Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Детские возрастные кризисы: понять и справиться
23 мая 2023 1 846 просмотров

Мария Курамина
Мария Курамина

«Все возрастные кризисы так или иначе связаны с тем, что ребенок осваивает какой-то важный новый навык», — пишет в своей книге Виктория Шиманская — доктор психологии, автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта детей, преподаватель и активная мама. Выбрали из книги отрывок, который поможет разобраться с кризисом движения и увидеть в нем не только сложности, но и пользу.

Новые навыки

Каждый сложный период в воспитании почти всегда начинается с того, что ребенок осваивает что-то новое и важное. В один год это самостоятельное движение (ползание, а затем и ходьба), в три года — речь, в пять лет — открытие собственной эмоциональности, в семь — …

Любой возрастной кризис — это проблема не самого ребенка, а всей системы, состоящей из него, вас и окружающей среды. Когда годовалый малыш вдруг осваивает вертикальное положение, начинает, шатаясь, переходить от дивана к столу, тянуть на себя скатерть, хвататься за дверные ручки, выбрасывать все из ящиков стола — это верный знак, что и вы, и среда должны немного перестроиться, чтобы этот кризис прошел органично.

Полтора — два года: кризис движения

Детей, которые активно обучаются ходить, в англоязычной литературе называют тоддлерами. В психологии этот термин относится ко всем детям от года до трех лет, то есть к периоду от начала кризиса движения и до начала кризиса коммуникации, знаменитого кризиса трех лет. Конечно, переломный момент не длится все два года, но у каждого ребенка он индивидуален: кто-то к полутора годам легко осваивает навык хождения, кто-то готовится к прорыву почти до трех лет.

Тоддлерский возраст — самый хлопотный и напряженный для родителей. Ребенок как будто ежесекундно подвергается опасности: упасть, удариться, повалиться, споткнуться, что-нибудь на себя опрокинуть или свалить… Но остановить ребенка, который ощутил в себе силы ползти, а затем и ходить, невозможно: для него нет большего удовольствия, чем преодолевать препятствия и осваивать пространство.

Весь мир как будто переворачивается. Малыш начинает воспринимать свой дом как огромный интерактивный тренажер: тут можно лазить, ползать, трогать, ронять, хватать, тянуть… А взрослым то же пространство представляется трассой на выживание для крохотного младенчика. И в этом главный конфликт второго детского возрастного кризиса: там, где ребенок видит развитие, мы видим опасности. При этом правы и мы, и ребенок: развитие невозможно без принятия некоторых вызовов от реальности. Вопрос в том, действительно ли опасны эти вызовы — или это мы, взрослые, так мучительно привыкаем к тому, что наш малыш сполз с рук и отправился сам осваивать окружающий мир.

Это страшно увлекательный период в жизни мамы и ребенка, но, чтобы он принес вам радость, нужно настроиться на определенную волну: постараться увидеть все, что вас окружает, глазами ребенка.

Порядок

Имеет смысл всегда помнить, что у годовалого ребенка совсем иное представление о порядке, чем у вас. Да, ему очень хотелось бы каждый день в одно и то же время есть, пить, гулять и отдыхать, но ему совершенно неважно, стоят предметы на столе или валяются на полу. Это нам кажется, что дом перевернут вверх дном, а ребенок находит глазами все привычные предметы и успокаивается: я вижу то, что привык видеть, — значит, все в порядке.

Хорошая идея — на какое-то время адаптировать свое представление о порядке к реальности ребенка. Например, нет никакого смысла сортировать игрушки: можно просто сложить их в удобные корзины или контейнеры и поставить у стены. Также бессмысленно добиваться, чтобы на полу ничего не лежало: лучше убираться два раза в день в определенные часы — например, перед утренней прогулкой и ночным сном. Все остальное время позвольте безопасным интересным объектам валяться. Ребенка это только побудит быстрее научиться хватать их и складывать в контейнер.

Как подготовить пространство к приходу тоддлера?

Как правило, к тому моменту, как ребенок начинает самостоятельно передвигаться, ваш дом еще совершенно не готов к таким потрясениям. Розетки, провода, дверцы шкафов, зеркала, куча предметов, которые могут свалиться ребенку на голову, прищемить пальчики… Это пространство взрослых, которое теперь должно преобразоваться в безопасную и развивающую среду для тоддлера.

Первый родительский порыв — пытаться снова ограничить ребенка: усадить в манеж, поставить баррикады на пути к кухне или коридору…

У этого сценария есть несколько слабых сторон. Во-первых, дети оказываются не в восторге от ограничений и регулярно бунтуют против любых преград. Во-вторых, рано или поздно все баррикады рухнут и ребенок окажется один на один с опасной кухней, ванной, коридором, где ему придется осваивать пространство. Манежи и загоны лишь оттягивают момент встречи с опасностью, но не отменяют его.

Другая крайность — просто контролировать ребенка на каждом его шагу. Но тогда нам придется каждую секунду одергивать малыша, окрыленного своими открытиями: стой, не тронь, сюда нельзя, это опасно… Эта схема особенно травматична для самой мамы: теперь от малыша нельзя уйти ни на шаг, нужно постоянно за ним следить, все время спасать его от мира, который он с таким увлечением осваивает. Третий сценарий — просто убрать с пути малыша все, что может представлять опасность. Но и тут проблема: обостренный инстинкт заботы заставляет нас видеть угрозу буквально в каждом объекте, начиная от напольной вешалки и заканчивая горшком с кактусами.

А что тогда делать? Вероятно, успокоиться и приступить к важнейшей родительской миссии: научить ребенка жить в том мире, который у вас есть. Да, со всеми его опасностями, рисками и поводами для беспокойства. Но все ваше беспокойство — это ресурс, который вы сможете постепенно разменять на опыт ребенка, на его ловкость и готовность самостоятельно справиться со множеством сложностей.

По материалам книги «Детские кризисы».
Обложка отсюда.

Похожие статьи