела книгу и поделилась мнением, насколько иллюстрации способны разговорить ребенка.
«Ребенок открыл книгу и сразу же тычет пальчиком: „Мама, смотри!“. Вот такие иллюстрации и развивают речь:
- понятные и близкие детям. Картинки того, что они любят и хорошо знают;
- смешные и необычные. Дети любят шутить и фантазировать, с удовольствием поддерживают эту творческую игру;
- динамичные и сюжетные. Если уж и надо посидеть на одном месте, то хотя бы на словах можно подвигаться, поучаствовать в чем-нибудь интересном.
На картинках книги „Курьер“ много движения, все куда-то едут, летят, плывут! Поэтому хочется не только называть кто это или что это, а скорее рассказывать, кто куда спешит! Сами собой складываются фразы, сочиняются истории».
Разговаривайте с ребенком
Специальные занятия по развитию речи ребенку не нужны, достаточно просто разговаривать с ним в быту. Озвучивайте все его действия и вовлекайте в диалог: «Ты принес машинку, дай посмотреть!», «Ты ешь кашу. Вкусная?».
Каждая игра должна строиться прежде всего на общении. Изображайте, как разговаривают игрушки, называйте их характеристики (мягкий мячик, желтая машинка), вводите в речь глаголы («смотри, кукла ходит»).
Читайте каждый день книги. Если ребенок пока не привык, рассматривайте картинки и рассказывайте, что на них изображено.
Вы можете придумать свой способ, как разговорить ребенка. Если уже придумали, делитесь в комментариях 😉
Обложка поста: pixabay.com