Эмоциональное воспитание — одна из самых важных методик, с которыми должен познакомиться каждый родитель. Её смысл прост: в основе успешного воспитания лежит не только безусловная любовь, но и понимание и сопереживание чувствам детей. Когда вы видите слезы своего ребенка, вы должны представить себя на его месте. Однако сделать это труднее, чем кажется.
Что такое «родительская матрица» и почему она работает против нас
«Родительская матрица» преследует цель решить конкретную проблему, но часто противоречит интересам ребенка. Матричный подход заставляет родителей постоянно следить за детьми и направлять их в нужное русло.
Представьте ситуацию. Джин, чувствительная и беспокойная мама, переживает из-за мрачного настроения своего сына Эндрю. Ее волнует то, что девятилетний Эндрю «играет роль жертвы» в отношениях с людьми. «В чем дело, дорогой? — начинает она. — Ты выглядишь немного грустным». «Просто я хочу, чтобы сестра была ко мне добрее», — отвечает Эндрю. «А сам ты всегда бываешь к ней добр?» — спрашивает Джин.
Как вы думаете, что почувствовал Эндрю, услышав этот вопрос. Мама вроде бы интересовалась тем, как он себя чувствует. Но, как только он открылся, ответила критикой. Конечно, это критика с благими намерениями и очень мягкая, но тем не менее она остается критикой.
«Родительская матрица» мешает слушать детей. — Источник
Протестируйте себя
Ниже — упражнения на способность распознавать детские чувства в различных ситуациях. После каждого случая приводится «неправильная» реакция родителей. Постарайтесь понять, что думает взрослый и какие чувства испытывает ребенок.
Пример. Ребенок теряется в большом универмаге, и его мать очень беспокоится. Через некоторое время расстроенного ребенка находит работник магазина и помогает ему встретиться с матерью.
Неправильный ответ: «Ты глупый ребенок. Я сходила с ума от беспокойства, никогда больше не возьму тебя за покупками».
Матрица: мать была напугана, она хочет, чтобы ребенок был в безопасности и больше не терялся.
Чувство ребенка: страх.
Правильный ответ: «Ты, наверное, испугался, мне тоже было страшно. Иди сюда, чтобы я могла держать тебя за руку. Позже мы поговорим о том, что произошло…»
Ситуация 1. Ребенок приходит из школы и говорит: «Я никогда больше не пойду в эту школу! Учитель кричал на меня при всех моих друзьях!»
Неправильный ответ: «Что ты сделал, что учитель начал на тебя кричать?»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:
Ситуация 2. В ванной ваш ребенок говорит: «Я ненавижу своего брата. Хочу, чтобы он умер».
Неправильный ответ: «Ты говоришь ужасные вещи, в нашем доме так не говорят.Ты не можешь ненавидеть своего брата. Ты любишь своего брата. И чтобы никогда больше так не говорил!»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:
Ситуация 3. За ужином ваш ребенок говорит: «Я ненавижу это блюдо. Я не буду его есть».
Неправильный ответ: «Ты будешь есть то, что есть, и скажешь спасибо!»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:
Ситуация 4. Ваш ребенок приходит с улицы и говорит: «Я ненавижу этих детей. Они не хотят со мной играть. Они плохо ко мне относятся!»
Неправильный ответ: «Если бы ты не был таким слабаком, они бы захотели с тобой играть. Не делай из мухи слона. Ты должен справляться с ударами».
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:
Ситуация 5. К вам в гости пришел друг вашего ребенка. Ваш ребенок говорит ему: «Я не хочу давать тебе эту игрушку. Я не разрешаю тебе с ней играть!»
Неправильный ответ: «Ты эгоист. Ты должен научиться делиться!»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:
Правильные ответы
На самом деле в этих ситуациях, как и в жизни, нет правильных ответов. Но есть примеры поведения, характерные для эмоционального воспитания: они помогают ребенку чувствовать поддержку и сочувствие родителей.
1. Матрица: родитель хочет, чтобы у ребенка не было неприятностей в школе и чтобы учитель хорошо к нему относился.
Чувство ребенка: смущение
Правильный ответ: «Наверное, тебя это ужасно смутило».
2. Матрица: родитель хочет, чтобы братья ладили между собой.
Чувство ребенка: гнев.
Правильный ответ: «Я знаю, иногда твой брат действительно может свести с ума и расстроить. Что случилось?»
3. Матрица: родитель хочет, чтобы ребенку нравилась еда, которая была приготовлена, и не хочет готовить что-нибудь другое.
Чувство ребенка: отвращение.
Правильный ответ: «Сегодня эта еда кажется тебе невкусной. Что бы ты хотел съесть?»
4. Матрица: родитель хочет, чтобы ребенок научился играть с другими детьми и чтобы его чувства было не так легко ранить.
Чувство ребенка: печаль.
Правильный ответ: «Должно быть, тебя это задело. Расскажи мне, что случилось».
5. Матрица: родитель хочет, чтобы ребенок делился и был более щедрым с гостями.
Чувство ребенка: гнев.
Правильный ответ: «Иногда бывает трудно поделиться любимой игрушкой. Давай уберем эту игрушку и достанем те, которыми ты сможешь делиться».
Как же правильно
Педагог и врач Элис Гинотт-Коэн советует родителям:
- не начинать разговор с обсуждения проступка, а сначала поговорить с ребенком о чувствах, лежащих в основе его поведения;
- лучше не задавать вопрос: «Почему ты это сделал?». Он звучит как обвинение или критика, и ребенок скорее уйдет в оборону, чем что-то расскажет;
- вместо этого спросите, как он себя чувствовал, когда совершал свой поступок.
Безусловно, когда дети плохо себя ведут, сложно удержаться от морализаторства. Но чаще «лекции» неэффективны: все равно что положить холодный компресс на воспаленную рану.
Про эмоциональное воспитание проще прочитать, чем внедрить его в свою жизнь. Однако результат стоит проделанных усилий.
Дети понимают, что вы на их стороне, пускают вас в свой мир и делятся сокровенным. Когда у них возникнут проблемы, они придут к вам, потому что будут знать,что вы сможете предложить больше, чем общие слова и лекции. Так формируется глубокая эмоциональная связь между родителем и ребенком.
По материалам книги «Эмоциональный интеллект ребенка».
Обложка поста: pixabay