Появление ребенка меняет мозг. Не у одной из пяти рожениц, столкнувшейся с послеродовой депрессией или тревожным расстройством, а у всех. Состояние молодой матери — особый этап развития с долгоиграющим эффектом. И что все это значит? Читаем книгу о нейронауке родительства.
Научное забвение
Долгое время исследователи считали мозг органом без системы обновления, в котором большая часть изменений фиксируется до совершеннолетия. Современные технологии нейровизуализации доказывают, что мозг работает иначе: удивительная способность к адаптации и изменениям сохраняется на протяжении всей жизни.
Мозг — конструктор с автоматической перестановкой деталей-нейронов. Источник
Еще одно распространенное заблуждение, по мнению автора книги Челси Конабой, — понятие материнского инстинкта. Родительство — яркий период развития мозга, который длится десятки лет. Воспитание детей столетиями рассматривалось исключительно как нравственный предмет или «сила природы».
Однако во время беременности и после родов никакой особенный переключатель не включается. Чаще всего мы не сомневаемся в правдивости истории, согласно которой должны знать, как себя вести и что чувствовать. Но мы совсем не учитываем тот факт, что родительство требует целого арсенала практических навыков, которые у нас могут быть, а могут и не быть. Современная нейронаука занимается доказательством и опровержением стереотипов о родительстве.
Эмоциональный захват
Дети эволюционно приспособлены завладевать вниманием окружающих и превращать функционально любого взрослого в родителя. Конечно, у малышей к году формируется четкая иерархия привязанности, разделение «свой — чужой». Но на поведенческом уровне дети постоянно руководят взрослыми: захватывают ресурсы чужого мозга и тела, чтобы отвечать своим нуждам.
Полагайтесь на собственные чувства. Источник
Для этого в «процессоре» мам и пап существует опора на нейронные сети, участвующие в восприятии и реакции на умственное состояние других людей, — сети, которые преображаются во время беременности и в процессе заботы о ребенке. О плаче ребенка или беззубой улыбке межнейронные связи напоминают нам не только в моменте, но и в период бездействия.
Гормональный шторм
По структуре мозга можно определить родителя. Ключевыми факторами для этого служат внимание и забота. Отцы и матери могут испытывать заметные перемены гормонального фона, и ученые верят, что этот гормональный сдвиг вкупе с заботой о ребенке — с погружением — запускает создание универсальной системы опеки, которая имеет глубокие последствия для нашего восприятия внутрисемейных связей. Больше про гормоны можно узнать здесь.
Нейронаука сообщает еще одну сенсационную новость.
Поэтому обретение статуса родителя или опекуна само по себе является встряской и влечет за собой фундаментальные непрекращающиеся изменения.
Тормозная система
Распространенное заблуждение, вызывающее тревогу и негативный настрой, — с материнством включается «замедление». На самом деле, процесс гораздо сложнее. Мозг матери работает крайне быстро.
Мэдисон Бандерсон, научный сотрудник центра исследований детства при Йельском университете, провела распространенный нейробиологический тест: молодой матери нужно было реагировать на две ситуации и нажимать на правильные кнопки. Первая ситуация — выбор «выигрыша» или «потери», вторая — выбор «счастливого» или «грустного» ребенка.
В первом случае, если матери удавалось проделывать все достаточно быстро, то, согласно инструкции, она получала денежное вознаграждение. Во втором варианте эксперимента ученые зафиксировали, что центр удовольствия мозга подпитывался также сильно, несмотря на отсутствие вознаграждения.
МРТ и нейровизуализация мозга — инструменты нейронауки. Источник
Эмоциональный и физический опыт становится частью просвещения человека. И один самых ярких и запоминающихся источников развития — родительство.
По материалам книги «Родительская интуиция»
Обложка поста: unsplash.com