Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Когда эмоции через край: кризис 5 лет у ребенка. Советы от Виктории Шиманской
1 мая 2023 4 657 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Пять лет — очень яркий возраст. Пора самых громких воплей, самых запоминающихся шалостей, самых безумных фантазий. Возраст разбитых коленок и распухших носов, ночных кошмаров и воображаемых друзей. И конечно, это очередной кризис — важный для дальнейшего развития юной личности.

Виктория Шиманская в своей новой книге «Детские кризисы» рассказывает об особенностях этого возраста, дает советы и рекомендации для родителей. вот некоторые из них.

Особенности развития пятилеток

Дети к пяти годам бывают крайне возбудимы. Они плачут и смеются, злятся и обижаются, кричат, ссорятся, меняют решение по десять раз за десять минут… а потом вдруг забиваются в уголок и угрюмо молчат часами, и вы мечтаете, чтобы они снова вопили и возмущались, потому что тишина в исполнении пятилетки — гораздо более зловещее и тревожное произведение. Резкие перепады настроения и повышенная возбудимость связаны с созреванием миндалевидного тела — области мозга, отвечающей за эмоции.

Там, где мы просто обрадовались, ребенок визжит от восторга, где мы слегка огорчились — рыдает навзрыд.

Это немного утомительно, но совершенно нормально. Даже сдержанные и замкнутые по натуре дети за один-два года до школы становятся более эмоциональны, чем обычно.

Эмоциональный кризис пяти лет замешан на бурном развитии воображения. Внутренний мир ребенка становится в разы более ярким, разнообразным, зачастую абсурдным, в нем переплетаются реальные и воображаемые друзья, возникают целые вселенные со своими правилами… Нам, взрослым, бывает очень трудно разбираться в этой мешанине образов и характеров. Выслушивать пятилетнего ребенка, играть с ним и давать обратную связь его рассказам — большой труд.


Источник

Но вам предстоит на каждом шагу принимать и признавать ценность того, что ребенок пяти-шести лет думает, как рассуждает. Ужасно хочется привлечь к себе внимание не только родителей, но и других детей и малознакомых взрослых. Уже зреет мечта как можно ярче выражать себя по своим сильным сторонам, чтобы добиться уважения окружающих. И конечно, не всегда удается выбрать правильный способ достижения этих целей.

Главный возрастной конфликт здесь — постоянный дисбаланс между ожиданиями ребенка и реакцией, которую выдает ему взрослый мир. Что с этим делать и как восстановить эмоциональное равновесие?

Основная задача этого возраста — научить ребенка проживать свои эмоции

К пяти годам ребенок заметно умнеет. Он все больше читает и слушает, накапливает знания обо всем на свете, учится рассуждать… Но это не значит, что нужно усаживать его за парту.

Пятилетке, вероятно, нет дела до получения знаний: ему просто очень хочется любой ценой удовлетворить потребность в общественном признании. Более того, стоит предположить, что ментальные упражнения заставляют его мозг плавиться от напряжения. Что поможет ему охладиться? Конечно, игры!


Источник

Самое полезное развивающее занятие для пятилетки — беззаботная беготня, спорт, свободные сюжетные игры в компании друзей, родителей или просто любимых игрушек. Учиться тоже можно, но только в гомеопатических дозах и в легком игровом режиме. Садиться за парту пока рано, как бы умен ребенок ни был.

Старайтесь поощрять не только те увлечения, которые принято считать полезными, но и выдумки, и шалости, и все, чем он занят целыми днями.

Это поможет ребенку лучше слышать собственные потребности и стать более уверенным. А еще необходимо научить ребенка проживать и узнавать свои эмоции. Помогут правила.

6 правил развития эмоционального интеллекта

1. Не бывает неправильных эмоций. Гнев и страх, лень и зависть, печаль и веселье в равной мере важны и имеют право на существование.

2. Каждый из нас больше, чем любая наша эмоция. Мы не равны нашему гневу, страху или радости. Не бывает так, чтобы одно определение — грустный, злой, робкий, весельчак — говорило о человеке все.

3. Все эмоции возникают с какой-то целью, подают некий важный сигнал. Если нам удастся распознавать и читать его, видеть причину возникновения того или иного сложного чувства, мы перестанем страдать от собственных эмоций.

4. Любые наши эмоции — это ресурс. Источник энергии, вдохновения, помощник в поиске верного решения. Поэтому сама мысль, что хорошо бы не испытывать той или иной эмоции, в некотором смысле абсурдна.

5. Сами эмоции законны, а вот некоторые их проявления — нет. Можно быть в ярости, но нельзя колотить кого-то — даже если ты сильно на него злишься. Можно бояться прививки — но бегать от врачей все же не стоит.

6. Управлять своими чувствами — сложная задача. Получится не все и не сразу — но стараться все-таки нужно.

Если у вас сложные отношения с собственными эмоциями, сейчас самое время немного поработать над собой и научиться спокойно проживать их, ведь ребенок будет учиться справляться с эмоциями именно у вас.

Раздаем настроения и развиваем эмоциональный интеллект

Было бы нечестно предлагать вам развивать эмоциональный интеллект ребенка и не дать ни одного подходящего упражнения.

Идеальная путевая игра: ею можно развлечься, пока вы идете утром в детский сад или едете по делам. Суть в том, что вы задаете друг другу задачки: один из вас указывает на любой предмет, а другой придумывает, какое у него настроение. Скажем, цветущий куст жасмина может показаться вам гордым, универмаг — веселым, проезжающая мимо машина — испуганной или даже сердитой в зависимости от того, что вы расслышите в звуке мотора.


Источник

Усложняйте себе задачу! Например, через две-три недели тренировок можно отказаться от самых простых, базовых эмоций и пытаться рассмотреть и уловить более сложные и редкие. Так вы расширите понятийный аппарат ребенка, познакомите его с разными оттенками человеческих чувств. Можно в какой-то момент предложить не использовать одну и ту же эмоцию дважды за день — это тоже хорошая тренировка, позволяющая лучше рассмотреть предметы вокруг и распознать более тонкие оттенки эмоций.

Я чувствую — потому что — я хотел бы

Универсальная формула для детей и взрослых, помогает выразить свои чувства наиболее экологичным способом. Если ребенку уже есть пять, можете постепенно ее осваивать. Например, вы слышите, что он в своей комнате рычит от злости, или ноет, или вздыхает. Попросите его ответить последовательно на вопросы.

Что я чувствую? Я рассержен, я огорчен, я очень сильно удивился и даже немного испугался.

Потому что… Потерялась важная деталь от лего, не удалось пойти гулять из-за сильного дождя, вдруг я заметил, что наш кот может прыгать со шкафа на комод.

Я хотел бы… Чтобы детали больше не терялись. Чтобы дождь прекратился. Чтобы кот себе ничего не повредил.

Когда ребенок освоит эту формулу, можно продолжить ее диалогом: а что мы можем сделать, чтобы все получилось так, как ты хочешь? Скажем, давай придумаем специальный ящик для деталей лего, куда ты будешь их складывать, как только поиграешь? Или купим дождевик и пойдем гулять даже под проливным дождем?

Как справиться с эмоцией?

Человек не равен своим эмоциям. Даже самые сильные и сложные чувства меньше нас и не могут составлять 100% нашей личности. В пять лет дети могут не понять сложной формулировки, зато им вполне по силам поиграть в эмоции, привыкнуть к тому, что они относительно малы и управляемы. В сложной ситуации задавайте вопросы: «На что похожа твоя эмоция? И что с ней можно сделать?»

Старайтесь вместе найти образный ответ и решение. Например, когда ты сердишься, внутри тебя как будто раздувается большой шар с горячим воздухом. Представь, что этот шар не внутри, а снаружи. И его можно осторожно, потихоньку сдуть. Или мысленно отпустить в небо.

По материалам книги «Детские кризисы».

Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи