Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
5 типичных вопросов подростка: отвечают Катерина Мурашова и Виктория Шиманская
12 июня 2023 1 054 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Подростковый возраст — это крутые повороты и эмоциональные американские горки. Стресс, тревожность, непонимание и неприятие себя — все эти сильные чувства часто становятся непременными спутниками процесса взросления. В этом возрасте легко сломаться и сорваться. Новая книга Катерины Мурашовой и Виктории Шиманской «Повороты взросления» станет подростку верным другом.



Повороты взросления

В ней ребята найдут ответы на вопросы, которые сложно задать родителям. Вот несколько из них.

Вообще, если ты очень на кого-то злишься, знай: ты не псих и даже не плохой человек. У нас иногда считается, что агрессирует только злодей и что он опасен. А на самом деле агрессия — это базовая человеческая эмоция, на нее способен каждый, кто хоть сколько-то жизнеспособен. Посмотри сам: рыкнуть, показать зубы, боднуть, оцарапать может любой зверек на планете. Если где-то и есть такой милашка, который ничего такого не умеет, то, скорее всего, он будет очень быстро съеден.

Агрессия или, вернее сказать, гнев — это эмоция, отвечающая за твой навык самозащиты. Но это не значит, что гневаться можно как попало, в свое удовольствие, размахивая кулаками и угрожая любимым людям. Просто гнев — это твой внутренний инструмент, с которым нужно научиться работать.

Не думаю, что ты отупел: с точки зрения биологии это не очень возможно. Но у тебя точно сменился фокус зрения. В семь, девять, десять лет все мы немного исследователи: наш взгляд направлен на окружающий мир, мы всем интересуемся, во все лезем, задаемся всякими интересными вопросами. Скажем, девятилетнего ребенка откровенно интересует, что будет, если лев вступит в схватку с единорогом. Что будет, если нажать на кнопку. Как собрать и разобрать дедушкин приемник. Поэтому со стороны кажется, что ребенок — такой молодец: креативный, любознательный, впечатлительный… загляденье.

А потом случается этот самый метаморфоз. Все твои силы как бы уходят внутрь, ты погружаешься глубоко в себя. В фокусе твоего внимания — ты. Твое тело, в котором происходит что-то новое и непривычное. Твои мысли, которые иногда бывают совершенно безумны. Твои чувства, которые бушуют, как штормовое море. Ты исследуешь себя, задаешь себе вопросы: кто я? чего хочу? а так мне нравится? а вот так? и интересно, как меня видят другие? нравлюсь ли я им? высоко ли меня оценивают?

Ну а когда человек весь погружен в себя, он резко становится менее интересен другим. Не обижайся, но в период метаморфоза ты довольно типичный: ведь все подростки говорят и думают примерно одно и то же, их беспокоят одни и те же вещи.

Что ж, давай признаем: у тебя пропала эта милая любознательная наивность. Ты становишься эгоистичным, замкнутым на себе и миром как будто не интересуешься. Но ведь понятно же, почему ты такой. Потому что действительно есть чего в себе поизучать: тебе ведь дальше жить в этом теле. А оно выдает разные фокусы. То, что раньше радовало, вызывает стресс, а то, что раньше отвращало, кажется приятным. Где уж тут нравиться родителям? На это просто сил не остается.

В школе необязательно должно быть скучно! Даже наоборот, если ты в школе отчаянно скучаешь — значит, выбираешь скучать и ничего не менять. А ты попробуй изменить свое отношение к урокам!

Для этого составь список всех предметов, которые изучаешь, и проставь им баллы по степени противности: 0 — вообще нормальный предмет, 10 — ужасный, невозможный.

Потом рассмотри топ-3 самых ужасных и постарайся понять, что именно в них так неприятно? Например, физику саму по себе ты даже не оцениваешь, но у тебя конфликт с учителем, поэтому идешь на урок как на казнь. Тогда можно попробовать дополнительно изучать этот предмет без участия препода: например, во время летних курсов или на какой-нибудь онлайн-платформе.

Если дело не в учителе, а в конкретном виде заданий или в том, как написан учебник, — работай с этими трудностями! Придумай, как можно учиться, не контактируя с тем, что тебя бесит. Само исследование твоих предпочтений делает учебу более интересной: ведь ты становишься как бы ее хозяином, самостоятельно мыслящим человеком, а не куклой, которая сидит за партой и выполняет задания. Почувствуй себя автором собственной учебы!

Для современного мира ничего не хотеть — это не преступление. Ты не нарушаешь ничьи права, не являешься позором семьи… Можешь до старости пролежать бревнышком на диване, лишь бы были какие-то ресурсы, чтобы поддерживать жизнь в твоем неподвижном пассивном теле. Но есть одно условие: помни, что твой выбор — это не клятва, которую ты даешь раз и навсегда. Просто на данный момент тебе кажется, что нужно жить именно так, а через год, питаясь картошкой с бабушкиного огорода или подаяниями гоанских туристов, ты поймешь, что хочется чего-то другого. Вдруг созреешь до карьеры банкира, ученого-зоолога, открытия арт-бюро…

И тогда сможешь перейти к реализации совсем другого плана. Иногда наше нежелание чего-либо и «оставьте меня в покое» — только знак того, что мы устали или пока не определились с целью. Иногда хватает трех дней, чтобы отлежаться и понять, чего же ты хочешь, а иногда требуется и несколько лет. Все это — норма.

И еще! Знаешь, это ведь очень смело: заявлять, что никакую профессию не хочешь осваивать и никаким делом заниматься не собираешься. Это значит, что ты обо всех профессиях и занятиях хоть что-то узнал. Я вот могу сказать, что знаю примерно о трети имеющихся на сегодняшний день профессиях — а еще ведь и новые возникают постоянно.

Займи свою голову — проведи небольшое исследование. Можно просто погуглить топ-100 самых приятных и интересных профессий мира: ты сразу поймешь, что ничего не захотеть освоить почти невозможно. И еще один простой лайфхак: если тебе сложно выполнять какую-то рутину (решать уравнения, заниматься аудированием с репетитором), всегда держи в голове, зачем ты это делаешь.

Если ответа нет, если не удалось нарисовать в голове реалистичную и привлекательную картину будущего, тогда вполне понятно, почему неохота шагать в том направлении. Так что прежде чем хоть чем-то заняться, определяй себе цель. Всегда осознавай, почему и зачем ты делаешь то, что делаешь.

Этого боятся все, ну или почти все. Мало кто мечтает о том, чтобы близкий человек, которого ты впустил в свою жизнь, вдруг взял и вышел из нее, оставив неприятную пустоту. Да еще и наговорил бы обидных слов! Но если такое произойдет — это опыт, с которым ты точно справишься. Что бы тебе ни сказал другой, это не делает тебя хуже. А бывает, что такой опыт помогает осознать свои сильные стороны, понять, что тебе на самом деле важно в себе, в партнере, в отношениях.

По материалам книги «Повороты взросления».

Рубрика
Психология
Похожие статьи