Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Сложные отношения: родители — ребенок — школа
5 декабря 2023 759 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Если бы вам сказали, когда вашему ребенку было четыре года, что школа ослабит вашу любовь к нему, вы бы, наверное, рассмеялись. Но как только дело доходит до подросткового возраста и первых «садись за уроки прямо сейчас», все меняется.

Эксперт по воспитанию Эйнат Натан уверена: лучшее, что мы, родители, можем сделать, — перестать глубоко вникать в отношения ребенка с его школьными занятиями. И просто быть рядом, если ему или ей понадобится помощь. В новой книге Эйнат приводит три типа учеников и подсказывает, как найти подход к каждому.



И вдруг они — подростки

Дети, которым до сих пор было легко

Дети-звезды — те, кому не приходилось прилагать ни малейших усилий в начальной школе. Даже если они не делали домашнее задание и не особо слушали на уроках, они все понимали и получали хорошие оценки.

Источник.

Такие дети могут ошибочно думать, что сообразительность, способности, навыки либо есть, либо их нет и успех приходит сам по себе. Опасность может возникнуть в первый раз, когда им придется приложить хоть немного усилий, обычно в средней или старшей школе.

Когда что-то вдруг не дается легко, они ошибочно полагают, что раньше у них был талант, а теперь они его утратили.

Они будут пытаться скрыть, что внезапно поглупели, или, наоборот, придумывать разные оправдания тому, что просто не могут приложить усилия. И не потому, что действительно не способны на это, а потому, что всякое усилие сопровождается ощущением, будто они утратили свою способность, что они раньше были умными, а теперь у них ничего не получается.

Такие дети нуждаются в серьезной поддержке каждый раз, когда проявляют способность приложить усилия или преодолеть трудности.

Важно рассказывать им о реальных ситуациях из собственного опыта. Его посыл не должен быть таким: «Если ты приложишь усилие, то добьешься успеха». Однако нельзя говорить и так: «До сих пор тебе было легко, дорогой. Теперь пора начать трудиться».

Ваш посыл должен содержать зерна философии, которая поможет ему понять, что усилие, независимо от результата, само по себе уже достижение. Что вы высоко цените его решимость и способность справляться с трудностями.

Дети с расстройствами обучения

У детей с расстройствами обучения и СДВГ успех никогда не бывает их осязаемым активом, и, когда он приходит, они что-то выдумывают («мне просто повезло», «слишком легкий экзамен», «учительница меня пожалела», «у меня было больше времени»), но признают свою вину в неудаче.

Поведение детей с расстройствами обучения в школе — прямое следствие поведения окружающих их взрослых: их веры в них, гибкости, которую они готовы проявить, и в первую очередь их способности смотреть своему «несовершенному» ребенку прямо в глаза и показывать ему своим поведением, улыбками, добрыми словами: ты идеален для нас такой, какой есть. Ты смелый уже потому, что просто берешь портфель и отправляешься в школу.

Мы понятия не имеем, как бы мы справились с таким давлением и системой обратной связи, где важны цифры, а не умение определять сильные стороны и интересы.

Ты учишь нас истинному смыслу решительности и настойчивости. И нет, в отличие от школы, мы будем видеть не просто оценку, а каждую мелочь на пути к ней. Мы станем радоваться вместе с тобой каждый раз, когда ты не забудешь взять тетрадь на урок, и будем считать, что 3 — это тоже оценка, потому что 40% — хорошее начало.

Не делайте ничего за него, это только снизит его уверенность в том, что он справится.

Позвольте ему взять инициативу в свои руки и оставайтесь на шаг позади него. Пусть он устанавливает себе цели, а вы делайте все возможное, чтобы создать ему условия для их достижения.

Дети, которые решили отпустить ситуацию

Больше всего нас расстраивают дети, которые уже столкнулись с трудностями и испытали успех и внезапно решили перестать прилагать усилия в учебе.

Они уже взломали систему, поняли, что нужно для успеха, так в чем дело? Зачем все это бросать?

Хочется кричать: «Что, черт возьми, важнее твоего будущего? Друзья? Телефон? Одежда? Вечеринки? Что с тобой, что стало с тем ребенком, каким ты был раньше? Это очень искренний, душераздирающий крик отчаяния, но именно так мы попадаем в треугольник, в котором изначально не должны были участвовать.

Когда у детей уже есть возможность самим все делать и со всем справляться, мы садимся на пассажирское сиденье, но продолжаем командовать: зеленый — вперед, подчеркни, проследи.

У ребенка уже есть «водительские права», но мы отнимаем у него руль ради собственного спокойствия и потребности контролировать. — Источник.

Школа лишь один кусочек пирога. Да, теоретически она должна быть в верхней части списка приоритетов, но согласитесь: есть дополнительные и не менее важные жизненные миссии.

Кто сказал, что раскрыться как личность менее важно? Что друзья и социализация менее важны? Что кружки, оригами, просмотр видео на YouTube, организация вечеринки-сюрприза, поездка на автобусе к другу, рисование, танцы — все это не так важно?

Родители, чьи дети не блещут в школе, но счастливы и проявляют себя в других областях, — хорошие родители.

Отправляйте им забавные сообщения ни с того ни с сего, стучите к ним в дверь или подсовывайте под нее записку «Я люблю тебя» с нарисованными мамой и ребенком. Найдите фотографии своего ребенка-первоклассника и вспомните, как плакали от волнения и ощущения, что беззаботные дни закончились. Вспомните, как смеялись, когда разложили десять кренделей на кухонном столе и учили его сложению и вычитанию, а потом съели все вместе.

Источник.

Вспомните себя в этом возрасте: если вы учились успешно, спросите себя, какую цену вы за это заплатили, и напомните себе, что именно поэтому теперь вам, родителям, труднее мириться с недостаточно высокими результатами ребенка. А если вы тоже иногда прогуливали уроки, терпели неудачи, не делали домашние задания, недостаточно старались — попробуйте вспомнить, что вы делали вместо этого и чего ждали от самых близких.

И главное, спросите себя, стоит ли это конфликтов и злобы, ущерба их самооценке и подрыва их способности позже найти ответы на вопрос, кто они и насколько они ответственны и самостоятельны.

Помните, что это их миссия, и вам нужно, чтобы они могли вести свою машину по дороге их жизни, время от времени останавливаться, чтобы передохнуть, следить за сигналами светофора, общаться с полицейскими и разбираться со штрафами, а главное, добираться до конечного пункта, их личного пункта назначения, и писать вам сообщение: «Я добрался».

По материалам книги «И вдруг они — подростки»

Обложка поста — unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи