Мифы, предания и сказки о людях, способных превращаться в животных, широко распространены на земном шаре. Представления такого рода восходят к древнейшему мифологическому пласту. Базой служат представления о двойной, человеческой и животной, природе многих мифологических персонажей, о возможности вселения души человека в животное, а также «практика охотничьей (или игровой) маскировки».
Фольклорист Владимир Рябов, автор книги «Русская фольклорная демонология» (16+), по кусочкам собрал пугающую, но яркую и захватывающую картину русской демонологии. Публикуем несколько фрагментов об оборотнях.
Сознательные и подневольные оборотни
В текстах обычно речь идет об оборотнях двух видов: вольных и подневольных. Вольные, то есть сознательные, оборотни — это ведьмы и колдуны, способные превращаться в животных и обратно по собственному желанию. Для этого они совершают особые ритуальные действия.
Подневольными оборотнями чаще всего становятся жертвы колдовства, свадебной порчи, родительского проклятья. Они остаются животными на всю жизнь, на определенный срок или до тех пор, пока (случайно или следуя чьему-либо совету) не найдут способ превратиться обратно в людей.
Укус оборотня
Ставшее популярным благодаря массовой культуре представление о том, что человек становится оборотнем в результате укуса другого оборотня, для русского фольклора нетипично. Удалось обнаружить только одно такое свидетельство из Козельского уезда Калужской губернии. Согласно ему, несчастный подневольный оборотень, жертва колдовства, особенно стосковавшись по родному дому в зимние святочные ночи, может напасть и укусить человека, благодаря чему вернет себе прежний облик, а укушенный сам станет оборотнем.
Что делает оборотень
Колдун или колдунья перекидывается в животных или птиц для достижения своих целей. Иногда они могут носить мирный, бытовой характер: например, колдунья превращается в волчицу, чтобы прогнать с поля овец, угрожающих всходам. «Знающий» промысловик становится налимом, чтобы узнать, где больше рыбы. Но гораздо чаще колдуны принимают животный облик, чтобы причинять людям вред. Так, колдун-оборотень в виде медведя преграждает путь свадебному поезду, хочет задрать «самолучшую» корову в стаде или в облике волка утаскивает овцу; ведьма кошкой проникает во двор, чтобы выдоить чужую корову, под видом свиньи похищает у женщины дорогой платок и головной убор, у мужика — шапку и сапоги.
Святочные ряженые. Гравюра XIX в. из альманаха «Живописная Россия»
Безобидные оборотни
Подневольные оборотни, в отличие от настоящих зверей и оборотней-колдунов, как правило, безобидны, «никаких худностей никому не делают, их и обижать грешно». Подневольный оборотень, с одной стороны, избегает людей, поскольку боится, что те убьют его, приняв за зверя. С другой — он тянется, стремится к ним, надеется получить от них помощь, тоскует по дому и семье.
Так, в нижегородской быличке волк бежит за санями, норовит запрыгнуть в них. Сидящие в санях люди поначалу хотят его отпугнуть или убить, однако один из седоков различает в волке оборотня, позволяет ему забраться в сани, отвозит в свой овин и возвращает в человеческое обличье.
Нападение волков. Картина Альфреда Ковальского
Сохраняя сущностную связь с людьми, оборотень зачастую не может полностью примкнуть к животным. Кроме того, в ряде текстов он имеет признаки, отличающие его от обычных волков: у него «колени» задних ног повернуты вперед, а не назад, как у животного, сохраняется человеческий разум, «жалобный» взгляд и способность плакать. Из-за человеческой сущности оборотня другие волки сторонятся его, не подходят близко, поэтому он бегает одиночкой.
Возвращение в мир людей
Возвращение в человеческий облик у вольных оборотней обычно не составляет особого труда, при условии, что все задействованные в превращении предметы сохранились именно в том виде, в котором их оставил колдун.
Эти предметы можно разделить на две категории. К первой относят объекты, обозначающие границу между «этим» и «тем» миром, пространством людей и животных: коромысло, положенное на землю, палка, нож, воткнутый в забор. Символически они говорят нам о существовании двух миров, которые различны и разделены, но тем не менее смыкаются друг с другом — ровно в том месте, где расположен волшебный предмет.
Ко второй категории относят вещи, связывающие оборотня с человеческим миром, чаще всего это одежда. Их смысл несколько другой, однако дополняющий первый: они указывают, что оборотень имеет отношение сразу к двум пространствам, и, несмотря на то что сейчас он бегает волком или летает сорокой, по ту сторону границы есть нечто, что связывает и удерживает его в человеческом мире.
Если предметы этих двух категорий остались в порядке и неприкосновенности, для обратного превращения достаточно просто проделать те же действия, что и при превращении в животное: перекувырнуться через ножи, переступить через палку, надеть человеческую одежду.
Порой одного прикосновения или даже взгляда достаточно, чтобы лишить оборотня возможности перехода. Другими словами, если какой-то человек подглядит за оборотнем и тем или иным способом нарушит хрупкий «мостик» между человеческим и животным состоянием, то оборотень останется зверем.
Подготовлено по книге «Русская фольклорная демонология» (16+).
Все иллюстрации — из книги.