Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Что нужно знать, когда воспитываешь подростка
10 июля 2017 4 730 просмотров

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Пережить подростковый период непросто. В это время даже с самыми послушными происходят странные перемены. Миллион изменений в теле и восприятии мира — а ориентиров нет. Тут и начинают прогуливать учебу, грубить, выпивать и даже нарушать закон… Что делать? И как оградить тинейджера от потенциальных неприятностей? На эти вопросы отвечает профессор психологии Лоуренс Стейнберг в книге «Переходный возраст».

Что у него в голове?

Возможно, вы слышали, что мозг маленьких детей очень пластичен. Он формируется под влиянием внешнего мира и чутко реагирует на получаемый опыт, как положительный, так и отрицательный. Проще говоря, фраза «впитывает как губка» недалека от реальности. От того, в каких условиях развивается ребенок, зависит вся его дальнейшая жизнь.

Последние исследования показали: у подростков, в отличие взрослых, мозг тоже характеризуется высокой пластичностью. Особенно активно в этот период развиваются «импульсивная» лимбическая система, отвечающая за эмоции и чувство удовольствия, а также «рациональная» префронтальная кора, благодаря которой человек может контролировать свое поведение.

Под воздействием половых гормонов лимбическая система становится невероятно чувствительной. Это заставляет подростка искать сиюминутных удовольствий и даже рисковать своей жизнью ради них. Получив желаемое, тинейджер испытывает настолько острые ощущения, что в следующий раз сопротивляться импульсу становится еще сложнее.

Здесь очень важно, чтобы префронтальная кора вовремя вступила в игру. Подростку для этого нужно приложить гораздо больше усилий, чем взрослому, ведь при сверхчувствительной лимбической системе у тинейджера еще только формируется способность контролировать эмоции и поведение.

Помните: переходный возраст — период больших возможностей, но в то же время и серьезного риска. Если тинейджер попадет в неблагоприятные условия, ждите проблем. Стресс, усталость, плохая компания — обстоятельства, способные помешать слаженной работе префронтальной коры и лимбической системы.

Мозг подростка одинаково поддается и позитивному, и негативному воздействию, поэтому оградить ребенка от некоторых ситуаций так же важно, как и помочь ему развить навык самоконтроля.

Самоконтроль — залог успеха

Одно из самых известных исследований в истории психологии известно как маршмеллоу-тест, или тест на отложенное удовольствие. Его суть состоит в том, что перед ребенком кладут его любимое лакомство, а потом человек, который проводит эксперимент, уходит из комнаты. Перед этим он говорит: «Ты можешь съесть угощение в любой момент, но если дождешься меня, я дам тебе не одну, а две штуки».

Затем тестирующий наблюдает за поведением ребенка из соседней комнаты. Некоторые дети даже не пытаются сопротивляться искушению. Другие ждут какое-то время, а потом сдаются. Примерно треть испытуемых выдерживают испытание и получают второе угощение.

Первое подобное исследование ученые провели 50 лет назад. За детьми, принявшими участие в эксперименте, продолжали наблюдать. Результаты оказались поразительными. Те, кто смог дождаться второго лакомства, в дальнейшем успешнее учились в школе, лучше сопротивлялись стрессу, имели более высокую самооценку и были менее склонны к различным отклонениям в поведении, чем остальные.

Даже в среднем возрасте у людей, которые в детстве успешно прошли испытание, была лучше развита способность справляться с эмоциями и контролировать свое поведение. Не удивительно, что им удалось добиться более серьезных успехов в жизни.

Тот, кто способен отложить удовольствие на будущее, заставит себя заниматься перед экзаменом, хоть ему и хочется вместо этого пойти на вечеринку с друзьями. Если такой человек мечтает похудеть, то, несмотря на лень, он продолжит ходить в спортзал до победного результата. Когда множество отвлекающих факторов будут мешать ему на работе, он не опустит руки и доделает важный проект в срок. И это лишь несколько примеров.

Многочисленные исследования подтверждают: от самоконтроля успех зависит гораздо в большей степени, чем от интеллекта или таланта. Вот почему так важно, чтобы ребенок научился сопротивляться импульсам, поступающим от лимбической системы. Что именно нужно делать родителям? Ниже — несколько конкретных рекомендаций.

Любовь, строгость, поддержка

По мнению психологов, родители, у чьих детей хорошо развита способность к самоконтролю, соблюдают три важных принципа воспитания. Расскажем подробнее о каждом из них.

1. Проявляйте любовь. Подросток должен чувствовать, что мир — это приятное и безопасное место. Реагируйте на эмоциональные потребности ребенка, хвалите его и не скупитесь на ласку. Такой подход поможет ему стать спокойнее и увереннее в себе. А это очень важно для развития самоконтроля. Запомните следующие правила:

  • Чем больше любви, тем лучше. Не бойтесь переборщить с нежностями.
  • Не стоит стесняться физических проявлений любви. Ведь это так просто: поцеловать ребенка утром, ласково потрепать по плечу, когда он выполняет домашнее задание, обнять перед сном.
  • Дом — место, где должно быть хорошо и спокойно. Расслабиться и хотя бы на время забыть о повседневных проблемах — вот что нужно подростку после школы. Оградите ребенка от возможных стрессов, постарайтесь избегать ссор и эмоциональных споров.
  • Интересуйтесь жизнью своего ребенка и принимайте в ней активное участие. Разговаривайте с ним. Спрашивайте, что его беспокоит. Поддерживайте в трудных ситуациях.

2. Будьте строгим, но справедливым. Ребенку необходимы ограничения. Сначала дети принимают правила, которые устанавливают родители, и только потом учатся регулировать свое поведение самостоятельно. Без внешнего контроля не сформируется и внутренний. Возьмите на заметку эти советы:

  • Всегда четко объясняйте детям, чего от них ждете. Если для вас очевидно, что «убраться в комнате» — значит выкинуть мусор, навести порядок в шкафу, протереть пыль и пропылесосить, то ваш 12-летний сын может этого не понимать. Хотите, чтобы подросток был дома вовремя? Скажите, во сколько конкретно. Обещаете ребенку выполнить его просьбу, если он будет учиться хорошо? Обязательно уточните, что именно вы подразумеваете (например, отсутствие «двоек» или только «четверки» и «пятерки» в дневнике).
  • «Потому что я так сказал» — плохой аргумент. Нет ничего зазорного в том, чтобы объяснить ребенку, почему вы установили то или иное правило, и поинтересоваться его мнением на этот счет. Когда подросток поймет логику ваших решений, ему будет проще контролировать свое поведение в других ситуациях.
  • Ограничения вряд ли сработают, если вы будете проявлять непоследовательность. Представьте, что каждый день в вашей семье появляется новое правило. Или сегодня вы наказываете подростка за опоздание, а через неделю в аналогичной ситуации не говорите ни слова. Это только собьет ребенка с толку.
  • Правила можно менять, если это действительно необходимо. То, чего вы требуете от 10-летнего ребенка, не всегда справедливо по отношению к подростку, которому исполнилось 15. Не забывайте, что ваши ожидания должны быть логичными.
  • Наказание наказанию рознь. Не будьте слишком суровы. Если ребенок нарушил правило, вы можете, к примеру, лишить его воскресной прогулки с друзьями. А вот бить, унижать, кричать, проявлять чрезмерное раздражение и гнев нельзя ни в коем случае

3. Оказывайте поддержку. Если вы хотите, чтобы ребенок научился управлять собой, ваш контроль должен постепенно становиться слабее. Просто иногда давайте чуть больше свободы. Ровно столько, чтобы подросток мог сделать небольшой шаг вперед и обрести уверенность в собственных силах. Более конкретные рекомендации:

  • Ослаблять контроль действительно надо по чуть-чуть, чтобы ребенок избежал серьезных последствий в случае неудачи. Позвольте ему проявить самостоятельность и ответственность. Если он справится — отлично, через какое-то время можно дать еще больше свободы. Если нет — не ругайте. Отметьте то, что получилось хорошо, и объясните, что можно сделать лучше в следующий раз.
  • Хвалите за достижения. Старайтесь поощрять ребенка не за личные качества («ты такой умный»), а за старания («ты здорово потрудился над этим докладом»). Так он быстрее усвоит важный урок: чтобы чего-то добиться, необходимо приложить усилия.
  • Не будьте чрезмерно навязчивы. Постарайтесь найти баланс. Внешняя регуляция необходима, но лишь в разумных пределах. Подросток не научится управлять собой, если родители мешают ему действовать самостоятельно и контролируют каждую мелочь в его жизни.

Имейте в виду: важны все три принципа. По отдельности они не работают. Проявляйте любовь, но не забывайте о строгости. Устанавливайте правила, но помогайте подростку стать самостоятельным. Только так вы добьетесь положительного результата.

Как еще улучшить самоконтроль

Существует несколько научно подтвержденных способов развить у себя навык самоконтроля. Они помогают даже взрослым. Что уж говорить о подростках! Ведь в переходном возрасте мозг намного пластичнее. Вот три наиболее эффективных метода, которые вы можете предложить своему ребенку:

1. Практика осознанности. Человек, применяющий этот метод, учится контролировать свои мысли и эмоции, фокусируясь только на текущем моменте. Одна из распространенных техник — медитация, во время которой нужно концентрироваться на дыхании.

2. Командные виды спорта. Улучшают кровоснабжение мозга, тренируют стратегическое мышление, способствуют развитию саморегуляции и инициативности.

3. Планирование. Поставить перед собой долгосрочную цель может каждый, но далеко не все идут до конца. Как увеличить шансы на успех? С помощью следующей техники. В подробностях представьте положительный результат и все его приятные последствия (вам удалось похудеть, окружающие восхищаются вашей фигурой, не стыдно раздеться на пляже и так далее). Перечислите препятствия, которые могут вам помешать (бабушка угощает пирожками, коллега принес на работу конфеты, лень идти в тренажерный зал). Подумайте, как будете сопротивляться искушениям. Запишите несколько конкретных стратегий и пообещайте себе применить их при необходимости. Этот метод не только позволяет добиться желаемого, но и тренирует способность к саморегуляции в целом.

Правда ли, что в наше время переходный возраст длится целых 15 лет? Почему одно лишь присутствие сверстников делает подростка неуправляемым? Какие ошибки чаще всего совершают родители? Ответы ищите в книге «Переходный возраст».

Только для наших читателей — скидка 50% на электронную книгу «Переходный возраст» до 13 июля 23:59 ч. на сайте издательства m-i-f.ru. Промокод: AgeOf.

Рубрика
Психология
Похожие статьи