Детские психологи рекомендуют обсуждать тему неприкосновенности тела и личных границ с младшего возраста, уже в детском саду.
Книга «Что такое личные границы?», написанная Джейнин Сандерс — эксперта и методиста по преподаванию темы личных границ и неприкосновенности тела — поможет объяснить малышу сложные понятия с помощью простых жизненных ситуаций. Предлагаем вам несколько из них. Прочитайте вместе с ребенком.
Ситуация 1. Можно тебя обнять?
Взгляни на этого мальчика. Он пытается обнять свою сестренку. Нравится ли ей это? Как думаешь, хочет ли она, чтобы ее обняли? Как ты это понял?
Вот что должен был сделать мальчик…
Мальчику стоило предложить своей сестренке обняться. Тогда бы девочка могла ответить — ведь, в конце концов, это ее тело! У девочки есть выбор. Она может сказать «да» или «нет». Если она выберет ответить «нет», мальчику следует уважать ее выбор и не обнимать сестренку.
Если девочка выберет ответить «да», тогда объятия абсолютно уместны. Все потому, что ОБА человека согласны. И девочка, и мальчик рады пообниматься.
Порой человек, когда кто-то спрашивает, можно ли его обнять или поцеловать, не уверен, чего хочет. Тогда ему стоит сказать: «Не уверен, что хочу этого». Но он может и вовсе ничего не говорить!
Когда человек говорит: «Я не уверен» — или вовсе ничего не отвечает, это не значит «да». Человек не дал своего согласия. Согласие — это еще одно важное слово. Оно означает, что ты сказал «да» и с радостью согласился на объятие или поцелуй.
Иногда дети соглашаются на поцелуи и объятия, когда на самом деле не хотят этого. Возможно, они соглашаются, потому что их попросил об этом старший ребенок, подросток или взрослый. Но всегда важно прямо говорить о том, чего ты хочешь. Помни: как скажешь, так и будет! Ты можешь ответить «нет» на просьбу о поцелуе или объятии. Ты можешь отказать старшему ребенку, подростку или взрослому.
Ситуация 2. Можно взять твое ведерко?
Уважение — очень важное слово. Нам нужно уважать границы тела других людей, а также их выбор.
Этот мальчик играет в песочнице. У него зеленое ведерко и лопатка. Смотри! Что делает другой мальчик? Верно! Он пытается забрать ведерко и сам с ним поиграть. Правильно ли он поступает? Что должен сделать мальчик в голубой кепке?
Верно! Мальчик в голубой кепке должен спросить, можно ли ему взять ведерко. Он может сказать: «Пожалуйста, дай мне поиграть с твоим ведерком!»
Мальчик с зеленым ведерком может выбрать один из трех ответов. Знаешь каких?
1. Он может сказать: «Нет. Извини, но я сам сейчас играю с ведерком».
2. Он может сказать: «Да. Можешь взять ведерко».
3. Или он может сказать: «Можем поиграть с ведерком вместе».
Что бы ни выбрал мальчик с ведерком, другой мальчик должен уважать его выбор.
Ситуация 3. Не вставай передо мной
Ждать своей очереди тоже очень важно. Смотри! Девочка стоит в очереди в школьной столовой. Другая девочка отталкивает ее и пытается вклиниться, занять место перед ней.
Что должна сказать девочка в очереди? Она может сказать: «Прекрати! Не вставай передо мной. Ты должна дождаться своей очереди».
Другая девочка должна научиться ждать. Ей следует встать в очередь, как остальные дети. Мы можем злиться, но нужно уметь успокаиваться. Например, глубоко дышать. Так сердитое пыхтение замедлится, и это поможет успокоиться.
Что может сделать девочка, если будет слишком напугана? Верно! Она может рассказать все взрослому из ближнего круга.
По материалам книги «Что такое личные границы?»
Обложка статьи: иллюстрация из книги.