Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как научить ребенка справляться со страхами
19 января 2023 882 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Страх — эмоция, с которой мы сталкиваемся ежедневно. И порой мы боимся так сильно, что тратим на это очень много сил. Виктория Шиманская и Александра Чканикова в своей книге «Мама, я боюсь!» помогают ребятам справиться со страхами. Предлагаем вам несколько полезных упражнений из книги

Изучаем свой страх

Здорово, если ребёнок, несмотря на то что ему бывает очень страшно, может в спокойные моменты подумать о себе, поиграть, проанализировать свой чувственный опыт. Можно предложить ему вот такие простые упражнения.

Визуализация. Представьте свой страх в виде человека или диковинного зверя. Какого он цвета, роста? Сколько у него ног? Какие у него волосы? На кого он похож? А есть в нём что-то красивое? Можете ли вы в моменты храбрости заговорить с этим страхом? А подшутить над ним?

Источником вдохновения может стать аниме-сериал «Наруто», где внутри некоторых героев живут ужасные животные. Детям удаётся их приручить, договориться и впоследствии общаться: мальчик может посмеяться со своим внутренним зверем, послушать его совет, а в следующий момент цыкнуть на него и сделать всё по-своему.


Источник

Метафоры. Придумайте для своего страха несколько красивых образных сравнений. Хорошо, если это сравнение подчёркивает достоинства страха, признаёт его необходимость и ценность как чувства. Например:

— страх как противопожарная сирена;
— страх как уведомления в мобильном — время от времени напоминают, что ты не можешь всё предусмотреть;
— страх как волшебное вещество, которое «подсвечивает» то, что нам на самом деле важно и дорого.

Письмо своему страху. Попробуйте вместе с ребёнком сочинить искреннее «письмо турецкому султану». Поругайте свой страх за все неприятные ощущения, посетуйте, что он слишком навязчив, резок, непредсказуем… А потом похвалите: за то, что не дал залезть с другими ребятами на крышу, за то, что не позволил плавать в море без нарукавников и т. д.

Тренируем терпимость к чужим страхам

Составьте список из двадцати-тридцати самых разных страхов (можно взять в том числе «нестрашные»). Хорошо, если в списке будут ваши страхи, страхи ребёнка и страхи, которые не близки никому из вас.

Правила игры: по очереди тяните карточки и рассказывайте о выпавшем страхе. Только есть важное условие: у одного игрока страх должен быть совсем слабым (а может быть, его и совсем не будет), а у другого — очень-очень сильным, почти что фобия.

Например:

Мне выпала крыса. Ну что, крыса — небольшой зверёк, с ней легко справиться. Она серенькая и пушистая, даже милая. У неё зубы смешные. Она умная. В общем, если ты встретился с крыской где-нибудь в контактном зоопарке, её можно и не испугаться. Крыса — милашка!


Источник

А я оппонирую! Крысы просто ужасные! Они быстрые, хитрые, у них злые, горящие в темноте глаза. Крысы переносят страшные болезни. А ещё они могут запросто обглодать слона! Если увидишь стаю крыс, бегущих с корабля, то точно будешь их всю жизнь бояться. Или как в книге про Эмиля из Лённеберги, когда крыса пробежала по лицу спящей девушки, — вот это шок! Ужасно страшно.

Упражнение «Пять чувств»

В момент страха человек чувствует себя слабым. Чтобы справиться со сложной эмоцией, нужно напомнить себе, что ты всё же достаточно силён и можешь чем-то управлять в своей жизни. Пусть ребёнок последовательно задаст себе пять вопросов:

1. Что я чувствую прямо сейчас?
2. Чего я хочу?
3. Что я знаю?
4. Что я могу?
5. Что я сделаю прямо сейчас?


Источник

Например:

Я пришёл домой из школы, а дома никого. И записки нет, и я совсем не ожидал, что буду вечером один. Мне страшно в пустой тёмной квартире.

— Что я чувствую? Мне страшно, да, но ещё мне жарко, потому что я забыл снять свитер, когда пришёл домой. И я немного голоден.
— Чего я хочу? Чтобы все пришли домой. Ну или чтобы я узнал, что с ними всё в порядке и они скоро вернутся.
— Что я знаю? Что квартира была заперта, мы живём на двенадцатом этаже, поэтому, скорее всего, никаких грабителей дома нет. Диких львов, вероятно, тоже. Но темнота мне неприятна.
— Что я могу? Очень много чего. Я могу о себе позаботиться: проверить, заперта ли дверь, переодеться в удобную одежду, включить музыку или телевизор, зажечь свет, приоткрыть форточку, чтобы было не так жарко. Могу сам сделать себе бутерброд, если проголодаюсь.
— Что я сделаю прямо сейчас? Зажгу свет во всей квартире: так мне будет спокойнее. Потом сниму свитер, выпью воды и позвоню маме. У меня есть её номер.

Что делать, когда ребёнку страшно

1. Телесный контакт. Ребёнку, объятому страхом, просто необходимо ощутить себя в своём теле. Но действовать нужно мягко и осторожно.

Так делать не надо:

— окрикивать
— трясти за плечи
— вести в ванную, ставить под душ, умывать холодной водой, брызгать воду на лицо
— пытаться привести в чувство щипками или шлепками, даже самыми лёгкими

А так можно:

— взять за руку
— легонько погладить по плечам, голове
— обнять, если он не сопротивляется
— глубоко и ровно дышать: ребёнок инстинктивно начнёт дышать в такт с вами
— попробовать мягко сменить позу (например, посадить)
— предложить воды.

2. Эмоциональный контакт. В момент страха ребёнок, особенно маленький, может не понимать, что с ним происходит, поэтому имеет смысл назвать его состояние, показать, оно вам знакомо, вы с таким сталкивались и, в общем-то, знаете, что можно сделать:

— назовите эмоцию, которую испытывает ребёнок (Тебе страшно. Ты боишься. Что-то тебя напугало.)
— признайте эту эмоцию (Да, неприятно. Ты плохо себя чувствуешь из-за своего страха. Тебе хочется плакать, это нормально.)
— покажите, что ребёнок не одинок (Я рядом, я с тобой.).


Источник

3. А вот контакт на уровне разума будет возможен только спустя какое-то время. Когда ребёнок занят проживанием страха, он не способен анализировать, обдумывать, размышлять. Всё, что он может прямо сейчас, — чувствовать, и ему будет намного легче пройти через эти сложные переживания, если вы окажетесь рядом и установите с ним телесный и эмоциональный контакт.

Когда вы увидите, что страх отступил (дыхание стало ровнее, изменился цвет кожи и т. д.), не спешите сразу заводить разговор о его причинах. Лучше закрепить успех и продолжить работу с телом и эмоциями:

— помогите ребёнку принять удобное положение: уютно улечься или, наоборот, пройтись
— немного измените внешнюю среду: откройте или закройте окно, убавьте свет, раздвиньте шторы
— если ребёнок готов с вами поделиться, выслушайте его. Если нет, попробуйте расспросить, что случилось, но не настаивайте.

По материалам книги «Мама, я боюсь!».
Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи