Валентина Паевская — клинический психолог, нейропсихолог, детский психолог, автор проекта #УзнайКакЛучшеДляРебенка, ведущая семинаров для родителей, ставших популярными у нас и за рубежом.
Книга Валентины Паевской поможет найти жизненные ресурсы, справиться с дефицитом энергии и почувствовать счастье. Вот несколько советов, которые помогут облегчить быт.
День лени
Существует единственный способ преодолеть прокрастинацию и избавиться от ее негативных последствий — официально выделить время для собственной лени.
Специально выделенное время для лени необходимо, и, попробовав, Вы убедитесь в его эффективности. Причем чем выше нагрузка, тем строже надо следить за тем, чтобы у Вас были паузы для лени (хотя бы десять-пятнадцать минут в день).
Не заменяйте один вид деятельности другим (например, «возьму отгул на работе и уберусь в доме»), а занимайтесь только тем, чего действительно хочется. Есть желание весь день лежать на диване и смотреть сериалы — лежите и смотрите. Хотите просто пойти гулять — пойдите и погуляйте. Хотите спать — спите. Главное правило заключается в том, чтобы день лени был запланирован и отмечен в календаре.
Без отметки в календаре принцип работать не будет. Так как «мероприятие» не было запланировано, будет казаться, что Вы прогуливаете работу, отвлекаетесь от важных дел на глупости, то есть, по сути, Вы просто продолжите прокрастинировать и испытывать чувство вины.
Супругам необходимо предварительно договориться друг с другом или даже четко определить время, в которое никто из домочадцев не должен тревожить того, кто отдыхает. Пусть час или хотя бы пятнадцать минут, Вы должны иметь возможность чувствовать себя спокойно, побыть в тишине наедине с собой.
Обязанности «Люблю»/ «Не люблю»
«Хочешь, чтобы было сделано хорошо, — сделай сам!» Вам наверняка известна эта фраза-ловушка, которая заставляет крутиться как белка в колесе и быть многоруким Шивой. Предлагаю поскорей расстаться с такой иллюзией, иначе перегрузка и подавленное состояние обеспечены.
Женщины часто выгорают от домашней рутины, потому что берут на себя всю домашнюю работу — даже ту, которая их раздражает.
Чтобы изменить ситуацию, прежде всего составьте два списка домашних дел. В первый внесите обязанности, которые Вам нравятся. Во второй — те, которые Вы не любите. Затем попросите членов семьи написать списки домашних дел и указать, какие обязанности они готовы взять на себя, а какие — нет. Наверняка у каждого найдется хотя бы одно занятие, которое ему нравится, или то, против которого он просто не возражает. Кто-то любит гладить, одновременно смотря кино, кто-то — загружать или разгружать посудомойку, выносить мусор.
Если Вам не нравится что-то делать, говорите об этом. И тут вдруг окажется, что с делом, из-за которого у Вас портится настроение, легко справятся партнер или дети. Можно делить пространство: кто-то убирает кухню, кто-то ванную или коридор и т. д.
Кроме того, это развивает определенные навыки и помогает Вашим близким взять на себя ответственность, а Вам — продемонстрировать доверие. Это и называется работать в команде — умение, которое у многих не развито. Однако не стоит заставлять детей делать то, что они терпеть не могут. Мы должны не забирать ресурсы друг у друга, а, наоборот, поддерживать и укреплять уважение в семье.
Осознанное планирование
Специалисты по тайм-менеджменту доказали, что непродуктивные люди тратят на поглощение бесполезной информации годы своей жизни, а вот на общение с супругами, детьми, лучшими друзьями и выполнение важных задач времени им не хватает. Понимание, где время расходуется эффективно, а где не очень, — основа грамотного планирования. Пока Ваш мозг не знает хронометраж задачи, Вы тратите свободное время на всякую ерунду.
Составьте список Ваших повседневных действий дома и рабочих дел. Один пункт — одна задача. Рядом с каждой из них проставьте, сколько времени она занимает при таких обстоятельствах:
1) когда времени в обрез и Вы торопитесь;
2) когда времени сколько угодно.
Есть задачи, которые комфортнее выполнять в определенное время суток. Если такие есть в Вашем списке, сделайте рядом пометки. Например, я люблю убирать кухню перед сном, писать посты — утром сразу после сна, а снимать вебинары — с семи часов вечера… Когда я придерживаюсь такого режима, дела отнимают меньше сил и справляться с ними проще. У каждого человека есть комфортные периоды работоспособности, подходящие для разных задач. Проанализируйте их и научите этому своих детей.
Принцип бутерброда
Пересмотрите свой подход к планированию, используя так называемый принцип бутерброда. Он заключается в чередовании приятных и неприятных дел. Приготовьте себе идеальный «бутерброд»: каждую задачу-проблему компенсируйте задачей-удовольствием. К примеру, Вы ненавидите общаться с токсичными людьми. После разговора с таким человеком запланируйте что-нибудь приятное и легкое для Вас, например поболтайте с друзьями, выпейте чашку любимого напитка, порадуйте себя.
Замечали, как неравномерно распределена учебная нагрузка на неделю в школьном расписании? На один день поставлены все трудные предметы: физика, алгебра, химия, — а на другой — легкие: физкультура и музыка.
Если нельзя ничего изменить в школьном расписании, используйте этот принцип при планировании дополнительных занятий для ребенка: в напряженные учебные дни дома выбирайте легкий отдых, секции и кружки для души. А в дни, когда в школе мало уроков и они простые, занимайтесь дополнительно чем-то серьезным и сложным. Так нагрузка будет равномернее, и Вы убережете ребенка от переутомления и других проблем. Любое занятие старайтесь завершить непременно на положительной ноте, чтобы гарантировать безболезненное возвращение к делам в следующий раз.
По материалам книги «Инструкция к себе».
Обложка статьи: unsplash.com