Глубоко в дебрях нервной системы и далеко за пределами осознания в каждом человеке заложен механизм оценки степени опасности и безопасности окружающей среды. Это скрытое чувство много тысяч лет приходило на помощь нашим предкам . Например, оно помогало инстинктивно бежать от дикого животного или приближающегося пожара, спасая свою жизнь. Имя ей — нейроцепция. Разбираемся в теме вместе с книгой «Чего хочет мой ребенок».
Что это такое?
Стивен Порджес назвал способность оценивать степень опасности или безопасности окружающей среды нейроцепцией. Сложные слова, верно? Если вы никогда не слышали о нейроцепции и интероцепции, ничего страшного. Давайте изучим этот вопрос, потому что это поможет по-новому взглянуть на реакции вашего ребенка (и ваши собственные реакции) на жизненные события.
Наша нервная система постоянно наблюдает за внешней и внутренней обстановкой (то есть за тем, что происходит вокруг нас и внутри нашего тела), а также за нашими отношениями с другими людьми, чтобы убедиться, что мы в безопасности. Когда нам что-либо угрожает, она инстинктивно побуждает тело к действию.
Нейроцепция — это процесс, в ходе которого наш мозг автоматически регистрирует ощущения и распознает их как опасные или безобидные. Источник
Хотя сенсорные сигналы, запускающие нейроцепцию, находятся вне нашего осознания, мы часто замечаем результат действия нейроцепции в виде собственных телесных ощущений (например, учащенного сердцебиения). За все подобные ощущения отвечает еще один процесс — интероцепция, то есть восприятие сигналов из глубины тела, сообщающих о том, что мы чувствуем внутри.
Как работает нейроцепция?
Как работает нейроцепция? Нейробиолог Лиза Фельдман Барретт объясняет: наш мозг — это, по сути, прогностическая машина молниеносного действия. За пределами сознания разные отделы нашего мозга общаются друг с другом. Они постоянно сопоставляют поток входящих данных с накопленным в прошлом опытом, чтобы сообщить телу, что ему делать дальше. «Ваш мозг постоянно вычисляет и прогнозирует. Самая важная его задача — предугадывать энергетические потребности вашего тела, чтобы вы могли оставаться живыми и здоровыми», — пишет Барретт.
Именно это происходит, когда вы слышите звук резко приближающегося автомобиля и отпрыгиваете в сторону еще до того, как успеваете это осознать. Вы не планировали прыжок: ваш мозг сделал это, чтобы вас защитить. Действие и сопутствующее ему напряжение сил существенно израсходовали ваш телесный бюджет, но, вполне вероятно, они спасли вам жизнь.
Ключ к пониманию
Мы можем узнать многое, просто наблюдая за поведением ребенка. Как мы видели, наша нервная система непрерывно обрабатывает огромные объемы информации. Мозг и тело ребенка постоянно считывают данные, касающиеся внутренней и внешней обстановки и взаимодействия с другими людьми, и запускают в ответ на это соответствующее поведение. Проще говоря, мы постоянно слышим, видим, двигаемся, пробуем на вкус, осязаем и воспринимаем ощущения, идущие изнутри тела.
У любого чувства (аффекта) есть две основные характеристики: валентность (которая показывает, приятное это чувство или нет) и интенсивность (высокая или низкая степень возбуждения). Мы получаем ценную информацию, наблюдая, взволнован или спокоен наш ребенок и какие ощущения — приятные или неприятные — он при этом испытывает. Чувства ребенка, который плачет и сбрасывает со стола свой обед, имеют высокую интенсивность и отрицательную валентность — проще говоря, он сильно расстроен. В другой раз, когда этот же ребенок весело и бойко танцует в гостиной, его чувства имеют столь же высокую интенсивность и положительную валентность.
Поведение — хороший индикатор телесного бюджета ребенка. Источник
Одна из самых важных вещей, которые мы можем сделать для наших детей в раннем возрасте, — это помочь им сбалансировать бюджет тела через наше любящее взаимодействием с ними.
Три зоны эмоций
Цветные зоны позволяют определить объем стрессовой нагрузки, которую испытывают наши дети, и помочь им найти оптимальное для них состояние вызова. Если ребенок переживает чрезмерный стресс (слишком часто или слишком долго находится в красной и синей зоне), помогите ему: пополните баланс его нервной системы через любящее взаимодействие.
Если телесный бюджет ребенка почти на нуле, это сигнал для взрослого: не надо наказывать или отчитывать ребенка, ему нужна поддержка. И это не самое подходящее время, чтобы преодолевать трудности и учиться чему-то новому: и то и другое обойдется для организма слишком дорого. В идеале дети должны находиться большую часть времени в зеленой зоне, а не в режиме обороны, борьбы или бегства (красная) или отрешившись от происходящего (синяя).
Зеленая зона: спокойствие, свет, радость
Какими словами можно описать человека, находящегося в этой зоне: уверенный в себе, спокойный, довольный, счастливый, радостный, готовый к сотрудничеству, веселый, внимательный, чуткий, сосредоточенный, восприимчивый, открытый, миролюбивый, вовлеченный.
Что наблюдается на уровне тела:
- направленное внимание;
- расслабленная поза (зубы не стиснуты, руки не сжаты);
- регулярное ритмичное дыхание и сердцебиение;
- разнообразие интонаций (выразительная, не монотонная речь);
- уместные и уравновешенные телесные реакции (движения не слишком быстрые и не слишком медленные);
- улыбка, нейтральное или расслабленное выражение лица;
- оживленный взгляд, блестящие глаза;
- смех или другое выражение радости.
Задание
Вспомните самые уютные, приятные и радостные моменты, которые вы пережили вместе с ребенком. Что вы при этом чувствовали. Какие занятия или какая обстановка вызывают у вас и вашего ребенка свет в глазах и тихое ощущение близости?
Красная зона: движение и оборона
Какими словами можно описать человека, находящегося в этой зоне: злой, агрессивный, враждебный, разрушающий, неуступчивый, дерзкий, плохо себя ведет, впадает в истерику, гиперактивный, ожесточенно спорит, сопротивляется давлению.
Что наблюдается на уровне тела:
- повышенная сосредоточенность на одном предмете или, наоборот, блуждающее, рассеянное внимание;
- ребенок убегает или совершает много резких движений;
- быстрые, беспорядочные, импульсивные жесты;
- ребенок дерется, толкается, пинается, плюется, прыгает или швыряет предметы;
- поверхностное, быстрое или нерегулярное дыхание;
- учащенный пульс;
- высокий, громкий, враждебный, грубый или пронзительный голос; неконтролируемый смех;
- глаза зажмурены или, наоборот, широко открыты;
- напряженные мышцы лица и челюсти;
- быстро меняющееся выражение лица или натянутая улыбка.
Задание
Вспомните случай, когда вы или ваш ребенок (или вы оба) оказались в красной зоне. Попытайтесь вспомнить, что тогда делал ваш ребенок и какое у него было выражение лица. Теперь постарайтесь вспомнить, как вы сами ощущали себя в своем теле, когда пытались справиться с ситуацией. Не стоит углубляться в воспоминания надолго, достаточно просто вспомнить свои физические ощущения. Постарайтесь не осуждать ни себя, ни ребенка. Наблюдать за реакциями тела важно, чтобы помочь ребенку вернуться в зеленую зону, и, просто вспомнив этот момент, вы сделаете первый шаг к пониманию того, как поступить, когда эти ощущения и чувства снова вернутся
Синяя зона: оцепенение и уход в себя
Какими словами описать человека, находящегося в этой зоне: грустный, медленный, отрешенный, оторванный от происходящего, безжизненный, застывший, отсутствующий, незаинтересованный, растерянный, потерявший надежду.
Что происходит на уровне тела:
- замедленные редкие движения, сгорбленные плечи, бесцельное хождение из стороны в сторону;
- вялость, ощущение «выключенности»;
- пониженный или полностью отсутствующий интерес к изучению окружающего мира и игре;
- замедленное сердцебиение и дыхание;
- медленные движения, оцепенение;
- невыразительные интонации, монотонный, тихий, подавленный голос;
- остекленевший взгляд, глаза устремлены вниз, избегание зрительного контакта;
- невыразительное лицо, отсутствие улыбки.
Задание
Вспомните случай, когда вы или ваш ребенок ощущали грусть и упадок сил. Какие телесные ощущения вы испытывали, какие мысли были у вас в голове? Возможно, вам будет эмоционально трудно снова вызывать эти мучительные воспоминания. Однако если вы это сделаете, даже ненадолго, это поможет вам понять, на какие признаки в дальнейшем следует обращать внимание. Подобные чувства — часть общечеловеческого опыта, но, к счастью, большинство людей не задерживаются в этом пространстве надолго.
По материалам книги «Чего хочет мой ребенок».
Обложка поста — unsplash.com