Что стоит за детскими капризами и истериками в три года? А в пять лет? Что делать, если ребенок застыл от ужаса, увидев собаку? Можно ли не тревожиться за подростка (и заодно не раздражаться на него)? И как говорить с детьми о вещах, которые пугают даже взрослых?
Виктория Шиманская — доктор психологии, эксперт по развитию эмоционального интеллекта и мама двоих детей — написала две важные книги, которые помогут разобраться с детскими кризисами и детскими страхами.
Вы узнаете о 8 возрастных кризисах и о том, как быть, если слышишь: «Мама, я боюсь!» В каждой книге — упражнения, игры, примеры диалогов, научные рекомендации. И, конечно, много сочувствия родителям и любви к детям.
Такими, какие они есть
Что общего у родителей и астрономов? Нет, не только проблемы с ночным сном. Родители смотрят на своих детей, как и астрономы на звезды, и не видят их настоящими. Наши телескопы улавливают свет далеких звезд, которые успели сильно измениться, пока их лучи летели до Земли. Точно так же мы наблюдаем за ребенком, а он прямо сейчас, в эту секунду, уже немного не такой, каким мы привыкли его видеть.
Обе новинки помогут разглядеть наших детей такими, какие они есть прямо сейчас, и помочь им пережить трудности взросления.
Виктория Шиманская с семьей. Фото из личного архива автора
Детские кризисы
Детские возрастные кризисы даются нам тяжело именно в тот момент, когда мы всеми силами сопротивляемся переменам. Виктория Шиманская уверена: возрастной кризис — это не проблема, а естественный этап развития. В этот период ребенок осваивает какой-то важный навык. Зная об этом, мамы и папы смогут легче принимать нюансы взросления и не сопротивляться переменам.
Книгу можно посоветовать всем родителям как настольное пособие: вы разберетесь, что лежит в основе детских кризисов и научитесь проходить их без страха.
Автор познакомит с 8 основными возрастными кризисами: от года, когда малыш переживает кризис рождения, до 18-ти лет, когда приходит кризис автономии.
Пресловутый кризис трех лет
Кризис трех лет популярен, как гастролирующий артист. Молодые родители ждут его даже с некоторым нетерпением, а родители школьников, чтобы легче пережить разные неприятности, говорят: «Хорошо, что ему уже не три года!»
Трехлетка находится примерно в таком же положении, как человек, который никогда в жизни не видел автомобилей, но которого вдруг посадили за руль, показали, где газ, и велели ехать.
Конфликт, лежащий в основе кризиса трех лет, — несовпадение желаний ребенка с его возможностями. Мир не может исполнить его требование. Он постоянно чего-то хочет от окружающих — и очень часто не получает. Результат — сплошное разочарование.
Наша задача — увидеть за истериками и капризами личность, посочувствовать и понять, а еще дать немного самостоятельности.
Чтобы сгладить острые моменты, просто спрашивайте, прежде чем действовать. Уточните, можно ли убирать тарелку и кто сейчас будет складывать кубики — он, мама или вместе. Если ребенок отказывается от помощи — с облегчением займитесь своими делами, пока он не попросит о помощи.
Детские страхи
В этой книге Виктория Шиманская и Александра Чканикова предлагают не избавляться от страхов, не отрицать их и не стыдиться, а находить в них пользу и ресурс — так, чтобы страх становился для ребёнка не врагом, а союзником.
В каждой главе — практические задания и упражнения, а также примеры диалогов с ребёнком в пугающих ситуациях, благодаря которым вся семья сможет шаг за шагом подружиться со страхами.
Ранее книга выходила под названием «Мама, я боюсь!»
«У этой книги есть ещё одна задача — научить вас отличать страх за ребёнка от страха за себя. Это важный шаг на пути к доверительным отношениям. Только проработав собственные страхи и установки, мы можем по-настоящему помочь тому, кто рядом», — пишут авторы.
Книга поможет научить детей бояться «правильно». Вот, о чем еще расскажут авторы:
- Механика страха: от рептильного мозга к неокортексу
- «Боюсь, но сам не знаю чего»: чем опасна излишняя тревожность
- «Не пойду, не скажу, не отвечу»: что делать с социальными страхами
- «Мама, когда ты вернешься?»: как помочь ребенку на расстоянии
- «А ты чего боишься?»: прорабатываем родительские страхи
- «Хочу быть храбрым!»: почему стремление к бесстрашию вредно
В страхе нет ничего постыдного
Здорово, если ребёнок, несмотря на то что ему бывает очень страшно, может проанализировать свой чувственный опыт. Можно предложить ему вот такие упражнения.
Визуализация. Представьте свой страх в виде человека или диковинного зверя. Какого он цвета, роста? Сколько у него ног? Какие у него волосы? На кого он похож? А есть в нём что-то красивое? Можете ли вы в моменты храбрости заговорить с этим страхом? А подшутить над ним?
Метафоры. Предложите малышу придумать для своего страха несколько образных сравнений. Хорошо, если они подчеркнут достоинства страха, признают его необходимость и ценность как чувства. Например: страх как противопожарная сирена или как уведомления в мобильном.
Письмо своему страху. Попробуйте вместе с ребёнком сочинить искреннее «письмо страху». Поругайте страх за все неприятные ощущения, посетуйте, что он слишком навязчив, резок, непредсказуем. А потом похвалите: за то, что не дал залезть с другими ребятами на крышу, или за то, что не позволил плавать в море без нарукавников.
Нет смысла мечтать о том, чтобы ваши дети ничего не боялись и всегда были послушными. Лучше подумать, как научить их справляться со сложностями и страхами, так, чтобы они не мешали, а позволяли расти. Вы тоже можете помочь им в этом — с помощью любви, сочувствия и полезных знаний.
По материалам книги «Детские страхи» и «Детские кризисы».
Обложка статьи: unsplash.com