С самого раннего возраста малыши начинают изучать свое тело, и это совершенно естественно. Родители часто пускают процесс на самотек — мол, сам разберется, что к чему. Но лучше поддержать интерес ребенка и поговорить с ним о том, как устроен наш организм. Причем сделать это стоит гораздо раньше, чем начнутся уроки анатомии в школе — уже в 3-4 года.
Зачем обсуждать строение тела
Тело — наш спутник на всю жизнь. От того, насколько хорошо мы его понимаем, зависит здоровье, настроение, способность о себе позаботиться. Чем раньше ребенок начнет изучать свои особенности, тем легче ему будет расти, взрослеть и любить свое тело в любом возрасте.
Книга-игра «Что у меня внутри?»
Родителям не всегда легко найти нужные слова. Иногда мы не знаем, как понятно объяснить сложное устройство разных систем, иногда и сами плохо помним, как там всё работает. На помощь придут красивые книги по анатомии.
Наталия Преслер, практикующий психолог и психотерапевт, автор блога о детско-родительских отношениях
Книжки по анатомии стоит читать с маленькими детьми совсем не для того, чтобы познать эту науку (это приятный бонус), а для того, чтобы стать ближе. Ведь, отвечая просто на сложные вопросы, давая ребенку понять, что вы тот, с кем можно говорить обо всем на свете, обратиться с любыми чувствами и сомнениями, вы выстраиваете самое ценное, что может быть между родителем и ребенком — доверие.
Именно поэтому важно называть органы своими именами, честно и просто рассказывать об устройстве организма (в том числе репродуктивной системы). К тому же, отвечая на вопросы о теле ребенка, мы защищаем его от злоупотреблений, транслируем ему ценности своей семьи, снижаем тревогу и развеиваем страхи про тело.
С чего и когда начинать
Первые книжки про тело можно читать уже с 3-4 лет. В это время ребенок активно познает мир. Яркие книги с большими картинками привлекают его внимание. Конечно, это не время для глубокого изучения органов и систем. В книгах не должно быть излишне натуралистичных картинок и длинных объяснений. Лучше всего построить чтение как игру. Например, как в книге «Что у меня внутри?».
В этой книге большие картинки с секретом. Чтобы увидеть его, надо посмотреть на страницы через волшебные лупы — красную, зеленую и синюю. Каждая их них открывает что-то новое. Так же происходит и с нашим телом: мы каждый день видим его снаружи, но много важного и интересного спрятано внутри, и именно там происходит основная «работа».
Рассматривая картинки и слушая ваши пояснения, ребенок узнает, зачем нужны кости и мышцы, как мы дышим, почему ощущаем вкус разных продуктов. Обязательно проверьте новые знания на себе: дайте малышу почувствовать, как стучит сердце, потрогать что-нибудь мягкое и острое, попрыгать, чтобы ощутить работу мышц.
Волшебные стеклышки и разворот из книги «Что у меня внутри?»
В этом возрасте ребенку уже стоит прививать мысль о том, что он особенный и уникальный, как и другие дети. Вот как это объясняется в книге: «Твоё тело — твой дом… Найти два совершенно одинаковых дома очень сложно. Все люди разные, каждый человек — особенный!»
Привыкаем заботиться о себе
Когда ребенок становится старше и учится читать сам, предложите ему новые книги — с понятными объяснениями, интересной инфографикой и активными играми. Они не только знакомят с телом, но и развивают кругозор, мышление, воображение и память, пробуждают любознательность, направляют ребенка в его исследованиях.
Чтение книг о том, как мы устроены, помогает объяснить ребенку, зачем надо заботиться о себе — мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы. Объясните, как то, что он делает, связано со здоровьем. Расскажите о пользе зарядки, здоровой еды, сна, прогулок на свежем воздухе. Подумайте вместе, как гаджеты, шоколадки и гамбургеры могут влиять на организм.
Энциклопедия с Чевостиком «Если хочешь быть здоров»
Разворот из книги «Если хочешь быть здоров»
Не читайте ребенку «лекций». Лучше сделайте познание активным и творческим. Например, смастерите вместе карту тела.
- Возьмите ненужную дорожную карту и вырежьте из неё фигурку человека.
- Нарисуйте сердце.
Иллюстрация из книги «Моё тело: от макушки до пяток»
«Моё тело: от макушки до пяток»
Рассмотрите пересекающиеся дороги. Точно так же внутри у нас бежит кровь и поступает во все уголки тела.
Даже в ответ на щекотливые вопросы не стоит рассказывать об аистах и капусте. Если вам сложно подобрать слова, предложите вместе почитать книгу, посмотреть картинки, а затем обсудить прочитанное.
Откуда берутся дети? Объяснение-игра из книги «Моё тело: от макушки до пяток»
Поощряйте ребенка спрашивать о том, что его волнует. Он должен знать, что разговаривать о телесных потребностях — не стыдно. Спрашивайте, что он сам думает по этому поводу. Выслушивайте его мнение — вполне возможно, ваш малыш понимает все намного лучше, чем вы думаете.
Готовимся к большим переменам
На следующем этапе знания по анатомии можно углублять и развивать. Разобрать с ребенком более подробные схемы органов и систем, раскрыть сложные термины: что такое гемоглобин, рецепторы, рефлексы.
Энциклопедия с Чевостиком «Как устроен человек»
Схема внутренних органов человека из книги «Как устроен человек»
Для школьников анатомия тоже не должна быть скучным предметом. Ближе к подростковому возрасту тело начинает перестраиваться, ребенка ждут удивительные и не всегда приятные ощущения. Чтобы они не напугали его, стоит поговорить об этом заранее, объяснить, что большинство переживаний нормальны и временны.
Чтобы не испытывать смущения при обсуждении сложных тем, обратитесь за помощью к иллюстрированным энциклопедиям.
Антиучебник «Как работает тело»
Инфографика из книги «Как работает тело»
Если ребенку неловко обсуждать с вами какие-то моменты, позвольте ему почитать в одиночестве, но дайте понять, что вы всегда готовы ответить на его вопросы.
По материалам книг «Что у меня внутри?», «Моё тело: от макушки до пяток», «Если хочешь быть здоров», «Как устроен человек», «Как работает тело»