Психология
Когда эмоции через край: кризис 5 лет у ребенка. Советы от Виктории Шиманской
1 мая 407 просмотров
Психология
Когда эмоции через край: кризис 5 лет у ребенка. Советы от Виктории Шиманской
1 мая 407 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Пять лет — очень яркий возраст. Пора самых громких воплей, самых запоминающихся шалостей, самых безумных фантазий. Возраст разбитых коленок и распухших носов, ночных кошмаров и воображаемых друзей. И конечно, это очередной кризис — важный для дальнейшего развития юной личности.

Виктория Шиманская в своей новой книге «Детские кризисы» рассказывает об особенностях этого возраста, дает советы и рекомендации для родителей. вот некоторые из них.

Особенности развития пятилеток

Дети к пяти годам бывают крайне возбудимы. Они плачут и смеются, злятся и обижаются, кричат, ссорятся, меняют решение по десять раз за десять минут… а потом вдруг забиваются в уголок и угрюмо молчат часами, и вы мечтаете, чтобы они снова вопили и возмущались, потому что тишина в исполнении пятилетки — гораздо более зловещее и тревожное произведение. Резкие перепады настроения и повышенная возбудимость связаны с созреванием миндалевидного тела — области мозга, отвечающей за эмоции.

Там, где мы просто обрадовались, ребенок визжит от восторга, где мы слегка огорчились — рыдает навзрыд.

Это немного утомительно, но совершенно нормально. Даже сдержанные и замкнутые по натуре дети за один-два года до школы становятся более эмоциональны, чем обычно.

Эмоциональный кризис пяти лет замешан на бурном развитии воображения. Внутренний мир ребенка становится в разы более ярким, разнообразным, зачастую абсурдным, в нем переплетаются реальные и воображаемые друзья, возникают целые вселенные со своими правилами… Нам, взрослым, бывает очень трудно разбираться в этой мешанине образов и характеров. Выслушивать пятилетнего ребенка, играть с ним и давать обратную связь его рассказам — большой труд.


Источник

Но вам предстоит на каждом шагу принимать и признавать ценность того, что ребенок пяти-шести лет думает, как рассуждает. Ужасно хочется привлечь к себе внимание не только родителей, но и других детей и малознакомых взрослых. Уже зреет мечта как можно ярче выражать себя по своим сильным сторонам, чтобы добиться уважения окружающих. И конечно, не всегда удается выбрать правильный способ достижения этих целей.

Главный возрастной конфликт здесь — постоянный дисбаланс между ожиданиями ребенка и реакцией, которую выдает ему взрослый мир. Что с этим делать и как восстановить эмоциональное равновесие?

Основная задача этого возраста — научить ребенка проживать свои эмоции

К пяти годам ребенок заметно умнеет. Он все больше читает и слушает, накапливает знания обо всем на свете, учится рассуждать… Но это не значит, что нужно усаживать его за парту.

Пятилетке, вероятно, нет дела до получения знаний: ему просто очень хочется любой ценой удовлетворить потребность в общественном признании. Более того, стоит предположить, что ментальные упражнения заставляют его мозг плавиться от напряжения. Что поможет ему охладиться? Конечно, игры!


Источник

Самое полезное развивающее занятие для пятилетки — беззаботная беготня, спорт, свободные сюжетные игры в компании друзей, родителей или просто любимых игрушек. Учиться тоже можно, но только в гомеопатических дозах и в легком игровом режиме. Садиться за парту пока рано, как бы умен ребенок ни был.

Старайтесь поощрять не только те увлечения, которые принято считать полезными, но и выдумки, и шалости, и все, чем он занят целыми днями.

Это поможет ребенку лучше слышать собственные потребности и стать более уверенным. А еще необходимо научить ребенка проживать и узнавать свои эмоции. Помогут правила.

6 правил развития эмоционального интеллекта

1. Не бывает неправильных эмоций. Гнев и страх, лень и зависть, печаль и веселье в равной мере важны и имеют право на существование.

2. Каждый из нас больше, чем любая наша эмоция. Мы не равны нашему гневу, страху или радости. Не бывает так, чтобы одно определение — грустный, злой, робкий, весельчак — говорило о человеке все.

3. Все эмоции возникают с какой-то целью, подают некий важный сигнал. Если нам удастся распознавать и читать его, видеть причину возникновения того или иного сложного чувства, мы перестанем страдать от собственных эмоций.

4. Любые наши эмоции — это ресурс. Источник энергии, вдохновения, помощник в поиске верного решения. Поэтому сама мысль, что хорошо бы не испытывать той или иной эмоции, в некотором смысле абсурдна.

5. Сами эмоции законны, а вот некоторые их проявления — нет. Можно быть в ярости, но нельзя колотить кого-то — даже если ты сильно на него злишься. Можно бояться прививки — но бегать от врачей все же не стоит.

6. Управлять своими чувствами — сложная задача. Получится не все и не сразу — но стараться все-таки нужно.

Если у вас сложные отношения с собственными эмоциями, сейчас самое время немного поработать над собой и научиться спокойно проживать их, ведь ребенок будет учиться справляться с эмоциями именно у вас.

Раздаем настроения и развиваем эмоциональный интеллект

Было бы нечестно предлагать вам развивать эмоциональный интеллект ребенка и не дать ни одного подходящего упражнения.

Идеальная путевая игра: ею можно развлечься, пока вы идете утром в детский сад или едете по делам. Суть в том, что вы задаете друг другу задачки: один из вас указывает на любой предмет, а другой придумывает, какое у него настроение. Скажем, цветущий куст жасмина может показаться вам гордым, универмаг — веселым, проезжающая мимо машина — испуганной или даже сердитой в зависимости от того, что вы расслышите в звуке мотора.


Источник

Усложняйте себе задачу! Например, через две-три недели тренировок можно отказаться от самых простых, базовых эмоций и пытаться рассмотреть и уловить более сложные и редкие. Так вы расширите понятийный аппарат ребенка, познакомите его с разными оттенками человеческих чувств. Можно в какой-то момент предложить не использовать одну и ту же эмоцию дважды за день — это тоже хорошая тренировка, позволяющая лучше рассмотреть предметы вокруг и распознать более тонкие оттенки эмоций.

Я чувствую — потому что — я хотел бы

Универсальная формула для детей и взрослых, помогает выразить свои чувства наиболее экологичным способом. Если ребенку уже есть пять, можете постепенно ее осваивать. Например, вы слышите, что он в своей комнате рычит от злости, или ноет, или вздыхает. Попросите его ответить последовательно на вопросы.

Что я чувствую? Я рассержен, я огорчен, я очень сильно удивился и даже немного испугался.

Потому что… Потерялась важная деталь от лего, не удалось пойти гулять из-за сильного дождя, вдруг я заметил, что наш кот может прыгать со шкафа на комод.

Я хотел бы… Чтобы детали больше не терялись. Чтобы дождь прекратился. Чтобы кот себе ничего не повредил.

Когда ребенок освоит эту формулу, можно продолжить ее диалогом: а что мы можем сделать, чтобы все получилось так, как ты хочешь? Скажем, давай придумаем специальный ящик для деталей лего, куда ты будешь их складывать, как только поиграешь? Или купим дождевик и пойдем гулять даже под проливным дождем?

Как справиться с эмоцией?

Человек не равен своим эмоциям. Даже самые сильные и сложные чувства меньше нас и не могут составлять 100% нашей личности. В пять лет дети могут не понять сложной формулировки, зато им вполне по силам поиграть в эмоции, привыкнуть к тому, что они относительно малы и управляемы. В сложной ситуации задавайте вопросы: «На что похожа твоя эмоция? И что с ней можно сделать?»

Старайтесь вместе найти образный ответ и решение. Например, когда ты сердишься, внутри тебя как будто раздувается большой шар с горячим воздухом. Представь, что этот шар не внутри, а снаружи. И его можно осторожно, потихоньку сдуть. Или мысленно отпустить в небо.

По материалам книги «Детские кризисы».

Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Психология

Похожие статьи