Издали книгу «Почти взрослый бизнес» — «дорожную карту» из десяти шагов, которые приведут подростка к созданию собственного дела. Предприниматель и преподаватель НИУ ВШЭ Людмила Булавкина доступно рассказывает, как найти идею для бизнеса и придумать интересный продукт, помогает разложить по полочкам финансовые вопросы. Здесь обобщенный опыт сотен владельцев малого, среднего и крупного бизнеса и знания об управлении компанией, продуктами, командой.
Делимся 10 шагами из точки А «хочу свой бизнес» в точку Б «зарабатываю на собственном деле».
Итак, что же предстоит сделать?
Шаг 1. Разобраться с собой
Понять, что я умею, хочу, люблю делать, а что не умею и не хочу и где мне нужны помощники. Здесь тебе нужно будет найти для себя ответы на несколько вопросов. В чем мои сильные и слабые стороны, что у меня получается, а чего я стараюсь избегать? Нравится ли мне общаться с людьми или сидеть за компьютером в одиночестве? Люблю ли я шумные компании или избегаю общества? Часто ли делаю что-то своими руками или больше наблюдаю, как что-то делают другие?
Шаг 2. Оглядеться по сторонам, выбрать идею
Эта идея должна тебя вдохновлять. Вокруг нее ты будешь строить бизнес. Подумай о том, какую проблему будешь решать или как то, чем ты занимаешься, будет делать жизнь людей лучше и проще. На этом шаге не стоит даже задумываться о том, откуда возьмутся деньги и на чем ты будешь зарабатывать. Отпусти фантазию в полет и прислушивайся к себе и своим желаниям. Если с фантазией не очень — используй искусственный интеллект: спроси у ChatGPT или воспользуйся генератором бизнес-идей IdeasAI.
Шаг 3. Описать идею
Опиши все, что задумано. Наш мозг хитро устроен: при написании текста нам четче становится видно, что в идее сыро. Постарайся описывать не только состояние «здесь и сейчас», но и то, как видишь свою идею в будущем — через год, три, пять или даже десять лет. Это поможет ответить себе на вопрос «Зачем я это делаю?» и уточнить, что понадобится на старте. Например, «через пять лет у меня будет свой завод по производству полезных завтраков». Значит, через три года должен быть как минимум первый цех. А прямо сейчас стоит присмотреться к разным рецептам и технологиям пищевого производства.
Шаг 4. Найти единомышленников
Разобравшись с собой на шаге 1, ты уже понимаешь, чего точно не хочешь делать, но что может понадобиться для развития своего дела. Например, ты ненавидишь расчеты, таблицы и формулы. Значит, тебе понадобится партнер, соратник, единомышленник, который любит и умеет считать. Часто твоя идея полностью ориентирована на цифровую среду, но при этом ты не знаешь ни строчки кода и мыслишь как гуманитарий. Ищи себе напарника с железной логикой, математическим бэкграундом, а если повезет, то сразу программиста или разработчика.
Шаг 5. «Продать» идею
Ищи единомышленников в ближайшем окружении. Самые частые партнеры молодого предпринимателя — члены его семьи, одноклассники и друзья. Первый тест на жизнеспособность идеи будет состоять в том, чтобы в твою идею поверили близкие. Они — будущая команда бизнеса. Собирая команду, не надейся на успех с первой попытки — придется постараться. Чтобы подобрать хотя бы двух человек, придется рассказать об идее четырем людям, а может, и десяти. Отличная тренировка!
Общаясь, ты тренируешь навык все короче и яснее рассказывать о том, что задумано, каким видишь будущее и каковы перспективы твоего проекта. Ты учишься вдохновлять людей, влюблять их в свою идею и следовать за тобой! Говоря с людьми, внимательно слушай, какие вопросы тебе будут задавать. Не ищи ответов на все вопросы сразу. Многое придет со временем и на практике. «Решать проблемы по мере поступления» — один из главных жизненных принципов успешных людей.
Шаг 6. Протестировать идею
Итак, у тебя уже есть идея и команда. Казалось бы, бери и делай. Но нет. Рановато! Теперь важно понять, нужна ли твоя идея кому-то, кроме вас самих. Кто станет вашим клиентом, потребителем, покупателем? Проверить идею на жизнеспособность можно, даже не создавая продукт. Для этого существует много инструментов, но все они построены на большом, скорее даже огромном количестве личных встреч и разговоров с будущими клиентами. По результатам этих разговоров с вероятностью 99,9% у тебя и команды изменится представление о вашей идее. Она примет более четкие очертания, наполнится деталями и новым смыслом. На языке предпринимателей такой разворот бизнес-идеи принято называть пивотом (от англ. pivot — штопор).
Шаг 7. Воплотить идею в продукте
Многие начинающие предприниматели берутся за дело как раз с этого шага, пропустив шесть предыдущих. И вдруг натыкаются на то, что никто почему-то их продукт не покупает. А бывает и так, что не доходят до этого этапа, встречая непреодолимые препятствия (не могут собрать команду, найти клиентов, пропадает интерес и вдохновение, что-то отвлекает) на более ранних. Чтобы создать продукт, тебе понадобится много времени, сил и ресурсов и какой-то стартовый капитал. Неважно, печешь ли ты печенье, лепишь подарочные свечи или запускаешь собственный интернет-магазин, — без вложения денег продукта не получится.
А чтобы было, на что делать продукт, как раз и придется пройти шаги 1–6, чтобы на шаге 6 у тебя был самый надежный источник капитала — будущие клиенты, ожидающие, когда же ты сделаешь то, что задумано. Ты можешь существенно удешевить процесс производства и потратить меньше денег на старте, если будешь двигаться от меньшего к большему, поступательно. Например, сначала у тебя будет только один сорт печенья, но постепенно ты расширишь ассортимент под запросы покупателей. Или, прежде чем создавать свой интернет-магазин, ты можешь выставить товары на витрине в магазине у соседа, друга, родителей.
Шаг 8. Заработать деньги
Итак, у тебя уже есть первые предзаказы на шаге 6, есть ранняя версия продукта (прототип). Значит, самое время учиться зарабатывать.
Важно не только получить деньги за продукт от клиента, но и уметь повторять продажи раз за разом, с бóльшей выгодой для себя и бóльшей пользой для клиента. По мере накопления опыта ты учишься не только получать деньги, но и увеличивать стоимость продукта, менять модель продаж. Например, ты начинаешь с продажи печенья, но теперь реализуешь подписку на еженедельную доставку целого набора свежего печенья для всей семьи, а особым поклонникам своей выпечки продаешь рецепт печенья вместе с ингредиентами для самостоятельного приготовления.
Шаг 9. Посчитать деньги
Предприниматель обязан уметь считать. Для себя, для внутренней уверенности и планирования, что ждет тебя завтра. Для тренировки денежных привычек начни делать подсчеты ежедневно. Например, сколько денег ты потратил сегодня, вчера, за неделю? Остались ли запасы или вечно не хватает?
Легко считать маленькие суммы, сразу их анализировать и делать выводы. Гораздо сложнее, если ты вдруг соберешься «задним числом» спустя месяц подвести итоги своего предприятия — и тут окажется, что «баланс не сходится». Где-то что-то не записал, потерял, упустил, забыл, выписка с банковской карточки не обновилась — и вот он, хаос с деньгами. Заведи правило считать доходы и расходы каждый день. Тренируйся вести учет карманных денег.
Шаг 10. Повторить успех
Если что-то получилось один раз, сделай это дважды. Получилось дважды — повтори еще раз. И так до бесконечности, пока хватает клиентов и продуктов. С каждым новым повтором будет уходить меньше времени и сил для достижения результата, а пользы, денег и удовольствия ты получишь больше!
Из книги «Почти взрослый бизнес».