Имена двух главных богов Руси — Перун и Велес (Волос), но до принятия христианства на Руси поклонялись еще многим богам. Книга «Славянские мифы для детей» из новой иллюстрированной серии «Мифы для детей» поможет познакомиться с ними поближе.
Перун. Бог-громовержец
Именно к Перуну обращались за помощью воины, дружинники князей. Перун считался главным среди древнерусских языческих богов. Перун означает «ударяющий», «ударяющий молнией». То есть это бог-громовержец.
О Перуне вспоминали каждый раз во время грозы — ведь именно он, как считали славяне, посылал на землю молнии. И скорее всего, Перун походил на других богов- громовержцев, которые присутствуют в мифологии всех индоевропейских народов. Он наверняка сражался со змеем или похожим вредоносным существом.
Деревом Перуна считался дуб, и капища этого бога устраивали в дубовых рощах, расположенных в высоких местах — на холмах или даже горах. Для посвящения богу искали самые рослые и мощные деревья. Выбрав такое дерево, на нем надрезали кору и в отверстии закрепляли кабаньи челюсти.
Кабан — зверь, обладающий очень мощными клыками, с их помощью он способен убить или серьезно ранить противника — будь то другой зверь или человек. Со временем эти устрашающие украшения врастали в ствол (такие дубы находили много веков спустя).
Вокруг дуба в землю втыкали стрелы — они символизировали молнии. Выглядело это все весьма сурово. Возле дубов, посвященных Перуну, жрецы приносили жертвы.
Велес. Скотий бог
В древности достаток измеряли количеством скота. И само это слово — «скот» — означало не только принадлежащих человеку коров и овец, но и богатство. Зверем, связанным с Велесом, считали медведя. Медвежью лапу крестьяне клали в хлев, чтобы защитить скот от хищников и болезней. То есть Велес дарил достаток крестьянину и удачную торговлю купцу. Но не это было главным.
Велес был богом не богатства как такового, а мудрости. И правил он подземным миром, где, по мнению древних, обитали мертвые.
В «Слове о полку Игореве» внуком Велеса назван Боян — знаменитый сказитель. Свои произведения он пел, подыгрывая себе на гуслях. Но прославился он не красотой голоса или особенным музыкальным талантом, как современные певцы, музыканты или композиторы, а своим поэтическим искусством. Значит, Велес мог наделять и даром слова. В этом он схож со скандинавским богом Одином, который тоже считался талантливым поэтом. Так что Велесу поклонялись все люди мирных профессий: крестьяне и купцы, сказители и ремесленники.
Хорс, управляющий солнцем
Его автор «Слова о полку Игореве» называет великим богом. И неудивительно, ведь Хорс — это солнце. Как думают ученые, для славян этот бог не родной — имя его пришло из Ирана и означает оно «сияющее солнце».
Древние люди считали, что бог, управляющий солнцем, без остановки везет его на конной упряжке по большому кругу. Днем — по небу, ночью — по подземному миру (о том, что земля представляет собой шар, узнали намного позже). В то время, когда солнца на небе нет (то есть ночью), ничего делать не стоит.
Даждьбог
Судя по имени, это бог, который что-то дает, то есть дарит разнообразные подарки. Но изначально в его имени был заключен иной смысл. Корень «дажь» — общий для всех индоевропейских народов, и означает он день, причем жаркий. Так что ученые считают Даждьбога богом света.
Не удивляйтесь: в древности был один бог, который возил на конях солнце, и другой, который властвовал над светом. Для древних людей это вовсе не выглядело странным: ведь , когда солнце заслоняют облака, днем все равно светло! А ночью светит луна. Так что Даждьбог — бог света и огня, а значит, он очень важен. Огонь дает не только свет, но и тепло, жизненно необходимое в северных холодных землях.
Но если вы думаете, что Даждьбог был добрым, то ошибаетесь. Вспомните: пожары — это тоже огонь. Разгоревшееся пламя пожирает все на своем пути — дома, деревья, животных; гибнут в пожарах и люди.
Стрибог. Свободный как ветер
Автор «Слова о полку Игореве» называет ветры внуками Стрибога. То есть этому божеству подчинялась воздушная стихия. Как невозможно управлять ветрами, так невозможно управлять и Стрибогом — недаром говорят «свободен как ветер».
Стрибог — стихия, не поддающаяся контролю. Скорее всего, вел он себя как хотел, не обращая внимания ни на других богов, ни тем более на людей. Но ладить с ним было необходимо, чтобы не наслал ураган.
Семаргл-орел
Бог Семаргл — гигантская птица с огромными крыльями, похожая на орла. В землях, населенных славянами, орлы встречались чрезвычайно редко, они там не водились. Откуда же славяне взяли этот образ? У сарматов и аланов, предков осетин (одного из народов Кавказа).
Какая роль была отведена Семарглу в мироздании, мы не знаем. Возможно, речь идет о гигантской птице, которая стережет край мира, — такой образ есть у многих народов. Или же о вестнике, который передает людям послания от других богов.
Некоторые ученые полагают, что Семаргл вовсе не славянский бог, а появился в пантеоне князя Владимира, потому что в Киеве в то время жили не только славяне и русы, но и представители других народов. Особенно много там было жителей хазарского, еврейского и сармато-аланского происхождения. Владимир разрешил чтить их бога, но ясно показал: главный тут — славянский Перун и иноземный бог ему подчиняется.
Мокошь
У женщин имелась своя покровительница. Звали ее Мокошь. Ученые полагают, что это имя содержит корень, означающий прядение. Мокошь представлялась либо в виде дерева, либо в образе женщины с распущенными длинными волосами и высоко поднятыми руками, напоминающими ветви. Такое дерево-женщина должно было непременно стоять у воды, ведь вода считалась женской стихией.
Женское божество в виде женщины с поднятыми руками изображали многие народы. Этот образ связывали с материнством и материнской силой, защищавшей от бед. В отличие от мужских божеств, которым приносили кровавые жертвы (или просто делились с ними пищей), Мокошь получала пряжу, холсты и вышитые полотна. Их бросали в колодцы или же оставляли рядом. К ветвям деревьев, стоявших у воды, привязывали платки и ленты. У некоторых народов такой обычай сохраняется до сих пор.
Женщинам и девушкам строго запрещалось оставлять на ночь рукоделие неубранным. Славяне верили: если бросить работу на столе или еще где-нибудь в доме, то придет Мокошь и сама ее доделает. Но не из добрых побуждений: взамен она возьмет годы жизни, и небрежная хозяйка умрет раньше срока. Ведь Мокошь пряла не простые нити, а нити судьбы.
Днем богини считалась пятница. В этот день женщинам не дозволялось браться за рукоделие. Когда на Русь пришло православие, о Мокоши забыли, а традиция ни в коем случае не шить и не вышивать в пятницу сохранилась.
По материалам книги «Славянские мифы для детей».
Где купить: МИФ / Читай-город / WB / Ozon