Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Детские страхи: что с ними делать? Рассказывают эксперты по эмоциональному интеллекту
6 мая 2023 1 141 просмотр

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Что делать, если ребенок застыл от ужаса, увидев собаку? Как вести себя, если подросток боится общаться со сверстниками? И как говорить с детьми о смерти и других вещах, которые пугают даже взрослых?

Детский социолог Александра Чканикова и эксперт по эмоциональному интеллекту Виктория Шиманская помогают справиться со страхами. Вы поймете, как устроен механизм страха, как успокоить напуганного ребенка и извлечь пользу из этой древней и естественной эмоции. Под обложкой их книги «Детские страхи» — советы, примеры, упражнения.

Не избавиться, а принять

Виктория Шиманская и Александра Чканикова предлагают не избавляться от страхов, не отрицать их и не стыдиться, а находить в них пользу и ресурс — так, чтобы страх становился для ребёнка не врагом, а союзником.

В каждой главе книги вы найдете практические задания и упражнения для детей и родителей, а также примеры диалогов с ребёнком в пугающих ситуациях, благодаря которым вся семья сможет шаг за шагом подружиться со страхами.

«У этой книги есть ещё одна задача — научить вас отличать страх за ребёнка от страха за себя. Это важный шаг на пути к доверительным отношениям в семье. Только проработав собственные страхи и установки, мы можем по-настоящему помочь тому, кто рядом», — пишут авторы.

В страхе нет ничего постыдного

Первое, что надо знать родителю: страх — это нормально, и объектом страха может быть что угодно. Наши дети — самостоятельные личности, со своими мыслями, ассоциациями и эмоциями, и относиться к их чувствам и страхам нужно уважительно.

Порой мы сами не замечаем, как формируем неправильное отношение к страху фразами вроде «Не бойся, ничего страшного в этом нет!» или «Ну что ж ты такой трус!»

Проверьте, не используете ли вы выражения, которые заставляют относиться к страху как к чему-то постыдному и плохому. От этого зависит отношение ребенка к себе и эмоциям.

Что делать, когда ребёнку страшно

В момент страха уговоры и попытки успокоить ребенка неэффективны, но такой алгоритм поможет:

1. Телесный контакт. Ребёнку, объятому страхом, необходимо ощутить себя в своём теле. Можно взять за руку, погладить по плечам, голове, обнять, если он не сопротивляется, глубоко и ровно дышать: ребёнок инстинктивно начнёт дышать в такт с вами, предложить воды.

2. Эмоциональный контакт. В момент страха ребёнок, особенно маленький, может не понимать, что с ним происходит, поэтому имеет смысл назвать его состояние, показать, оно вам знакомо, вы с таким сталкивались и, в общем-то, знаете, что можно сделать:

— назовите эмоцию, которую испытывает ребёнок (Тебе страшно. Ты боишься. Что-то тебя напугало)
— признайте эту эмоцию (Да, неприятно. Ты плохо себя чувствуешь из-за своего страха. Тебе хочется плакать, это нормально.)
— покажите, что ребёнок не одинок (Я рядом, я с тобой.)

3. А вот контакт на уровне разума будет возможен только спустя какое-то время. Когда ребёнок занят проживанием страха, он не способен анализировать. Всё, что он может прямо сейчас, — чувствовать, и ему будет намного легче пройти через эти сложные переживания, если вы окажетесь рядом и установите с ним телесный и эмоциональный контакт.

Письмо своему страху

Здорово, если ребёнок, несмотря на то что ему бывает очень страшно, может в спокойные моменты подумать о себе, поиграть, проанализировать свой чувственный опыт. Можно предложить ему вот такие простые упражнения.

Визуализация. Представьте свой страх в виде человека или диковинного зверя. Какого он цвета, роста? Сколько у него ног? Какие у него волосы? На кого он похож? А есть в нём что-то красивое? Можете ли вы в моменты храбрости заговорить с этим страхом? А подшутить над ним?

Метафоры. Придумайте для своего страха несколько красивых образных сравнений. Хорошо, если это сравнение подчёркивает достоинства страха, признаёт его необходимость и ценность как чувства. Например:

— страх как противопожарная сирена;
— страх как уведомления в мобильном — время от времени напоминают, что ты не можешь всё предусмотреть;
— страх как волшебное вещество, которое «подсвечивает» то, что нам на самом деле важно и дорого

Письмо своему страху. Попробуйте вместе с ребёнком сочинить искреннее «письмо страху». Поругайте свой страх за все неприятные ощущения, посетуйте, что он слишком навязчив, резок, непредсказуем. А потом похвалите: за то, что не дал залезть с другими ребятами на крышу, за то, что не позволил плавать в море без нарукавников и т. д.

Что еще в книге

Когда в какой-нибудь книге, статье или на учебном вебинаре вам предлагают «избавиться от страха», знайте: этому ресурсу нельзя доверять. Избавление от страха — это утопия, а бесстрашие само по себе почти несовместимая с жизнью патология.

Нет смысла мечтать о том, чтобы ваши дети ничего не боялись. Лучше подумать, как научить их бояться так, чтобы страх, эта сильная, древняя эмоция, не мешал им жить, а, наоборот, помогал. Не вызывал дикую боль, а подавал ценный сигнал. Не вводил в ступор, а побуждал к полезному и разумному действию.

Книга поможет научить детей бояться правильно. Вот, о чем еще говорят авторы:

  • Механика страха: от рептильного мозга к неокортексу
  • «Боюсь, но сам не знаю чего»: чем опасна излишняя тревожность
  • «Не пойду, не скажу, не отвечу»: что делать с социальными страхами
  • «Мама, когда ты вернешься?»: как помочь ребенку на расстоянии
  • «А ты чего боишься?»: прорабатываем родительские страхи
  • «Хочу быть храбрым!»: почему стремление к бесстрашию вредно

Страх похож на мутное стекло, незаметную плёнку, которая отделяет нас от реального мира. Он не даёт нам двигаться вперёд и не позволяет рассмотреть этот мир. Мутный страх заставляет нас видеть любопытное зловещим, необычное — пугающим, многообещающее — рисковым. Осмысленное отношение к страху позволяет нам и нашим детям по-новому увидеть мир вокруг.

По материалам книги «Детские страхи».
Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи