Многим кажется, что умный ребенок — тот, кто получает хорошие оценки в школе и самые высокие баллы за тесты. Но интеллект — это гораздо шире. Интеллект проявляется во многом — в творчестве, музыке, спорте, умении видеть красоту природы, эмоциях и способности находить общий язык с окружающими (и даже это еще не все). Книга «Ты можешь больше, чем ты думаешь» создана для подростков, которых недооценивают. Они могут плохо учиться в школе и иметь репутацию двоечника, но это совсем не значит, что дети не смогут проявить себя в музыке, спорте или менее очевидных вещах.
Почему IQ-тесты — это прошлое
В прошлом столетии часто использовали IQ-тесты, чтобы определить, насколько человек умен. IQ означает «коэффициент интеллекта»; это балл, набранный при выполнении теста. Многие люди считают, что нет лучшего способа измерить интеллект. В IQ-тест входит решение математических примеров, объяснение значений слов, построение схем, повторение чисел по памяти и другие задания.
Как правило, в центре их внимания находится умение считать и понимать слова, но они упускают из виду другие важные вещи — музыкальные и творческие способности, любовь к природе, умение общаться.
Дети, тонко чувствующие природу, могут стать исследователями, фотографами, экологами, биологами… Вариантов масса! Источник
Психолог, профессор Гарварда доктор Говард Гарднер предположил, что IQ-тесты несовершенны и неспособны измерить все многообразие способностей, которыми нередко обладают люди, и поэтому дают ошибочное представление о реальном интеллекте человека.
Работая со взрослыми и детьми и пытаясь лучше понять, как именно люди учатся, он выяснил, что каждый человек по-разному усваивает знания и проявляет свои способности. Он также заметил, что умным можно быть не только в чем-то одном, но во многих вещах. Так у него возникла идея, или теория, которую он назвал теорией множественного интеллекта.
Существует столько примеров, когда люди, получившие невысокий балл за IQ-тест или вовсе не проходившие тестов по определению способностей, в чем-то другом демонстрировали очень высокий интеллект. Например, художники, альпинисты, бизнесмены, исследователи и изобретатели.
Виды интеллекта
Согласно теории множественного интеллекта Гарднера, существует восемь (иногда выделяют девять) видов интеллекта — восемь-девять разных способов быть умным! У каждого из них определенные качества, сфера деятельности и интересов. Вот виды интеллекта:
1) лингвистический интеллект,
2) музыкальный,
3) логико-математический,
4) пространственный,
5) телесно-кинестетический,
6) межличностный,
7) внутриличностный,
8) интеллект естествоиспытателя.
Понять, каким талантом обладает ребенок, можно, просто наблюдая за ним. Источник
Девятый называют экзистенциальным (философским) интеллектом, или «житейской мудростью».
Что это все значит?
Чтобы легче было разобраться, автор книги Томас Армстронг придумал более простые названия для каждого из девяти видов интеллекта.
- Вербальный интеллект (лингвистический).
Ребенку нравятся слова языка и то, как они складываются в предложения в устной и письменной речи. Возможно, он любит каламбуры и игры со словами, ему нравится рассказывать истории, выписывать буквы, писать сочинения и читать. Подростку по душе изучение иностранных языков.
- Музыкальный интеллект.
Подросток умеет слушать музыку, распознавать ритм, на слух определять тональность и высоту звука. Ему нравится самая разная музыка. Он любит петь, играть на музыкальных инструментах и ходить на концерты.
- Логический интеллект (логико-математический).
Вашему ребенку нравится докапываться до сути вещей, он хорошо разбирается в математике, от него не ускользает, если числа складываются в логическую последовательность. Занятия точными науками приносят ему удовольствие. Возможно, ребенку нравятся загадки, головоломки, он любит сидеть за компьютером, придумывать собственные коды и шифры, проводить научные эксперименты.
- Образный интеллект (пространственный).
Такому ребенку нравится смотреть на мир и подмечать разные интересные вещи. У него хорошо получается «рисовать» картины и образы в воображении. Он может запомнить увиденное и при помощи воображения донести этот образ до других — создать произведение искусства или предмет, сделать фотографию, построить сооружение, изобрести что-то новое.
- Телесный интеллект (телесно-кинестетический).
Подроток, обладающий этим видом интеллекта, ловкий и умеет управлять своим телом, он использует его для освоения новых навыков или самовыражения. Возможно, он занимается спортом или танцами. А может, любит делать что-то руками: рукодельничать, конструировать модели, чинить вещи.
- Социальный интеллект (межличностный).
Вашего ребенка интересуют люди и то, как они общаются. Возможно, он принимает участие в деятельности студенческого совета или школьного комитета, у него много друзей, он помогает жителям своего района или просто общается с большим количеством людей.
- Внутренний интеллект (внутриличностный).
Подросток осознает и понимает свои чувства, знает, что у него получается хорошо, а что следует улучшить. Часто бывает, что он понимает себя лучше других. Возможно, ребенок ведет дневник, строит планы на будущее, размышляет о прошлом и ставит цели.
Понимание себя — это тоже талант! Источник
- Природный интеллект (интеллект естествоиспытателя).
Если ваш ребенок наблюдателен, ему нравится выискивать и классифицировать предметы — растения, животных, камни, то он обладатель природного интеллекта. (Если вы живете в городе, то в качестве предметов для классификации могут выступать другие объекты — книги, одежда одноклассников, например.) Скорее всего, он любит бывать на природе или увлекаться садоводством, любит заботиться о домашних животных, готовить и принимать участие в экологических проектах.
- Философский интеллект (экзистенциальный).
Ребенок много размышляет о жизни. Ему нравятся беседы на религиозные, духовные и философские темы. Ему интересно, когда начался отсчет времени на Земле и наступит ли когда-нибудь конец света. Он любит медитировать, молиться и думать о жизни — один или в компании других людей. Он преклоняется перед красотой и уважает все живые существа. Может с головой погрузиться в творчество — занятия музыкой и искусством — и забыть обо всем.
В книге «Знать или уметь» рассматривается проблема немного под другим углом: там речь идет о «твердых» и «мягких» навыках.
Кроме того, например, социальный или внутренний интеллект в нашем обществе вообще не считаются чем-то «полезным». Из-за общественных шаблонов ребенок может не понять, в чем его сила, стремиться походить на других — математиков, гуманитариев, и не найти себя в жизни.
Задача родителей — объяснить детям, в чем их талант, и почему нужно следовать только своей дорогой. Книга «Ты можешь больше, чем ты думаешь» написана специально для подростков: дайте почитать ее своим детям, и они поймут, в чем их призвание.
Обложка поста: pixabay.com