Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Убери игрушки! Сензитивный период порядка в Монтессори
19 апреля 2023 1 037 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Наверняка вы много раз за день говорите ребенку: «Убери за собой». Поддержание порядка дается детям с трудом. Если ребенок достал что-то из ящика, этот предмет наверняка останется лежать на полу. Если он с чем-то играл, игрушки так и останутся разбросанными после игры. Все это в порядке вещей. Однако все дети обязательно за собой убирают, когда приходят в детские сады Монтессори.

В чем же отличие дома от детского сада? И как использовать секреты Монтессори дома? Ответ — в новинке «Монтессори по-японски: легендарная система воспитания самостоятельных детей».

Чем меньше, тем лучше

В детском саду Монтессори количество игрушек невелико. Это ограничение введено специально. Кроме того, эти игрушки разделены по типам. Дома игрушек, как правило, намного больше. По этой причине детям сложно убирать за собой. Но если вы правильно организуете пространство, уборка не будет вызывать у ребенка проблем.

Одна из особенностей детей в сензитивный период — желание сортировать вещи. Например, во время прогулки в парке ребенку хочется разложить найденные им камешки от большого к маленькому. Или он раскладывает камни по размерам. Учтите эту особенность при организации места для хранения игрушек, и ребенку будет легче убираться.

Полки

Полки и контейнеры для хранения вещей отлично подходят, чтобы сортировать в них игрушки по типу. Расположите полку так, чтобы на нее в ряд могли поместиться три контейнера. Рядом повесьте еще одну, чтобы встали еще три контейнера. В сумме должно получиться шесть отсеков. Если ваш ребенок уже умеет ползать или учится ходить, то такого количества «ящиков» будет более чем достаточно. Когда ваш ребенок подрастет, вы сможете повесить полки друг над другом и задвинуть внутрь каждого отсека контейнеры для хранения вещей.

Отведите каждую полку под определенный тип игрушек: например, под конструкторы, поезда, игровые кухонные наборы и так далее. Если разделить игрушки по типу, ребенку будет проще в них ориентироваться. Если малыш еще не умеет читать, вы можете приклеить на контейнеры фото или иллюстрации с изображением того, что в них хранится. Если читать ребенок уже научился, можно написать на контейнерах названия игрушек. Например, «Конструкторы», и так далее. Тогда ребенку будет легко убирать игрушки на место.

Мама должна всегда убирать игрушки в одно и то же место

Помимо этого, важно, чтобы мама всегда убирала игрушки в одно и то же место. Ребенок будет наблюдать за вами и начнет подражать, поэтому тоже будет убирать все на места. Это помогает развивать у ребенка внутреннее чувство порядка. С таким подходом даже маленькие дети, которые еще только научились ходить, смогут убирать вещи на место.

Если человек с детства привыкает убирать за собой, то в более взрослом возрасте он будет испытывать дискомфорт, когда вещи разбросаны. Для развития этого навыка вам не нужно каждый раз предпринимать какие-то особенные действия. Стоит всего лишь подготовить окружающее ребенка пространство таким образом, чтобы он научился убирать за собой.

Если у ребенка слишком много игрушек, оставьте только те, которые нравятся ему больше всего. Остальные спрячьте в шкаф. Время от времени можно доставать игрушки из шкафа и заменять ими те, с которыми ребенок уже наигрался. Понаблюдайте за ребенком. Нет ли у него любимой игрушки, с которой он играет всегда? Оставьте только те вещи, которые ребенку интересны. Если оставить на полках игрушки, к которым ребенка не тянет, они так и будут лежать раскиданными по комнате.

Воспользуйтесь внутренним стремлением ребенка к порядку

Правильная организация пространства касается не только хранения игрушек. Ребенку будет проще убираться, если вы подготовите место, в котором должны лежать и другие его вещи. Подумайте, где именно должна храниться его одежда, где будет лежать его портфель и все остальное. Выберите, где именно на обувной полочке будет стоять обувь вашего ребенка. Вы можете наклеить особую наклейку на выбранное место.

Заранее определите, где и чем будет заниматься ребенок

Также вашему ребенку будет комфортно, если вы заранее решите, где он будет заниматься своими делами. Например, где вы будете приучать его к использованию горшка. Не стоит менять подгузники ребенку где придется. Выберите для этого конкретное место. Если вы решили делать это в гостиной, определите, где именно. Постелите на выбранном месте небольшой коврик. Пусть ваш ребенок снимает подгузник только там. Конечно, вы также можете устроить подобное местечко непосредственно перед туалетом.

Всегда храните мусор и сменные подгузники в одних и тех же местах. Тогда вы сможете быстро взять новый подгузник и выбросить старый, ведь каждый раз вы будете выполнять одну и ту же последовательность действий.

Когда ребенок привыкнет к этому, он будет сам идти в выбранное место, как только вы ему скажете, что пришло время сменить подгузник. Вам больше не придется бегать за ребенком, пока он носится по квартире с голой попой! Такой же подход используется в раздевалке детского сада. Когда ребенок подрастет, ему нужно будет куда-то вешать верхнюю одежду. Когда он снимает и надевает ее в одном и том же месте, у него вырабатывается соответствующая привычка.

Ребенок привыкает к тому, что он всегда делает определенные вещи в конкретных местах. Так малыш перестает путаться в том, как совершать те или иные действия, и в его голове все раскладывается по полочкам.

Каждый день кладите посуду в одно и то же место

Выберите место, куда малыш всегда должен убирать посуду после приема пищи. Даже если ребенок только учится ходить, он сможет без проблем убирать за собой тарелки и чашки и ставить их на место. Параллельно он учится держать равновесие. После того как ребенок несколько раз проделает это, в его голове естественным образом выстроится нужная последовательность действий: поел → убрал за собой.

При выборе предметов, которыми будет пользоваться ваш ребенок, стоит обратить внимание на следующие критерии:

  • подходящий размер
  • подходящий вес
  • прочность (ребенок не должен сломать эту вещь)
  • удобство использования

По материалам книги «Монтессори по-японски: легендарная система воспитания самостоятельных детей».

Рубрика
Психология
Похожие статьи