К началу листопада в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла новая книга «Мой гербарий. Листья деревьев». Она задумывалась как детская книжка, но заинтересовала и взрослых любителей природы.
Книга знакомит нас с деревьями средней полосы России и позволяет собрать собственную коллекцию листьев здесь же, между страницами книги. Тексты написаны учёным-ботаником, кандидатом биологических наук и старшим научным сотрудником биофака МГУ Анной Васильевой. Чудесные акварельные иллюстрации, на которых можно рассмотреть форму кроны и отдельного листа, принадлежат члену Американского сообщества художников-ботанистов и преподавателю ботанической живописи и иллюстрации Светлане Винниковой. Мы пообщались с автором и иллюстратором, чтобы лучше познакомить вас с книгой-гербарием.
— Анна, как возникла идея создать такую книгу? Что вас вдохновило?
А. В.: На самом деле, идея создания книги принадлежит вовсе не мне. Меня пригласили поучаствовать в уже хорошо продуманном и спланированном проекте в качестве автора текста, и мне стало интересно попробовать себя в новом деле — до этого в области детской литературы я выступала исключительно в роли переводчика книг, в том числе связанных с естествознанием.
— Как строилась работа автор-иллюстратор? С какими трудностями столкнулись?
А.В.: Мы общались при посредничестве редактора, не напрямую. Иногда возникало небольшое взаимное непонимание, связанное с тем, что художник — как нормальный человек! — воспринимал, например, соцветие как несколько отвлеченный образ пушистого «облачка», а я начинала настаивать, что в нем должны быть прорисованы отдельные цветки с особенностями их строения, то есть элементами научного рисунка. Консенсус обычно достигался очень быстро.
С.В.: Самое сложное было то, что рисовать мне пришлось зимой и ранней весной. До того, как на деревьях появилось все то, что надо было бы изобразить. Нам пришлось искать фотографии листьев, цветов и деревьев с зеленой кроной. Да еще и не простые! Научная ботаническая иллюстрация должна показать не конкретный лист, а эдакий усредненный портрет. Поэтому я находила, как мне казалось, удачную фотографию, но оказывалось, что на ней растение выглядит нехарактерно. Для этого и нужны были консультации профессионального ботаника!
— Все деревья, о которых вы пишите, были вами лично исследованы?
А.В.: Я не исследовала деревья специально для этой книги — это было технически невозможно, я в то время работала в тропической стране. Но проблем не возникло, поскольку я и так знакома с ними с детства — ведь речь идет о самых обычных деревьях средней России. И, к тому же, всегда можно получить доступ к полезной литературе или изображениям. Хотя иногда было досадно, что нельзя тут же пойти и пощупать своими руками кору, листочки, цветы… хотя бы для того, чтобы лучше договориться с художником, как именно мы хотим изобразить все эти подробности.
С.В.: Как я уже сказала, мы подбирали фото, с которых я рисовала. Но мне пригодились и некоторые старые свои зарисовки с натуры! В детстве я мечтала стать ученым ботаником! Или селекционером. Все свое время проводила в нашем саду! Потом уже в художественном колледже и ВУЗе основной темой для творчества у нас были цветы и фрукты. Я ведь мастер декоративной дворцовой росписи. Так что вышло, что я люблю растения и умею их реалистично изображать. А это как раз и есть ботаническая живопись.
— Вы сами собираете гербарии? Собирали ли вы их в детстве или со своим ребенком?
А.В.: Гербарии, конечно, приходилось собирать во время учебы. Хотя по образованию и профессии я не ботаник, а зоолог, то есть изучаю животных, обучение наше в студенческую пору было весьма разносторонним, и полевая ботаника (то есть изучение растений в природе) занимала в нем важное место. На самом деле, грамотный сбор гербария, пригодного для научного изучения, — это непростое, кропотливое и довольно трудоемкое дело, гораздо более сложное, например, чем высушивание листьев или соцветий для изготовления поделок.
С.В.: Я до сих пор нахожу в книгах засушенные цветы и листья! Сейчас постоянно собираю листья и веточки с целью рисования и изучения. Иногда распрямляю их в традициях гербария, но чаще даю свободно скручиваться.
— Понравилась ли вам получившаяся книга? За что вы ее любите?
А.В.: Книгу пока видела только в виде макета, в файлах… Надеюсь в скором времени подержать ее, наконец, в руках. Самое приятное в процессе написания текста заключалось в придумывании, чего бы такого интересного рассказать о том или ином дереве, не связанном непосредственно с ботаникой: чем каждое дерево примечательно в нашем быту, истории, культуре. Конечно, если бы объем книги позволял, можно было бы сказать о каждом растении что-нибудь еще — полезное или занимательное. И я считаю замечательной идею (не мне, увы, принадлежащую!) использовать саму книгу как гербарный альбом. Ведь это означает, что обладатель такой книги не просто пролистает или прочитает ее (пусть даже очень внимательно), а проживет с ней какой-то отрезок своей жизни, вкладывая в нее собственную работу, собственный опыт. Он будет носить ее с собой, корпеть над ней, вклеивая листья, а книга будет постепенно «распухать», вбирая в себя частицы природы и человеческого труда… И в итоге она будет значить для своего обладателя гораздо больше, чем просто книга, поставленная на полку. И, конечно, каждая заполненная гербарными образцами книга будет единственной в своем роде, уникальной и неповторимой — как и ее хозяин.
С.В.: Когда я увидела книгу «вживую», то приятно удивилась! Мне присылали описание, в котором говорилось, как она будет складываться, но сложно было представить, что книга получится такой большой и красивой. Особенно мне понравилось разворачивать сложенные листочки с картинками к фактам.
По материалам книги «Мой гербарий. Листья деревьев».
Обложка поста: pixabay.com.