Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как говорить с детьми о грусти: объясняет известный психолог Наталия Преслер
1 февраля 411 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Грусть часто называют негативным переживанием, но постарайтесь донести до ребенка, что грусть — это нормально, она нам необходима. Печаль дает нам понять, что мы потеряли что-то для нас важное или у нас нет того, что нам очень нужно. Тем не менее мир так устроен, что мы не можем иметь абсолютно все, всегда быть с теми, кто нам дорог, поэтому важно научиться переживать их отсутствие, выдерживать разлуку и не разрушаться от этих чувств, уметь с ними существовать. Грусть как раз помогает этому научиться.

Есть грусть, есть печаль, а есть более глубокое переживание — горе. Во всех трех случаях речь идет о разных степенях утраты чего-то для нас важного.

Опытный психолог и автор блога Наталия Преслер объясняет, как справиться с каждым из чувств в новинке «Пять ложек меда родительской любви».

1. Чтобы переживать грусть спокойно, надо научиться переживать разлуку

Если ребенок грустит по тому, кого нет рядом, не отвлекайте его, не веселите. Напротив, поговорите с ним об этих чувствах.

Источник

2. Чтобы справиться с печалью, ее надо принять

А затем можно превратить в надежду, ожидание чего-то хорошего. Например: «Мы очень грустим без папы, пока он в командировке, но мы ждем его и знаем, что скоро увидимся. Мы ожидаем радостной встречи, и от этого грустить легче», «Ты расстроен, что сейчас не получается купить компьютер, но ты можешь мечтать об этом, копить деньги, а пока выбирать модель и параметры».

3. Когда ребенок печалится, покажите ему, как можно перенести это чувство

«Когда тебе грустно, полезно немного побыть одному, можно поплакать или погрустить, глядя в окно».

4. Показывайте ребенку, как выглядит печаль у взрослых

Говорите с ним о своей грусти. Не стоит прятать эти чувства. Если вы потеряли близкого, не стесняйтесь плакать при ребенке, но обязательно объясняйте, почему вы плачете, и говорите, что для грусти нужно время. Вы погрустите — и грусть пройдет. Но пока вам нужно побыть одному.

Сделайте акцент на том, что человек в печали может казаться отстраненным, равнодушным, даже обиженным или сердитым.

Подчеркните, что так выглядит ваша грусть. Что вы не хотите общаться не потому, что обиделись, или ребенок сделал что-то не так, или вы его разлюбили; а потому, что когда людям грустно, то они хотят побыть в одиночестве, им трудно общаться. Печаль нуждается в тишине. И обязательно напоминайте ребенку, что это состояние временное, что, погрустив, вы снова станете прежним.

5. Учите ребенка грустить вместе

Если ему грустно, предложите посидеть рядом, обнимите его. Часто люди теряются в присутствии грустящего человека, им дискомфортно, и поэтому они пытаются его развеселить или даже обесценить его печаль: «Да ничего страшного нет, посмотри, как прекрасна жизнь!», «У тебя все хорошо, ты посмотри, как другие живут!»

Это приводит только к раздражению и усилению чувства одиночества, возникает ощущение, что тебя не понимают и ты совсем один со своими тяжелыми чувствами.

Чтобы показать ребенку, как переживать совместную грусть, отражайте его чувства, называйте их, относитесь к ним бережно, с уважением, дайте побыть с ними: «Тебе грустно, потому что друг уехал. Ты скучаешь по вашим играм. Мне очень жаль, что так произошло. И сегодня, в твой день рождения, тебе особенно грустно, ведь обычно вы были вместе в этот день. Пока тебе грустно, я побуду рядом. Просто посижу с тобой».

Источник

Заметьте, в этом примере присутствует еще один важный аспект: мы принимаем грусть даже в те моменты, когда нам кажется, что нужно радоваться (на дне рождения, например). Это бывает непросто. Особенно если вы вбухали внушительную сумму в аниматоров, старались организовать праздник, а ваш ребенок сидит в уголке в печали. Но такие моменты — самые ценные для обучения тому, как экологично обращаться со своими эмоциями.

6. Грусть связана с переживанием потери, маленькой или большой

Поэтому возникают еще и другие эмоции: гнев, жалость к себе, беспомощность.

За многими яркими эмоциями ребенка стоит печаль. Научить малыша грустить крайне важно. Начинаем мы работать с гнева, который доступен большинству детей.

Например, ребенок злится, что вы не несете его на руках, хотя он прекрасно умеет ходить сам, к тому же вы недавно вышли на улицу и он явно не устал, а ваша спина в принципе уже не приспособлена для такого груза. Он плачет, требует. Он в ярости. В этот момент рушится его мир, в котором для него доступно все, чего он хочет прямо сейчас.

Источник

Принять факт несовершенства окружающей действительности крайне непросто. Понять, что мир существует не только для него, что есть обстоятельства, потребности другого, ограничения, что не всегда можно получить то, чего хочешь, очень важно, чтобы жить в обществе и справляться со своей жизнью, не впадая в глубокую депрессию.

Если родители достаточно терпеливы и понимают, что происходит с малышом в этот момент, не упрекают его, не злятся, но и не дают желаемого, а помогают пережить этот непростой опыт, на смену гневу приходит грусть. Ребенок выплакивает свои слезы тщетности, получает утешение и принятие. И тогда становится возможным новый уровень взросления. Прививка от депрессии сделана.

7. Важно показать ребенку не только как экологично грустить, но и как выходить из этого состояния

Это можно сделать на собственном примере. Подчеркнуть, что вы дали себе время сейчас порасстраиваться, но потом вам станет лучше. И когда станет лучше, напомнить ребенку: «Видишь, я погрустил(-а), и теперь мне лучше. У меня снова появились силы что-то делать дальше».

Источник

Некоторые люди склонны погружаться в состояние печали, когда она превращается в меланхолию и в ней есть даже удовольствие, когда становится приятно жалеть себя долго-долго и совсем не хочется из этого чувства выбираться. Об этом тоже можно говорить с детьми, если замечаете такую тенденцию: «Иногда грустить очень приятно, но если грустить слишком долго, то можно привыкнуть к этому и потом будет трудно радоваться. Как ты думаешь, что могло бы тебе помочь вернуть радость? Чем бы интересным ты мог заняться?»

Можно также поговорить о том, что на печаль нужно время, но и печали нужен срок. То есть необходимо, чтобы она заканчивалась. Это важно, чтобы человек мог жить и развиваться дальше.

8. Если вы столкнулись с горем — это особое, глубокое переживание

Если это не просто грусть, а потеря близкого, вам будет полезна памятка о том, как говорить с детьми о смерти близкого, о тяжелой утрате (см. ссылку по QR-коду ниже).

По материалам книги «Пять ложек меда родительской любви».

Книга в МИФе / Ozon / Лабиринте / Читай-городе

Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи