Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как говорить с ребенком о взрослении: интервью с психологом
сегодня

Анастасия Денисенкова
Анастасия Денисенкова

Как трудно бывает родителям и самим детям в период взросления. Как говорить о переменах в теле и чувствах, чтобы не напугать и не смутить? Как быть, если подросток ушел в глухую оборону, и как справляться с перепадами настроения?

Поговорили с автором новинок МИФа — «Девочки взрослеют» и «Мальчики взрослеют» — Ириной Чесновой, семейным психологом, EMDR- и IFS-практиком, автором 30+ книг. Разбираемся, как сохранить контакт и каких ошибок важно избегать.

Девочки взрослеют Мальчики взрослеют



«Девочки взрослеют»

— Как родителям преодолеть смущение и начать разговор на «неловкие» темы без тревоги?

— Смущение вполне понятно, но спросите себя: «О чем хочет предупредить моя тревога?» Я думаю, вам станет спокойнее, если вы будете помнить: мы, родители, главный проводник для детей в мире важных тем. Они во многом ориентируются на нас. Кто лучше нас расставит для них правильные акценты и даст опору? «Неловкие» темы — это не только и не столько «про это». Но в первую очередь про здоровье, гигиену. Про то, как функционирует и меняется тело, про чувства, границы, безопасность, уважительное отношение к себе, другим и разнообразию мира.

Книги по возрасту — отличный способ начать: оставьте их в доступном месте, чтобы ребенок мог прочесть, когда будет готов. Пригласите к обсуждению: «Можем обсудить с тобой то, что непонятно. Если нужно, я отвечу на все твои вопросы».

Разговаривая с ребенком на «неловкие» темы, вы его защищаете — от неожиданных ситуаций и злоупотребления или насилия со стороны других людей.



«Мальчики взрослеют»

Вы защищаете его от груза стыда, ошибочных представлений «со мной что-то не так» и «удовольствие — это плохо и грязно». Вы защищаете его от ЗППП и опыта, о котором потом можно пожалеть.

— Нужно ли ориентироваться на возраст, чтобы начать обсуждать темы взросления?

— Половое воспитание — не один разговор на всю жизнь. Это постоянное обсуждение самых разных тем, с раннего детства в зависимости от интереса ребенка и ситуаций, которые подкидывает жизнь. Да, у ребенка есть интерес. Это нормально. Это любопытство, исследование, познание мира и себя. Будьте спокойны и открыты, чтобы не создавать вокруг темы флер напряжения, запретности, стыда. Отвечайте на то, что у вас спросили, с учетом возраста — простые вещи простыми словами.

— Подростки порой воспринимают подобные разговоры в штыки. Как найти подход и не вызвать сопротивления?

— Подростки могут неохотно идти на контакт и отказываться обсуждать деликатные (да и вообще любые) темы из-за смущения. А еще из-за естественного для их возраста стремления увеличить дистанцию с родителями, стать недосягаемыми для их «вторжений», защититься от негативных оценок и осуждения.

Они могут чувствовать, что их личное пространство нарушается, или опасаются, что разговор превратится в назидания и поучения. Не давите. Обсуждайте важное, когда видите, что подросток более-менее открыт или ищет ответы на свои вопросы. Используйте примеры из жизни, фильмов или книг, это поможет снизить напряжение. Не настаивайте. Если подросток не готов к разговору, дайте ему время.

— Какие ошибки чаще всего совершают родители, когда говорят с ребенком о половом созревании?

— Я думаю, не очень хорошая идея — вообще избегать разговоров, надеясь, что ребенок «сам все узнает». Скорее всего, он «узнает» что-то кривое и не соответствующее действительности от сверстников или из интернета. Отмахиваться от переживаний ребенка («Ой да ладно тебе, не придумывай, все хорошо у тебя») и не давать поддержки — тоже не вариант. Подростку, несмотря на его «взбрыки», грубость и желание стать «непрозрачным» для родителей, все равно нужна семейная «надежная гавань».

Это только кажется, что подростки буки и не хотят слушать взрослых.

Очень хотят! Но не лекции про то, что надо-надо-надо учиться и ценить все, что для них делают. Они хотят слушать и говорить о том, что их волнует. Им важно понимать, что с ними все в порядке, что они всему научатся и все смогут выдержать. Что они могут и должны чувствовать то, что чувствуют. Что их состояния нормальны. И что иногда нужно просто «побыть в этом» и пережить.

А главное — что они могут рассчитывать на ваше понимание и поддержку.

Излишняя тревога тоже не принесет никому пользы. Посыл «взрослеть интересно, но не всегда просто — верю, что ты пройдешь этот путь и со всем справишься, если что я рядом» — самый оптимальный.

— После того как ребенок прочел книгу или поговорил с родителем, как понять, что он действительно на пути к осознанию и принятию этих изменений?

— Подростковые изменения — это процесс, и понимание приходит со временем. Вопрос: «Ты все понял?», конечно, звучит не очень. Лучше искренне интересоваться: «Как ты сегодня?», «Какие чувства у тебя это вызывает?», «Есть ли что-то, что вызывает сомнения или опасения? Мы можем обсудить то, что тебя волнует». Покажите, что говорить о теле, эмоциях и изменениях — это нормально. Сомневаться, все ли в порядке, для переходного возраста тоже нормально.

Ваше спокойствие и открытость — это то, что помогает разговаривать доверительно, а ребенку чувствовать, что с ним все ОК, и что изменения — временны.

— Как объяснить подростку, что перепады настроения — это нормально, но при этом важно справляться с ними? И как ему в этом помочь?

— Вот такими словами: «Перепады настроения — это часть больших изменений, которые сейчас происходят с тобой. Но это не значит, что с ними ничего нельзя поделать. Конечно, можно и нужно!» Мощные чувства, которые накрывают с головой, порой очень пугают подростков. В своих книгах я предлагаю им запомнить фразы, которые поддержат в таких случаях. Например, «Мои эмоции могут быть сильными, но со мной все в порядке», «Я больше, чем любое мое чувство, даже очень сильное», «Я смогу справиться и прожить его безопасно».

Чувства не бывают хорошими или плохими — они просто есть.

Мы можем им доверять, поскольку они не обманывают и говорят о том, что с нами происходит и в чем мы нуждаемся. Более того, неприятные эмоции не длятся вечно. И если мы не отгораживаемся от них, не говорим «я не хочу этого испытывать», а даем им свободу быть — они не застревают в нас и проходят.

Помочь себе в таких ситуациях можно так: подышать, обратить взгляд внутрь и назвать чувство, которое испытываешь, потанцевать или побеситься под музыку, пожать игрушку-антистресс, раскрасить мандалу, послушать медитацию или звуки природы, поговорить с тем, кому доверяешь, поприседать или прогуляться бодрым шагом. Сон и движение — вообще наши лучшие союзники в достижении эмоциональной устойчивости.

Подростковый возраст — время вопросов, тревог, крутых виражей и огромной внутренней работы. И детей, и родителей. Важно быть не идеальными, а чуткими и честными. «Девочки взрослеют» и «Мальчики взрослеют» — книги, с которыми проще говорить о сложном. А главное — слышать и понимать друг друга, когда это особенно нужно.

P.S. Подписывайтесь на рассылку о книгах для детей и родителей — будете первыми узнавать о новинках МИФа.

Рубрика
Психология
Похожие статьи