Чевостик решил стать врачом, но, прежде чем это случится, им с дядей Кузей предстоит сделать множество открытий о здоровье. В новой книге «Здоровые привычки» они отправятся в путешествие и узнают, что случится, если не следить за своим телом, не гулять и не играть в подвижные игры, что такое здоровая еда и почему нельзя есть только чипсы и конфеты, что такое ментальное здоровье, как о нём заботиться и… многое другое.
Делимся полезными отрывками из книги. В них Чевостик и дядя Кузя объясняют малышам, зачем чистить зубы и соблюдать другие правила гигиены. Прочтите их вместе с ребенком.
Зачем и как чистить зубы
Наше путешествие будет медицинским. Настраиваю времяскок. 1919 год. Москва.
— Дядя Кузя, что там в витрине такое? Видимо, что-то интересное и весёлое, потому что все смотрят и смеются, а мне из-за толпы ничего не видно.
— Сейчас посажу тебя на плечи, и ты хорошенько всё рассмотришь.
— Какие рисунки смешные! И стихи тоже: «Грязные руки грозят бедой! Чтоб хворь тебя не сломила — будь культурен: перед едой мой руки мылом!» А вот ещё смешнее: «То, что брали чужие рты, в свой рот не бери ты!»
— Это стихи поэта Владимира Маяковского.
— Дядя Кузя, стихи, конечно, хорошие, но зачем он их сочинял? Разве взрослые, которые эти плакаты смотрят и стихи читают, не знают, что нужно мыть руки и голову, принимать душ, стричь ногти? Или зубы чистить. Вот читай: «Зубы чисть дважды, каждое утро и вечер каждый».
Иллюстрация здесь и далее из книги «Здоровые привычки»
— Представь себе, Чевочка, многие взрослые люди тогда, а некоторые и сейчас даже, не знали и не знают элементарных правил гигиены.
— А я знаю. Руки мою и теперь ещё за тобой слежу. Посмотри, какие у меня чистые волосы. И причёсанные… Ну, с утра были, теперь на ветру растрепались, а расчёску я дома забыл. Вернусь — сразу приведу себя в порядок. И зубы я чищу дважды в день: утром и вечером. Ты ещё помогаешь мне это делать, хотя я и сам прекрасно бы справился.
— Помогаю, потому что мало просто чистить зубы. Надо делать это правильно. Ты хотел совершить открытие? Тогда попробуй это сделать! Настраиваю времяскок. Наше время. Летний лагерь отдыха для детей.
— Дядя Кузя, скорее исправляй настройки времяскока! Смотри, как здесь много змей! Они меня ужасно пугают! Гигантская метла пытается змеюк прогнать. Но они хитрые — забиваются в щели. Метла метёт, но толку никакого. А змеи-то грызут землю, грызут, пещерки себе делают и прячутся в них. Ты не ошибся, случайно? Это точно летний лагерь, а не змеиное логово?
— Нет, Чевочка, не ошибся. Ты разве забыл, что режим времяскока увеличительный? Мы в летнем лагере. Сейчас утро, дети чистят зубы. И…
— Молчи, дядя Кузя, молчи. А то ты сейчас сам всё расскажешь и сам вместо меня открытие совершишь. Я уже всё понял. Мы у кого-то во рту, да? Это не опасно? Нас не проглотят?
— Правильно догадался. Мы во рту у мальчика. Не волнуйся, нас не проглотят.
— Значит, метла — это вовсе не метла, а зубная щётка. А змеи — не змеи, а бактерии. Мальчик щёткой туда-сюда водит, хочет бактерии смыть. Ох, как он лихо ею орудует, прямо как я шваброй, когда помогаю тебе пол мыть. Вот только моя швабра грязь с пола смывает, а щётка мальчика бактериям нипочём. Они хитрющие, вёрткие, от щётки в щели между зубами прячутся. И в пещерки, то есть в дырки, прячутся. И дальше их грызут, всё глубже и глубже.
— Дырки, или по-научному кариес, появились потому, что мальчик плохо чистил зубы. В результате на них оставалась пища, которой питаются бактерии. Во рту они размножаются и повреждают зубную эмаль — прогрызают эти самые дырки-пещерки. Если кариес не лечить, можно и зуб потерять.
— А лечить, между прочим, бывает больно. Помнишь, мы ходили молочный зуб вырывать, он сам никак не хотел выпадать? Передо мной девочке зуб лечили, так она на весь коридор кричала. Наверное, она зубы неправильно чистила.
— Наверное. А хочешь посмотреть, как правильно чистить зубы, чтобы не было кариеса?
— Конечно хочу.
— Тогда заглянем в рот к другому мальчику.
— Тут бактериям плохо приходится. Ух, как щётка-метла их гонит! От десны — к краю, от десны — к краю. Хитрюги-бактерии с другой стороны зуба спрятаться пытаются, да не тут-то было.
— Потому что мальчик зубы с двух сторон чистит. И даже по языку щёткой проводит, чтобы и оттуда бактерии выгнать.
— А пещерок-дырок в его зубах нет. Потому что некому их прогрызать и жить в них некому. Ура!!! Армия бактерий разбита! Дядя Кузя, вот и открытие:
— Точно. Зубы чисти, как стоматолог. Ведь у стоматологов не бывает зубов с дырками, правда? Дядя Кузя, а ты не можешь увеличительно-ускорительный режим убрать? Я кое-что придумал.
Моем руки правильно
Такое веселое задание поможет ребенку запомнить простые правила гигиены.
Ты всегда моешь руки перед едой или после улицы? А сколько раз в день ты чистишь зубы? Возьми большой лист бумаги и нарисуй плакат, который будет напоминать тебе и членам твоей семьи о том, что надо соблюдать правила гигиены. Попробуй придумать напоминание в стихах. Раскрась плакат яркими цветами и повесь на видное место.
А вот правила гигиены, которые помогут запомнить, как правильно мыть руки, чистить зубы и многое другое.
1. Чтобы не заболеть, надо перехитрить и прогнать бактериЙ. Проснулся — надень чистое нижнее бельё, умойся, почисти зубы. Да не кое-как, а по правилам, правильной щёткой и пастой.
2. После туалета и перед едой мой руки с мылом.
3. Когда вымыл — вытри насухо. На влажных руках бактериям раздолье.
4. Каждую неделю подстригай ногти.
5. Вечером обязательно принимай душ. И про мочалку не забывай.
Этот яркий и полезный плакат можно скачать и распечатать. Открыть в полном размере
6. Помни: зубная щётка, мочалка, расчёска, обувь, бельё — это только твоё! Никому больше нельзя пользоваться этими предметами. Тебе ведь не нужны чьи-то бактерии?
7. Мой голову не реже двух раз в неделю. Причёсывай волосы.
8. Никогда не пей и не ешь из чужой немытой посуды. И чужими приборами тоже не пользуйся.
10. Проверь, не забыл ли ты носовой платок или одноразовые бумажные платочки.
По материалам книги «Здоровые привычки».
Обложка статьи: иллюстрация из книги