Эксперт по детскому развитию, доктор педагогических наук и автор книги «Направлять, а не ругать» Ханако Симамура помогла тысячам японских мам найти баланс в общении с ребенком, применяя принципы безусловного воспитания. Один из них — правильная похвала. Оказывается, привычное «Молодец!» не всегда полезно для развития, при этом признавать заслуги ребенка все еще необходимо. Как же общаться с детьми — разбираемся в этой статье.
Три вида похвалы
«Вот это да!», «Здорово получилось!», «Молодец!», «Ты, как всегда, лучше всех!», «Да ты талант!», «За что ни возьмешься, все получается!» — эти фразы мы часто используем для похвалы. Однако такие слова, которые кажутся позитивными, укрепляющими уверенность ребенка в себе, не всегда оказывают положительное влияние на его развитие. Последствия похвалы зависят от ее типа.
Шаблонная похвала. Когда хвалят без конкретных указаний на то, что именно и почему хорошо, бессодержательно, поверхностно. Например: «Вот это да!», «Здорово!».
Похвала личности. Когда хвалят поверхностные особенности: характер (доброту, заботливость), умения (сообразительность, скорость), внешний вид (лицо, фигуру). «Какой ты добрый!», «Какой ты умный!», «Какой хорошенький!».
Похвала процесса. Когда хвалят усилия, процесс, действия методом проб и ошибок. «Ты старался и довел дело до конца!», «Когда у тебя не получилось, ты все равно не сдался!», «Ты пробовал разные способы!».
Если ребенок поел, ничего не рассыпав и не пролив, сказать ему: «Вот это да, молодец!» — это шаблонная похвала; «Какой ты умница!» — значит похвалить личность, а «Ты попробовал держать ложку так, чтобы ничего не проливалось!» — это похвалить процесс. Источник
Какая похвала опасна. 4 последствия
Шаблонную похвалу и похвалу личности использовать не рекомендуется. В них кроются сразу несколько проблем:
- Ребенок впадает в зависимость от похвалы. Без нее он теряет уверенность в себе, без признания извне не ощущает свою ценность. Например, когда он, нарисовав картинку, показывает ее родителям, без реакции «Здорово получилось!», «Да ты настоящий художник!» он будет считать, что рисунок не удался. Без поощрения у него портится настроение, возникает тревожность.
- Ребенок теряет интерес. Если постоянно повторять: «Отлично!», «Потрясающе!», ребенок запоминает приятное чувство от похвалы и начинает искать, что еще можно сделать, чтобы его похвалили. В итоге он совершает действия только для того, чтобы получить похвалу, и перестает видеть смысл даже в том, чем ему было интересно заниматься.
- У ребенка уменьшается дух авантюризма. Боясь того, что оценка окружающих снизится, дети начинают неохотно браться за сложные задачи, чтобы избежать неудач. Например, если продолжать говорить ребенку, что он умный, на него будет давить осознание того, что в случае неудачи его образ «умненького» рухнет, он начнет придумывать отговорки, защищать себя от оценивания окружающими.
- У ребенка снижается мотивация. Если, независимо от приложенных усилий, ребенку всегда говорить: «Молодец!», у него исчезает необходимость оценивать себя самостоятельно. В результате он начинает думать, что можно не стараться, перестает чувствовать необходимость добиваться чего-то, прилагать усилия.
Обычно мы хвалим личность или результат ребенка. Но есть подход эффективнее. Источник
Как хвалить правильно
Если шаблонную похвалу «Молодец!» использовать нельзя, похвала личности — способностей («Какой ты умный!») или характера («Какой ты добрый!») — неэффективны, как же тогда хвалить? Существуют три принципа.
Хвалите не результат, а процесс — усилия, отношение, подход. Допустим, ребенок получил за тест 100 баллов. Вместо того чтобы преувеличенно похвалить его: «У тебя 100 баллов! Какой ты умный !», скажите: «Видишь, ты старался, пока не получил максимальный балл! (усилия)» или «Вот видишь, ты попробовал разные способы и нашел ответ! (подходы)».
В этом случае ребенок, даже получив за следующий тест невысокий балл, не опустит руки, решив: «Ничего удивительного, что не получилось, раз у меня нет способностей», но станет стараться, уверенный в том, что добьется успеха, если будет действовать гибко и попробует разные подходы.
Даже красивый почерк можно прокомментировать по-разному:
Конкретизируйте похвалу. Если ребенку говорят: «Какой ты молодец!», без объяснения конкретной причины ему сложно понять, что удалось, а над чем нужно еще поработать. Один из способов решить проблему — конкретно описывать то, что вы видите. Например, ребенок сделал что-то из конструктора и принес вам показать. Скажите: «О, как много цветов ты использовал, ярко получилось!» или «А здесь ты взял другой цвет, да?»
Задавайте больше вопросов. Не просто транслируйте похвалу, а задавайте ребенку вопросы.
При этом стоит избегать закрытых вопросов, предполагающих выбор ответа. Например: «Тебе понравилось?» подразумевает выбор между «да» или «нет», а не развернутый ответ. Старайтесь задавать открытые вопросы, как будто передающие мяч собеседнику, например: «Расскажи, а что это ты сделал?» Кстати, вопросы и конкретику можно совмещать:
Важны не только слова
В большинстве случаев похвала сопровождается родительской оценкой. Если взрослые ничего не говорят ребенку, им неловко, они отчего-то чувствуют себя виноватыми, поэтому у них и вылетает что-то вроде «Молодец!», «Здорово!».
Однако на самом деле ребенку нужна не оценка. Когда он достиг чего-то, обнаружил что-то новое, испытал радость, ему хочется поделиться этим чувством с любимыми родителями или учителями. Разделяя с важным для себя человеком эмоции, малыш обретает чувство принадлежности и ощущает счастье. Чтобы разделить эмоции, родителям не обязательно стремиться использовать только слова. Иногда достаточно кивнуть, обнять или улыбнуться в ответ.
По материалам книги: «Направлять, а не ругать»
Купить книгу: МИФ / WB / Читай-город
Обложка: freepik