Поступление в первый класс — событие, которое меняет жизнь всей семьи. Для ребенка это новый ритм жизни, новые знакомства, задачи и требования, а для родителей — бесконечный список дел.
1. Готовим руку к письму
Чем раньше ребенок начнет развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, тем легче ему будет выводить буквы в тетради. Тетради с заданиями, тренажеры и игровые упражнения помогут превратить подготовку в увлекательный процесс.
Для этих целей отлично подойдут тетради серии «Чиби. Активити. Играй, считай, раскрашивай» с милыми героями и зверушками.
В пособиях собраны развивающие задания для дошкольников в современном оформлении — уникальном стиль аниме-рисования, который приобрел огромную популярность среди любителей аниме по всему миру. Очаровательные персонажи вовлекут детей в учебу, а веселые игровые задания (лабиринты, находилки, раскраски и рисование по точкам) помогут легко освоить полезные для школы навыки.
Вот еще несколько советов для тренировки мелкой моторики:
- 10–15 минут в день: штриховки, обводки, лабиринты, «дорожки» от точки к точке.
- Игры с прищепками, пипетками, пинцетом, бусинами, кнопками — все, что «щиплет» пальцы.
- Лепим, рвем бумагу, катаем «колбаски», нанизываем макароны — это тоже про письмо.
- Укрепляем плечи и спину: ползание, рисование на вертикальной поверхности (например, на мольберте).
- Запасаемся мягкими карандашами 2B—3B и треугольными насадками на ручку; меняем деятельность каждые 3–5 минут, чтобы не уставал.
2. Делаем первые шаги в чтении
Освоение чтения — не только про буквы и слоги, но и про интерес. Если ребенок увидит, что за текстом скрываются захватывающие истории, процесс пойдет быстрее. Для начала лучше выбрать короткие и понятные рассказы, а также истории в картинках.
Идеально подойдут простые истории, например, «Рассказы для первого чтения» и «Эмиль и Марго. Страшно важная церемония».
«Эмиль и Марго. Страшно важная церемония». В этой книге приключения Эмиля и Марго впервые излагаются не в комиксах, а в прозе — так дети смогут легко приобщиться к самостоятельному чтению вместе с любимыми героями. Короткий рассказ с простым и забавным сюжетом поможет ребенку сделать первые шаги в чтении, а озорные иллюстрации от художника не дадут заскучать!
«Зато сам! Рассказы для первого чтения». В этой книге собраны короткие рассказы, которые идеально подойдут для первого чтения. Они написаны крупными буквами, понятными словами и простыми предложениями, а акварельные рисунки прекрасно иллюстрируют забавные истории с неожиданными концовками.
Вот какие советы по чтению дает Татьяна Руссита, автор книги «Зато сам! Рассказы для первого чтения»:
- Перед чтением повторите с ребенком алфавит.
- Не торопите ребенка и не подсказывайте, как нужно читать, если он не просит о помощи. Ему должно быть самому интересно узнать, чем закончится история.
- После первого рассказа переходите к следующему по сложности.
- После прочтения книги поговорите о сюжете, вместе рассмотрите и прокомментируйте иллюстрации.
- Читайте рассказы по одному, а не все сразу. Это нужно, чтобы поддерживать интерес к чтению и не переутомлять ребенка.
- Хвалите малыша даже за небольшие достижения, рассказывайте родным и друзьям о его успехах.
3. Расширяем кругозор и подогреваем интерес к школьным предметам
Первый класс — это еще и знакомство с новыми темами и разными областями знаний. Дома можно ненавязчиво подогреть интерес к предметам, которые ребенок встретит в школе, и показать, что учеба — это не скучные задания, а целый мир открытий.
Здесь помогут познавательные новинки.
Новинки с Чевостиком. «Что такое погода» — новая энциклопедия о погоде и о том, откуда она берется, пригодится на уроках окружающего мира. Еще одна книга «Увлекательная литература» — захватывающее путешествие по миру литературы с любимыми героями, познакомит с жанрами, знаменитыми писателями и героями известных книг. Энциклопедия «Солнечная система» — расширит знания о космосе, герои исследуют Солнечную систему, побывают на планетах, увидят их спутники, полюбуются на Землю со стороны.
Увлекательная наука в комиксах. Серия поможет пополнить копилку знаний в области географии и биологии, физики и химии. Самые важные и интересные явления окружающего мира представлены в книгах в вопросах и ответах с наглядными комиксами.
Что еще поможет расширить кругозор:
- Вместе с ребенком придумывайте вопросы, на которые нужно найти ответ. Например, «Почему лист шершавый?», «Как устроено метро?», «Кто живет в нашем парке?». А затем ищите ответы в книгах, дома и на прогулке.
- Проводите простые эксперименты на кухне: плотность, магнетизм, рост кристаллов.
- «Один факт в день»: каждый день помещайте на холодильник карточку с вопросом и пишите подсказку, где (в какой книге) можно найти ответ. Когда ребенок прочитает ответ, пусть поделится новым знанием со всей семьей.
- Посещайте музеи, ходите на выставки и в парки, наблюдайте за птицами и насекомыми.
4. Повышаем мотивацию
Мотивация — это топливо для обучения. Если ребенок понимает, зачем он ходит в школу, ему проще справляться с трудностями. Истории о героях, которые тоже идут в первый класс, помогут снять тревогу и вдохновить на учебу.
В МИФе как раз вышла новинка для первоклассников «Лапин. Белый кролик идет в школу». Это новые приключения белого кролика Лапина в лето перед тем, как он отправится в школу. Ребята обязательно захотят стать похожим на любимого героя и отправиться в первый класс.
Как быстро летит время! Еще вчера Лапин был малышом, а сегодня уже школьник. Новая форма, парта, первые уроки, еще не хоженая дорога от дома до школы и обратно — столько перемен! И ко всему нужно подготовиться в свое последнее дошкольное лето: наиграться в лапту, покорить тайгу, купить пенал — и все в компании лучших друзей. Если ты тоже идешь в школу, присоединяйся! Вместе веселее!
5. Учимся справляться с эмоциями
В школе ребенок переживает много нового: радость, усталость, обиду, скуку. Важно научить его распознавать и называть эмоции, а также находить способы справляться с ними.
Книга «Чувства — это важно!» поможет с этим. Это чуткое руководство, которое научит детей справляться с эмоциональными вспышками и даст инструменты для развития их эмоционального интеллекта.
Когда нервная система ребенка выходит из-под контроля, и он начинает драться, кричать или биться в истерике, первое, что нам хочется, — это остановить его словами вроде «Нельзя драться!». Однако в состоянии стресса ребенок не способен усваивать новую информацию, и слова для него остаются всего лишь словами.
Вот что авторы книги «Чувства — это важно!» советуют делать вместо этого:
- Привлечь ребенка к совместной физической активности (например, побегать наперегонки).
- Опуститься на корточки, чтобы быть с ним на одном уровне, и сказать: «У меня сердце так быстро бьется!» (При этом приложите ладонь к груди и понаблюдайте за своим сердцебиением.) «Мне нужно подышать, чтобы его успокоить». (Сделайте медленный вдох и выдох.)
- Рассказать ребенку простую прибаутку, параллельно мягко массируя ту часть тела, которую называете: «Жила-была девочка. У нее были две руки, плечи и предплечья. (Повторите с каждой стороны.) Еще у нее были две ладошки, на левой — пять пальчиков. Один, два, три, четыре, пять». И так далее.
- Сказать: «Кажется, пора нам взять паузу. Поможешь мне поднять вот эту тяжелую коробку? Мне кажется, вдвоем у нас все получится». (Попробуйте поднять коробку и притворитесь, что вам очень тяжело. Скорее всего, ребенок раскроет вашу уловку, но такая форма игры покажет его нервной системе, что он в безопасности.)
- Учим «я-сообщения»: «Мне обидно, когда… Я хочу… Давай договоримся…».
6. Говорим о границах и безопасности
Перед началом учебного года стоит повторить правила безопасности: как вести себя на улице, в транспорте, в школе, что делать в сложных ситуациях и как реагировать на обиды. Книги в игровой или сюжетной форме помогут донести это без страха и назидания.
Чтобы обсудить разные вопросы с ребенком отлично подойдет книга «Просто о важном. Мира и Гоша защищают себя». Читая ее, дети узнают, как выстроить собственные границы, когда следует сказать «нет», как не позволить окружающим навязывать свое мнение.
Как отстаивать границы. Комментарий Ольги Юрасовой, психотерапевта, семейного и детского психолога:
- Любой человек имеет право испытывать чувства, однако каждый несет ответственность за свое поведение. Нормально злиться, быть недовольным, возмущаться, когда что-то идет не так, как хотелось бы. Но обижать кого-то, делать больно, проявлять агрессию — нет. В процессе проживания гнева важно всегда помнить о правиле «нельзя причинять боль — словами и/или физически».
- Дети многое перенимают у самых близких людей. Что они получают, то и отдают другим. Когда их унижают, они учатся унижать и затем применяют этот «навык» в жизни: они тоже могут грубо разговаривать, обижать и даже проявлять физическую агрессию. Важно объяснять им, что такие проявления эмоций не нормальны, что может (и должно) быть иначе.
- С ребенком полезно обсуждать ситуации, свидетелем которых он становится. Иногда резкие и обидные слова в чей-то адрес способен произнести учитель, а порой родители друзей грубо разговаривают со своими детьми (как в рассказе). В подобных случаях дети испытывают сложные чувства: гнев, возмущение поведением обидчика; страх, тревогу за состояние того, кого обижают; печаль, отчаяние и растерянность из-за невозможности повлиять на происходящее.
Как обсуждать эту тему со своим ребенком?
- Во-первых, выслушайте его, позволив выговориться и прожить в этом процессе свои трудные чувства.
- Во-вторых, подтвердите: «Да, так бывает. Плохие вещи случаются».
- В-третьих, назовите чувства ребенка и напомните ему, что он имеет на них право; нормально испытывать их при встрече с грубым и агрессивным поведением, даже направленным в чужой адрес.
- В-четвертых, твердо и уверенно обозначьте свою позицию: «Так не должно быть. Люди не должны обижать других и делать им больно».
- В-пятых, посочувствуйте: «Мне жаль, что тебе пришлось пережить такие трудные чувства и увидеть эту ситуацию. Я сопереживаю тебе и тому ребенку».
- В-шестых, обсудите, что можно сказать человеку, которого обидели, как его поддержать. А также — как поступать, если обижают тебя (обозначить границу: «Стоп! Со мной нельзя так обращаться», выразить свои чувства: «Мне обидно и больно, когда со мной так…»).
Семья дает ребенку очень важный опыт общения. Проявляя уважение и бережность, вдумчиво разбираясь даже в самых трудных ситуациях, родители показывают пример здоровых отношений и учат выражать неприятные чувства без агрессии и унижений.
Еще несколько полезных советов
Поступление в первый класс — волнительное событие и для ребенка, и для родителей. Чтобы этот переход прошел мягче, а школьная жизнь начиналась с радости, а не со стресса, держите еще несколько коротких действенных советов.
7. Снизьте ожидания в первый месяц — ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новому ритму и требованиям.
8. Сохраняйте утренний ритуал — спокойный завтрак и несколько минут на разговор помогут начать день в хорошем настроении.
9. Хвалите за старания, а не только за результат — это укрепляет уверенность и мотивацию.
10. Не перегружайте кружками — дайте ребенку время освоиться в школе, прежде чем добавлять дополнительную нагрузку.
11. Обсуждайте школьный день — задавайте открытые вопросы вроде «Что тебе сегодня понравилось?» или «Что тебя удивило?».
12. Сохраняйте контакт с учителем — короткие сообщения или разговоры помогут вовремя заметить трудности.
И помните: игра — это тоже обучение, оставляйте место для свободного времени и отдыха.