Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Подготовка к школе. 12 советов для родителей
сегодня

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Поступление в первый класс — событие, которое меняет жизнь всей семьи. Для ребенка это новый ритм жизни, новые знакомства, задачи и требования, а для родителей — бесконечный список дел.

Чтобы помочь ребенку и родителям, мы собрали советы, которые затрагивают разные стороны подготовки к школе, — от подготовки руки к письму до психологической поддержки и правил безопасности.

1. Готовим руку к письму

Чем раньше ребенок начнет развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, тем легче ему будет выводить буквы в тетради. Тетради с заданиями, тренажеры и игровые упражнения помогут превратить подготовку в увлекательный процесс.

Для этих целей отлично подойдут тетради серии «Чиби. Активити. Играй, считай, раскрашивай» с милыми героями и зверушками.

В пособиях собраны развивающие задания для дошкольников в современном оформлении — уникальном стиль аниме-рисования, который приобрел огромную популярность среди любителей аниме по всему миру. Очаровательные персонажи вовлекут детей в учебу, а веселые игровые задания (лабиринты, находилки, раскраски и рисование по точкам) помогут легко освоить полезные для школы навыки.

Заказать Заказать

Вот еще несколько советов для тренировки мелкой моторики:

  • 10–15 минут в день: штриховки, обводки, лабиринты, «дорожки» от точки к точке.
  • Игры с прищепками, пипетками, пинцетом, бусинами, кнопками — все, что «щиплет» пальцы.
  • Лепим, рвем бумагу, катаем «колбаски», нанизываем макароны — это тоже про письмо.
  • Укрепляем плечи и спину: ползание, рисование на вертикальной поверхности (например, на мольберте).
  • Запасаемся мягкими карандашами 2B—3B и треугольными насадками на ручку; меняем деятельность каждые 3–5 минут, чтобы не уставал.

2. Делаем первые шаги в чтении

Освоение чтения — не только про буквы и слоги, но и про интерес. Если ребенок увидит, что за текстом скрываются захватывающие истории, процесс пойдет быстрее. Для начала лучше выбрать короткие и понятные рассказы, а также истории в картинках.

Идеально подойдут простые истории, например, «Рассказы для первого чтения» и «Эмиль и Марго. Страшно важная церемония».

«Эмиль и Марго. Страшно важная церемония». В этой книге приключения Эмиля и Марго впервые излагаются не в комиксах, а в прозе — так дети смогут легко приобщиться к самостоятельному чтению вместе с любимыми героями. Короткий рассказ с простым и забавным сюжетом поможет ребенку сделать первые шаги в чтении, а озорные иллюстрации от художника не дадут заскучать!

Заказать

«Зато сам! Рассказы для первого чтения». В этой книге собраны короткие рассказы, которые идеально подойдут для первого чтения. Они написаны крупными буквами, понятными словами и простыми предложениями, а акварельные рисунки прекрасно иллюстрируют забавные истории с неожиданными концовками.

Вот какие советы по чтению дает Татьяна Руссита, автор книги «Зато сам! Рассказы для первого чтения»:

  • Перед чтением повторите с ребенком алфавит.
  • Не торопите ребенка и не подсказывайте, как нужно читать, если он не просит о помощи. Ему должно быть самому интересно узнать, чем закончится история.
  • После первого рассказа переходите к следующему по сложности.
  • После прочтения книги поговорите о сюжете, вместе рассмотрите и прокомментируйте иллюстрации.
  • Читайте рассказы по одному, а не все сразу. Это нужно, чтобы поддерживать интерес к чтению и не переутомлять ребенка.
  • Хвалите малыша даже за небольшие достижения, рассказывайте родным и друзьям о его успехах.

3. Расширяем кругозор и подогреваем интерес к школьным предметам

Первый класс — это еще и знакомство с новыми темами и разными областями знаний. Дома можно ненавязчиво подогреть интерес к предметам, которые ребенок встретит в школе, и показать, что учеба — это не скучные задания, а целый мир открытий.

Здесь помогут познавательные новинки.

Новинки с Чевостиком. «Что такое погода» — новая энциклопедия о погоде и о том, откуда она берется, пригодится на уроках окружающего мира. Еще одна книга «Увлекательная литература» — захватывающее путешествие по миру литературы с любимыми героями, познакомит с жанрами, знаменитыми писателями и героями известных книг. Энциклопедия «Солнечная система» — расширит знания о космосе, герои исследуют Солнечную систему, побывают на планетах, увидят их спутники, полюбуются на Землю со стороны.

Заказать Заказать

Увлекательная наука в комиксах. Серия поможет пополнить копилку знаний в области географии и биологии, физики и химии. Самые важные и интересные явления окружающего мира представлены в книгах в вопросах и ответах с наглядными комиксами.

Заказать Заказать

Что еще поможет расширить кругозор:

  • Вместе с ребенком придумывайте вопросы, на которые нужно найти ответ. Например, «Почему лист шершавый?», «Как устроено метро?», «Кто живет в нашем парке?». А затем ищите ответы в книгах, дома и на прогулке.
  • Проводите простые эксперименты на кухне: плотность, магнетизм, рост кристаллов.
  • «Один факт в день»: каждый день помещайте на холодильник карточку с вопросом и пишите подсказку, где (в какой книге) можно найти ответ. Когда ребенок прочитает ответ, пусть поделится новым знанием со всей семьей.
  • Посещайте музеи, ходите на выставки и в парки, наблюдайте за птицами и насекомыми.

4. Повышаем мотивацию

Мотивация — это топливо для обучения. Если ребенок понимает, зачем он ходит в школу, ему проще справляться с трудностями. Истории о героях, которые тоже идут в первый класс, помогут снять тревогу и вдохновить на учебу.

В МИФе как раз вышла новинка для первоклассников «Лапин. Белый кролик идет в школу». Это новые приключения белого кролика Лапина в лето перед тем, как он отправится в школу. Ребята обязательно захотят стать похожим на любимого героя и отправиться в первый класс.

Как быстро летит время! Еще вчера Лапин был малышом, а сегодня уже школьник. Новая форма, парта, первые уроки, еще не хоженая дорога от дома до школы и обратно — столько перемен! И ко всему нужно подготовиться в свое последнее дошкольное лето: наиграться в лапту, покорить тайгу, купить пенал — и все в компании лучших друзей. Если ты тоже идешь в школу, присоединяйся! Вместе веселее!

Заказать

5. Учимся справляться с эмоциями

В школе ребенок переживает много нового: радость, усталость, обиду, скуку. Важно научить его распознавать и называть эмоции, а также находить способы справляться с ними.

Книга «Чувства — это важно!» поможет с этим. Это чуткое руководство, которое научит детей справляться с эмоциональными вспышками и даст инструменты для развития их эмоционального интеллекта.

Когда нервная система ребенка выходит из-под контроля, и он начинает драться, кричать или биться в истерике, первое, что нам хочется, — это остановить его словами вроде «Нельзя драться!». Однако в состоянии стресса ребенок не способен усваивать новую информацию, и слова для него остаются всего лишь словами.

Вот что авторы книги «Чувства — это важно!» советуют делать вместо этого:

  • Привлечь ребенка к совместной физической активности (например, побегать наперегонки).
  • Опуститься на корточки, чтобы быть с ним на одном уровне, и сказать: «У меня сердце так быстро бьется!» (При этом приложите ладонь к груди и понаблюдайте за своим сердцебиением.) «Мне нужно подышать, чтобы его успокоить». (Сделайте медленный вдох и выдох.)
  • Рассказать ребенку простую прибаутку, параллельно мягко массируя ту часть тела, которую называете: «Жила-была девочка. У нее были две руки, плечи и предплечья. (Повторите с каждой стороны.) Еще у нее были две ладошки, на левой — пять пальчиков. Один, два, три, четыре, пять». И так далее.
  • Сказать: «Кажется, пора нам взять паузу. Поможешь мне поднять вот эту тяжелую коробку? Мне кажется, вдвоем у нас все получится». (Попробуйте поднять коробку и притворитесь, что вам очень тяжело. Скорее всего, ребенок раскроет вашу уловку, но такая форма игры покажет его нервной системе, что он в безопасности.)
  • Учим «я-сообщения»: «Мне обидно, когда… Я хочу… Давай договоримся…».

Заказать

6. Говорим о границах и безопасности

Перед началом учебного года стоит повторить правила безопасности: как вести себя на улице, в транспорте, в школе, что делать в сложных ситуациях и как реагировать на обиды. Книги в игровой или сюжетной форме помогут донести это без страха и назидания.

Чтобы обсудить разные вопросы с ребенком отлично подойдет книга «Просто о важном. Мира и Гоша защищают себя». Читая ее, дети узнают, как выстроить собственные границы, когда следует сказать «нет», как не позволить окружающим навязывать свое мнение.

Как отстаивать границы. Комментарий Ольги Юрасовой, психотерапевта, семейного и детского психолога:

  • Любой человек имеет право испытывать чувства, однако каждый несет ответственность за свое поведение. Нормально злиться, быть недовольным, возмущаться, когда что-то идет не так, как хотелось бы. Но обижать кого-то, делать больно, проявлять агрессию — нет. В процессе проживания гнева важно всегда помнить о правиле «нельзя причинять боль — словами и/или физически».
  • Дети многое перенимают у самых близких людей. Что они получают, то и отдают другим. Когда их унижают, они учатся унижать и затем применяют этот «навык» в жизни: они тоже могут грубо разговаривать, обижать и даже проявлять физическую агрессию. Важно объяснять им, что такие проявления эмоций не нормальны, что может (и должно) быть иначе.
  • С ребенком полезно обсуждать ситуации, свидетелем которых он становится. Иногда резкие и обидные слова в чей-то адрес способен произнести учитель, а порой родители друзей грубо разговаривают со своими детьми (как в рассказе). В подобных случаях дети испытывают сложные чувства: гнев, возмущение поведением обидчика; страх, тревогу за состояние того, кого обижают; печаль, отчаяние и растерянность из-за невозможности повлиять на происходящее.

Как обсуждать эту тему со своим ребенком?

  • Во-первых, выслушайте его, позволив выговориться и прожить в этом процессе свои трудные чувства.
  • Во-вторых, подтвердите: «Да, так бывает. Плохие вещи случаются».
  • В-третьих, назовите чувства ребенка и напомните ему, что он имеет на них право; нормально испытывать их при встрече с грубым и агрессивным поведением, даже направленным в чужой адрес.
  • В-четвертых, твердо и уверенно обозначьте свою позицию: «Так не должно быть. Люди не должны обижать других и делать им больно».
  • В-пятых, посочувствуйте: «Мне жаль, что тебе пришлось пережить такие трудные чувства и увидеть эту ситуацию. Я сопереживаю тебе и тому ребенку».
  • В-шестых, обсудите, что можно сказать человеку, которого обидели, как его поддержать. А также — как поступать, если обижают тебя (обозначить границу: «Стоп! Со мной нельзя так обращаться», выразить свои чувства: «Мне обидно и больно, когда со мной так…»).

Семья дает ребенку очень важный опыт общения. Проявляя уважение и бережность, вдумчиво разбираясь даже в самых трудных ситуациях, родители показывают пример здоровых отношений и учат выражать неприятные чувства без агрессии и унижений.

Еще несколько полезных советов

Поступление в первый класс — волнительное событие и для ребенка, и для родителей. Чтобы этот переход прошел мягче, а школьная жизнь начиналась с радости, а не со стресса, держите еще несколько коротких действенных советов.

7. Снизьте ожидания в первый месяц — ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новому ритму и требованиям.

8. Сохраняйте утренний ритуал — спокойный завтрак и несколько минут на разговор помогут начать день в хорошем настроении.

9. Хвалите за старания, а не только за результат — это укрепляет уверенность и мотивацию.

10. Не перегружайте кружками — дайте ребенку время освоиться в школе, прежде чем добавлять дополнительную нагрузку.

11. Обсуждайте школьный день — задавайте открытые вопросы вроде «Что тебе сегодня понравилось?» или «Что тебя удивило?».

12. Сохраняйте контакт с учителем — короткие сообщения или разговоры помогут вовремя заметить трудности.

И помните: игра — это тоже обучение, оставляйте место для свободного времени и отдыха.

Похожие статьи